ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Почему нужно изучать права человека? В современной школе много времени уделяют информированности участников образовательного процесса на тему правового просвещения. Одним из стендов является «Уголок правовых знаний». Он оборудован для правового просвещения не только учащихся и сотрудников учреждения, но и для родителей или законных представителей несовершеннолетних.
Цель уголка – разъяснение законодательства по вопросам: социально-правовой защищенности; развитию правового сознания; защиты прав и свобод несовершеннолетних, их законных представителей, педагогов и других участников образовательного процесса; раскрытию содержания прав и обязанностей участников образовательного процесса, преодоление правового нигилизма.
Я стал замечать что сейчас, в современном обществе, каждый ребенок на много чаще стал использовать такие словосочетания как: «я имею право…»; «вы не имеете права…» и т.д. Такая тенденция не несет ни чего плохого в принципе. Возможно, это и есть один из результатов мероприятий направленных на правовое просвещение, начиная уже с довольно таки раннего возраста. Но, на мой взгляд, в объеме «правовой просвещенности», где-то глубоко потерян еще один взаимодополняющий термин как «обязанность».
В современном мире, в теории, понятия «права и обязанности» коренным образом вросли в наше общество, а вот практическое проявление, уже заставляет задуматься, а все ли соблюдается и всеми ли участниками социума?
Я не вправе, да и не в моих силах, возможно, рассматривать данный вопрос в глобальном значении. Все что я могу на текущем этапе изучения этого вопроса, проанализировать ситуацию с уровнем правовой просвещенности, в сфере «прав и обязанностей», в рамках группы обучающихся своей спортивной школы, соотнести их знания с пониманием, а так же постараться предложить варианты решения данной проблемы на очной беседе в виде дискуссии.
Прежде чем приступить к анализу текущего состояния дел, и совместному поиску решений этой проблемы, необходимо дать все же определение таким понятиям как «права» и «обязанности» а так же правовое просвещение и его роль в гражданском обществе.
Права — это фундаментальные нормативные правила о том, что разрешено людям или что им принадлежит в соответствии с какой-либо правовой системой, социальной конвенцией или этической теорией
Обязанность – это круг занятий, действий, поступков, возложенных на кого либо, и обязательных к выполнению (согласно закону, должностным инструкциям, общественным требованиям, внутреннему побуждению).
Под правовым просвещением зачастую понимается особая деятельность по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации. Но к правовому просвещению следует относить и деятельность по формированию и повышению правового сознания, правовой культуры, умений в реализации прав и свобод.
Такое понимание представлено в документе «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. 28.04.2011 № Пр-1168), утвержденном Президентом РФ.
Для анализа уровня просвещенности своей группы на тему «права и обязанности», в онлайн сервисе «Яндекс», мною была создана форма в виде опроса. В него вошли 6 вопросов, целью которых являлось, раскрытие их уровня знаний и представлений о «правах и обязанностях», способы получения информации и мероприятия направленные на просвещения на данную тему.
Всего в опросе приняли участие 55 человек. Опрос был проведен среди обучающихся с 5 по 11 класс общеобразовательных школ, занимающихся в секции футбола в дверце спорта и юношества «Прикамье», а так же учащихся школ Свердловского района г. Перми.
Целью моего анализа являлись следующие вопросы.
- Проводится ли в школе «Правовое просвещение» и за счет, каких средств и мероприятий.
- Понимание обучающимися, значение таких терминов как «Права» и «Обязанность»
- Личная значимость правового просвещения обучающегося
Проанализировав полученные результаты опроса, я пришел к следующим выводам:
Все обучающиеся имеют правильное представление о значении терминов «права» и «обязанность». Во всех школах проводится работа на тему правового просвещения, хотя она и является поверхностной. Основными мероприятиями направленным на повышение уровня правового просвещения являлись урок обществознания и классный час. Каких либо других мероприятий не называлось. Личная значимость правового просвещения находится на высоком уровне. Каждый из ребят для себя подчеркивал высокую заинтересованность в повышении познавательной активности в области правового просвещения, на тему прав и обязанностей. В дискуссионной встрече, мы с ребятами обсудили общие проблемы, связанные с недостаточностью различных профилактических мероприятий, а так же, постарались предложить пути и способы решения, то есть предложить возможный комплекс меры, чтобы повысить уровень правового просвещения в школе среду учащихся.
Еще с давних лет в разные века, некоторые ученые и философы считали: единственное средство сделать народ счастливым - просветить его. Я считаю очень важным направлением, вести просвещение о пользе законов, гражданских прав и свобод, необходима на протяжении всего времени образовательного и тренировочного процесса. Проводить беседы с обучающимися на тему правого просвещения, направленное на понимание ценностей и принципов, лежащих в основе правовой системы. Необходимо лишь предусмотреть и продумать такие способы и формы организации мероприятий, направленных на «правовое просвещение», чтобы заинтересовать детей и повысить их познавательную активность.
Чтобы продумать комплекс мер или мероприятий направленных на повышение правового просвещения, необходимо рассмотреть основные цели государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
Такими целями являются:
1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;
2) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.
3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;
4) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;
С учетом проделанной работы, мы вместе пришли к выводу о том, что одним из главных принципов существование правового государства и общества, является создание единого правового поля, а главное единой системы соблюдения, надзора за соблюдением и применению равноправной ответственности за уклонения от принятых норм.
В современном мире Правовое просвещение детей особенно актуально в подростковом и юношеском возрасте, именно в этот период формируются личностные установки человека, но все больше появляется необходимость такой работы уже с раннего возраста. Правовое просвещение помогает формированию социальной активности школьников, дают возможность правильно ориентироваться в жизни. Знание своих прав дает возможность детям чувствовать себя увереннее, помогает отстаивать свои интересы в образовании и личной жизни.
Ребята в процессе обсуждения предлагали различные мероприятия, а так же и формы их проведения. При организации таких мероприятий с учащимися: может быть организована системная деятельность, ориентированная на становление личности обучающегося как сознательного носителя правовой свободы и обязанностей, право послушного свободного гражданина, творческого соучастника развития гражданского демократического общества. В этом случае деятельность по правовому просвещению обучающихся включает:
- анализ нормативно-правовых документов различного уровня, обеспечивающих реализацию прав и свобод детей;
- разработку и реализацию комплексной программы освоения правовых основ всеми участниками образовательной деятельности;
- систематический поиск путей и механизмов наилучшего обеспечения интересов, прав, свобод детей в образовательной деятельности и устранения всех форм дискриминации;
- разработку и реализацию системы мониторинга правовой развитости, воспитанности детей;
- создание партнерских отношений с организациями, осуществляющими деятельность по вопросам правового воспитания детей и подростков;
- и так далее.
Правовое просвещение в дополнительном образовательном учреждении - многоаспектная система деятельности, включающая различные формы:
- пропаганду права с использованием средств массовой информации (журналы, радио, телевидение, интернет);
- устная правовая пропаганда – организация лекций, бесед, консультаций, тренингов, дискуссии и так далее;
- издание печатных материалов (стенгазеты, информационные листы, брошюры, комментарии законов и правовой практики);
- совместное изучение произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам - кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей;
- проведение ролевых и деловых игр, квестов, создание проектов, экскурсии в государственные учреждения.
Современный этап развития общества диктует необходимость пересмотра и многих традиционных форм правового просвещения. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политико-правовом фундаменте.
В заключении хочу сказать о том, что высокая потребность учащихся быть грамотными в правовом поле, требует от педагогов пересмотреть те механизмы, за счет которых происходит правовое просвещение не зациклится на одном лишь уроке обществознания или классном часе. Требуется творческий подход в процессе создания и организации таких мероприятий. Предпочтение необходимо отдать использованию практико-ориентированного похода с элементами визуализации информации, вовлекать в игровую совместную деятельность, а также находить способы стимулирования и поощрения.