Статья:

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Лихачев П.В. ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 23(202). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/202/115658 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Лихачев Петр Владимирович
магистрант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Пермь

 

Почему нужно изучать права человека? В современной школе много времени уделяют информированности участников образовательного процесса на тему правового просвещения. Одним из стендов является «Уголок правовых знаний». Он оборудован для правового просвещения не только учащихся и сотрудников учреждения, но и для родителей или законных представителей несовершеннолетних.

Цель уголка – разъяснение законодательства по вопросам: социально-правовой защищенности; развитию правового сознания; защиты прав и свобод несовершеннолетних, их законных представителей, педагогов и других участников образовательного процесса; раскрытию содержания прав и обязанностей участников образовательного процесса, преодоление правового нигилизма.

Я стал замечать что сейчас, в современном обществе, каждый ребенок на много чаще стал использовать такие словосочетания как: «я имею право…»; «вы не имеете права…» и т.д. Такая тенденция не несет ни чего плохого в принципе. Возможно, это и есть один из результатов мероприятий направленных на правовое просвещение, начиная уже с довольно таки раннего возраста. Но, на мой взгляд, в объеме «правовой просвещенности», где-то глубоко потерян еще один взаимодополняющий термин как «обязанность».

В современном мире, в теории,  понятия «права и обязанности» коренным образом вросли в наше общество, а вот практическое проявление, уже заставляет задуматься, а все ли соблюдается и всеми ли участниками социума?

Я не вправе, да и не в моих  силах, возможно, рассматривать данный вопрос в глобальном значении. Все что я могу на текущем этапе изучения этого вопроса, проанализировать ситуацию с уровнем правовой просвещенности, в сфере «прав и обязанностей», в рамках группы  обучающихся своей спортивной школы, соотнести их знания с пониманием, а так же постараться предложить варианты решения данной проблемы на очной беседе в виде дискуссии.

Прежде чем приступить к анализу текущего состояния дел, и совместному поиску решений этой проблемы, необходимо дать все же определение таким понятиям как «права» и  «обязанности» а так же правовое просвещение и его роль в гражданском обществе.

Права — это фундаментальные нормативные правила о том, что разрешено людям или что им принадлежит в соответствии с какой-либо правовой системой, социальной конвенцией или этической теорией

Обязанность – это круг занятий, действий, поступков, возложенных на кого либо, и обязательных к выполнению (согласно закону, должностным инструкциям, общественным требованиям, внутреннему побуждению).

Под правовым просвещением зачастую понимается особая деятельность по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации. Но к правовому просвещению следует относить и деятельность по формированию и повышению правового сознания, правовой культуры, умений в реализации прав и свобод.

Такое понимание представлено в документе «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. 28.04.2011 № Пр-1168), утвержденном Президентом РФ.

Для анализа уровня просвещенности своей группы на тему «права и обязанности», в онлайн сервисе «Яндекс», мною была создана форма в виде опроса. В него вошли 6 вопросов, целью которых являлось, раскрытие их уровня знаний и представлений о «правах и обязанностях», способы получения информации и мероприятия направленные на просвещения на данную тему.

Всего в опросе приняли участие 55 человек. Опрос был проведен среди обучающихся с 5 по 11 класс общеобразовательных школ, занимающихся в секции футбола в дверце спорта и юношества «Прикамье», а так же учащихся школ Свердловского района г. Перми.

Целью моего анализа являлись следующие вопросы.

  1. Проводится ли в школе «Правовое просвещение» и за счет, каких средств и мероприятий.
  2. Понимание обучающимися, значение таких терминов как «Права» и «Обязанность»
  3. Личная значимость правового просвещения обучающегося

Проанализировав полученные результаты опроса, я пришел к следующим выводам:

Все обучающиеся имеют правильное представление о значении терминов  «права» и «обязанность».  Во всех школах проводится работа на тему правового просвещения, хотя она и является поверхностной. Основными мероприятиями направленным на повышение уровня правового просвещения являлись урок обществознания и классный час. Каких либо других мероприятий не называлось. Личная значимость правового просвещения находится на высоком уровне. Каждый из ребят для себя подчеркивал высокую заинтересованность в повышении познавательной активности в области правового просвещения, на тему прав и обязанностей. В дискуссионной встрече, мы с ребятами обсудили общие проблемы, связанные с недостаточностью различных профилактических мероприятий, а так же,  постарались предложить пути и способы решения, то есть предложить возможный комплекс меры, чтобы повысить уровень правового просвещения в школе среду учащихся.

Еще с давних лет в разные века, некоторые ученые и философы считали: единственное средство сделать народ счастливым - просветить его. Я считаю очень важным направлением, вести просвещение о пользе законов, гражданских прав и свобод, необходима на протяжении всего времени образовательного и  тренировочного процесса. Проводить беседы с обучающимися на тему правого просвещения,  направленное на понимание  ценностей и принципов, лежащих в основе правовой системы. Необходимо лишь предусмотреть и продумать такие способы и формы организации  мероприятий, направленных на «правовое просвещение», чтобы заинтересовать детей и повысить их познавательную активность.

Чтобы продумать комплекс мер или мероприятий направленных на повышение правового просвещения, необходимо рассмотреть основные цели государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.

Такими целями являются:

1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;

2) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.

3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;

4) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;

С учетом проделанной работы, мы вместе пришли к выводу о том, что одним из главных принципов существование правового государства и общества, является создание единого правового поля,  а главное единой системы соблюдения, надзора за соблюдением и применению равноправной ответственности за уклонения от принятых норм.

В современном мире Правовое просвещение детей особенно актуально в подростковом и юношеском возрасте, именно в этот период формируются личностные установки человека, но все больше появляется необходимость такой работы уже с раннего возраста. Правовое просвещение помогает формированию социальной активности школьников, дают возможность правильно ориентироваться в жизни. Знание своих прав дает возможность детям чувствовать себя увереннее, помогает отстаивать свои интересы в образовании и личной жизни.

Ребята в процессе обсуждения предлагали различные мероприятия, а так же и формы их  проведения. При организации таких мероприятий с учащимися: может быть организована системная деятельность, ориентированная на становление личности обучающегося как сознательного носителя правовой свободы и обязанностей, право послушного свободного гражданина, творческого соучастника развития гражданского демократического общества. В этом случае деятельность по правовому просвещению обучающихся включает:

- анализ нормативно-правовых документов различного уровня, обеспечивающих реализацию прав и свобод детей;

- разработку и реализацию комплексной программы освоения правовых основ всеми участниками образовательной деятельности;

- систематический поиск путей и механизмов наилучшего обеспечения интересов, прав, свобод детей в образовательной деятельности и устранения всех форм дискриминации;

- разработку и реализацию системы мониторинга правовой развитости, воспитанности детей;

- создание партнерских отношений с организациями, осуществляющими деятельность по вопросам правового воспитания детей и подростков;

- и так далее.

Правовое просвещение в дополнительном образовательном учреждении - многоаспектная система деятельности, включающая различные формы:

- пропаганду права с использованием средств массовой информации (журналы, радио, телевидение, интернет);

- устная правовая пропаганда – организация лекций, бесед, консультаций, тренингов, дискуссии и так далее;

- издание печатных материалов  (стенгазеты, информационные листы, брошюры, комментарии законов и правовой практики);

- совместное изучение произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам - кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей;

- проведение ролевых и деловых игр, квестов, создание проектов, экскурсии в государственные учреждения.

Современный этап развития общества диктует необходимость пересмотра и многих традиционных форм правового просвещения. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политико-правовом фундаменте.

В заключении хочу сказать о том, что высокая потребность учащихся быть грамотными в правовом поле, требует от педагогов пересмотреть те механизмы, за счет которых происходит правовое просвещение не зациклится на одном лишь уроке обществознания или классном часе. Требуется творческий подход в процессе создания и организации таких мероприятий.  Предпочтение необходимо отдать использованию практико-ориентированного похода с элементами визуализации информации, вовлекать в игровую совместную деятельность, а также находить способы стимулирования и поощрения.

 

Список литературы:
1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М.: РЮИД, «Сашко», 2000 - 432 с.
2. Алексеев С.С. Теория права. - М., 2003 - 312 с
3. Васильев В.А. Юридическая психология - СП б.: Питер Ком, 2001 - 458 с.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1996. - 544 с.
5. Ильин И.А. О сущности правосознания. - М., 1993 - 400 с. 
6. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) М.: Проспект, 2003 - 192 с
7. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства, М., Издательство Норма - Инфра × М.: 1999 - 400 с.
8. Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? - М.: Просвещение, 1988.
9. Общая теория права и государства / под редакцией В. В. Лазарева. М.: Юрист, 2003 – 360 с.
10. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М: Изд. группа ИФРА-М - НОРМА, 1998 - 600 с.. 
11. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: «Дабахов, Ткачёв, Димов», 1999 - 288 с.
12. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. - М, 1982. - 223 с.
13. Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций). - М.: «Издательство ПРИОР», 2004 - 280 с