Статья:

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Дудник И.А., Саенко Ю.Э. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 17(196). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/196/110426 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Дудник Иван Андреевич
студент, кафедра экономической безопасности Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Саенко Юрий Эдуардович
студент, кафедра экономической безопасности Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Дроздова Марина Игоревна
научный руководитель, д-р экон. наук, доцент, кафедра налогообложения, учета и экономической безопасности, Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Шумяцкий Роман Иванович
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, кафедра налогообложения, учета и экономической безопасности, Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

THE BASIS OF ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA IN COMBATING CORRUPTION

 

Ivan Dudnik

Student, department of economic security Siberian Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Novosibirsk

Yury Saenko

Student, department of economic security Siberian Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Novosibirsk

M. Drozdova

Scientific director, Doctor of Economics Sciences, Associate Professor, Department of Taxation, Accounting and Economic Security, Siberian Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Novosibirsk

Roman Shumyatsky

Scientific director, Cand. economy Sciences, Associate Professor, Department of Taxation, Accounting and Economic Security, Siberian Institute of Management - a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Novosibirsk

 

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов и проблем связанных с пробелами в законодательной власти, в сфере ответственности за коррупционные экономические преступления на территории нашего государства. Раскрывается понятие коррупции, а также ее непосредственного влияния на население, экономику и авторитет государственной власти.

Abstract. this article is devoted to the consideration of topical issues and problems of the legislature in the field of criminal liability for corruption economic crimes on the territory of our state. Also, issues of ensuring the economic security of business, public authorities and government bodies on the territory of the Russian Federation are subject to consideration.

 

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, экономика России, экономическая безопасность, обеспечение экономической безопасности.

Keywords: corruption, anti-corruption, Russian economy, economic security, ensuring economic security.

 

Раскрытие вопросов о противодействии коррупции необходимо начинать с определения понятия и понимания сущности. А поможет в этом Федеральный закон № 273 - ФЗ “О противодействии коррупции” принятый 25.12.2008 года [1], где на законодательном уровне закреплены определения коррупции, которые представлены в следующем рисунке.

 

Рисунок 1. Понятие коррупции

 

 Где исходя из приведенного можно понять, что коррупция- это одно из самых опасных явлений в социуме, которое приводит к самым тяжелым последствиям, как для населения, так и для экономической сферы государства. Данная проблема требует очень должного и особого внимания со стороны законодательной и исполнительной власти. Потому что, коррупция несет за собой огромные последствия, которые имеют период длительного восстановления для экономики государства, так как сама природа коррупции кроется в многочисленных преступлениях и правонарушениях, связанных с незаконным обогащением и получением выгод.

В Уголовном Кодексе Российской Федерации отсутствует состав преступления для коррупции, но в тоже время находится целый ряд составов, в первую очередь - должностных, которыми предусматривается ответственность за действия, которые в свою очередь определяются понятием коррупции. Можно даже перечислить наиболее популярные из них, такие как  дача взятки и получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности и др.[5]  Следует обратить внимание на то, что наше государство, во всей мере позаботилось о безопасности граждан и закрепило антикоррупционные нормы на законодательном уровне в Уголовном Кодексе Российской Федерации, так как в нашей стране любая коррупция уголовно наказуема и преследуется законом.

В свою очередь глава государства и Правительство Российской Федерации определяет борьбу с коррупцией важнейшим фактором по обеспечению экономической безопасности страны. И на фоне этого в нашей стране был разработан и принят Национальный план противодействия коррупции, который в настоящее время действует с 2021 года по 2024 год (принимается на 3 года), подписанный Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 года № 478. [6] В нем составлен перечень всех принятых мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции, мероприятия, связанные с ее минимизацией и устранением ее последствий, и были они все распределены по 16 основным направлениям. Большой процент поручений имеет направленность на восполнение уже существующих пробелов в правовом поле, которые были выявлены в ходе правоприменительной практики прошлых лет, где определенная часть касалась отдельных конкретных механизмов, таких как - увеличение источников информации, увеличение эффективности проверок; другая же часть связана с концептуальными сюжетами, например, как - пересмотр норм о регулировании конфликта интересов и систематизация антикоррупционного законодательства.

Все предложения, внесенные в данный план по борьбе с коррупцией, определяют следующие цели:

  1. Необходимо совершенствование порядка предоставления деклараций чиновниками; запрет на госслужбу тем, кто был ранее оштрафован и привлечен за коррупционные преступления.
  2. Улучшение проверки активов чиновников.
  3. Обучение бизнесменов минимизации рисков попадания под антикоррупционные законы в других странах.
  4. Расширенное участие общества в помощи по противодействию коррупции.
  5. Создание интернет-контента, который будет направлен на популяризацию антикоррупции.

Также Президент России обязал Генпрокуратуру Российской Федерации и Центральный Банк Российской Федерации подготовить предложения по совершенствованию правового регулирования вопросов, которые касаются получений сведений прокурорами, для реализации полномочий прокуроров при борьбе с коррупцией.

К большому сожалению, в настоящее время Россия входит в ряды стран, где существует крайне высокий уровень государственной коррупции среди чиновников, по вине которых, государство теряет миллиарды средств в год.[4]

Коррупция является одним из видов преступности, которую можно сравнить только что с организованной преступностью и теневой экономикой, которая крайне негативно влияет на все социальные и экономические процессы в обществе. По ее вине сдерживаются все поступления в страну иностранных инвестиций, идет огромное сокращение объемов экспортно-импортных инвестиций, также теневая экономика страшно тормозит научно-технический прогресс. По разным оценкам экспертов в области экономики, в высокоразвитых странах доля теневой экономики составляет от 21% до 56 % от ВВП страны. [3]

И за последние годы коррупция стала стремительно развиваться, совершенствуясь благодаря развитию технологического процесса. Она распространяется с огромной скоростью не только в России, но и по всему миру в целом. Но самое страшное при всем этом, то что, данный факт как раньше не приносит должного удивления и возмущения гражданам государств, а наоборот, многие смирились с данностью и некоторые даже воспринимают это как некую норму в современном обществе.[1] Потому что, существенный процент людей сами когда-то могли участвовать в коррупционной бытовой деятельности. Следует отметить, что такая бытовая коррупция не несет масштабных влияний на экономику страны, но она обладает гораздо более неприятными последствия в виде деморализации населения и системного явления, которое не обсуждается в обществе. В следствии чего появляются “коррупционные предрассудки”, которые оправдывают дачу взятки.

 

Рисунок 2. Причины “оправданной” коррупции

 

“Любая коррупция, будь это бытовая или политическая, создает отличные условия для существования организованной преступности на постоянной основе и служит для ее существования в политической сфере государства, а также в органах законодательной, исполнительной и судебной власти.” [3, 98 c.] Из этого следует ожидать, того, что нерациональное использование средств бюджета откроет возможность для появление пробелов в бюджете; будет организована для отмыв денег через государственную власть, а после будет осуществляться реализация их вывода в офшоры; стратегически важные государственные программы станут невозможными для их реализации; актуальность инвестирования экономики другой страной станет неактуальным; конкурентоспособность государства потонет в позициях на всей мировой арене; уровень эффективности управления государством и его авторитет упадет до минимума; исчезнет доверие общества к государственной власти.

Все перечисленное лишь малый процент от всех глобальных проблем, которые принесет за собой коррупция, если с ней не начинать бороться сейчас. Поэтому крайне важно и необходимо развитие и совершенствование системы, которая будет противодействовать данному явлению. “Для создания и усовершенствования  мер по борьбе с данным фактором необходимо определить и разрубить ключевые “связи” для получения незаконных средств, потому что именно они служат “питательной средой” для процветания коррупции”. [5, 156 с.]

Для понимания того, как действует коррупция, нужно определить ключевые механизмы, по которым все это реализуется в большей степени, а это: социально-политическая сфера, социально-экономические отношения, шантаж и угрозы. Именно по данным направлениям необходимо наращивать и ускорить проработку законодательной базы уголовного наказания. За последние годы в России создается множество нормативных документов для противодействия коррупции и в данном вопросе самое главное не останавливаться и не сбавлять темпы, а наоборот - только наращивать и идти на несколько шагов вперед. Необходимо совершенствование абсолютно всех структур, которые как-либо контролировать расходы по бюджетным средствам, и именно это возможно поможет выявлять на самых начальных этапах те коммерческие организации, которые крайне заинтересованы в получении выгоды от незаконного использования денег, и как только получится их выявлять необходимо незамедлительно и своевременно определять наказание по всей строгости.

Сейчас среди применяемых мер по противодействию коррупции можно выделить две наиболее важные - правовая и организационная основы для противодействия коррупции. В нее входят ратифицированные базовые международные соглашения, национально-плановые документы, нормативно-правовые акты, направленные на их реализацию. А в существующем ныне российском законодательстве регулярно происходит прирост числа запретов, ограничений и обязанностей, которые устанавливаются в целях борьбы с коррупций. И большинство таких запретов основываются на уголовной ответственности.

Оценивая законодательную базу по направлению противодействии коррупции, в настоящее время, хочется выразить следующее - законодательная база, к сожалению, далеко несовершенна и очень сильно нуждается в детальной, четкой и тщательной проработке и доработке определенных норм, касающихся коррупции. Потому что, такая несовершенность и не проработанность отлично указывает на пробелы, по которым коррупционная деятельность имеет место быть “правомерной”. А получается это потому, что один и тот же нормативно-правовой акт можно трактовать совершенно по разному, отсутствуют чёткие формулировки. Такие пробелы в законодательной базе просто не допустимы, так как зачастую недобросовестные представители власти  используют закон в свою выгодную сторону для корыстных целей. Более того, в появлении таких законов очень активно проявляют свою заинтересованность представители бизнеса и такие “удобные” законы очень охотно и активно лоббируются заинтересованными в этом, представителями государственной власти.

В целях противодействия коррупции можно применять к чиновникам наказание в виде пожизненного отстранение от занимаемой должности и лишение всех привилегий.

А начинать борьбу необходимо от проработки понятия “коррупции” среди населения. Проведение заранее подготовленных, продуманных реформ в российском законодательстве, которые смогут точно закрепить определение чиновничеству, помогут сделать его отдельной правовой категорией, с целью того, чтобы посты чиновников занимали исключительно компетентные в данном направлении люди. Это поможет укрепить знания в обществе о должном понимании термина “чиновник” и его правомерных действий, для выявления любых противоправных действий. Для более эффективной работы по борьбе с данной проблемой, нужно добиться определенного сформированного общественного мнения о коррупции, добиться формирования не искаженной мысли том, что коррупция- это очень тяжелое преступление, за которое должно следовать справедливое наказание по всей строгости закона. И если правильно сформировать последовательность формирования антикоррупционной этики населения, то механизм борьбы с коррупцией будет работать очень четко и слаженно. Подводя итоги, необходимо сделать вывод о распространенности и глобальности проблем коррупционного характера, а также колоссальных негативных последствиях, как для власти, так и для населения в целом, которые она может повлечь за собой, если не бороться с ней на всех уровнях государственного управления. Все коррупционные схемы крайне негативно влияют на состояние экономического потенциала России. Состояние экономической безопасности напрямую зависит от степени реализации и совершенствования правового регулирования по противодействию коррупции.

 

Список литературы:
1. Авдийский, В. И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: моногр. / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко. - Москва: Огни, 2020. - 496 c.
2. Воробьев, А. Е. Национальная экономическая безопасность России. Методология управления государственными долгами / А.Е. Воробьев, Т.В. Чекушина. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2021. - 420 c.
3. Григорян Д.К., Артюхин О.А., Крицкая А.А., Кадурина Н.В. Элитологические факторы коррупции: аксиологический подход // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018.№ 1 (92). С. 91-107. 
4. Жамсатов А.К. Коррупция как политическая проблема в современном мире // «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. 2022. №4. С. 45 – 48.
5. Русанов, Г. А. Противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Г. А. Русанов. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 157 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03778-4. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/21DDD73D-9E15-4A73-8E4E-92DC76DD4272 (дата обращения 03.04.2022)
6. Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 года № 478  "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы" / Официальный интернет-портал правовой информации (Электронный ресурс) - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202108160035 (дата доступа 11.04.2022)