ПРОБЛЕМЫ СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)
ПРОБЛЕМЫ СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Воспитание несовершеннолетних, является социальной проблемой на сегодняшний день. Духовный кризис, который наблюдается в жизни подрастающего поколения, и психология взросления часто являются предпосылками преступного поведения подростка. Кроме того, существует огромное количество причин, по которым ребенок участвует в уголовном судопроизводстве в различных ролях.
Согласно Федеральному закону от 24.06.1999 № 120-ФЗ несовершеннолетним является лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста. В настоящее время нами установлены особенности судебного разбирательства, основанные на особенностях возрастного развития и других характеристиках данной категории лиц. Это позволяет в полной мере обозначить уникальность взаимоотношений законодателя с несовершеннолетними. Действующее уголовно-процессуальное законодательство России за время своего существования несколько раз претерпевало существенные изменения. Проблема преступности несовершеннолетних и нападений на них является одной из самых серьезных в нашей стране на протяжении десятилетий, поскольку она сложна, обширна и имеет характер негативных социальных, в том числе криминологических последствий. В связи с этим особое значение приобретают вопросы обеспечения качества предварительного расследования дел несовершеннолетних. Требуется всестороннее изучение личности несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, а также других обстоятельств, имеющих значение для определения оснований уголовной ответственности и соответствующих мер по исправлению и предотвращению новых правонарушений, в рамках уголовного дела.
Эффективность решения этих вопросов в рамках уголовного дела во многом зависит от оптимальной регламентации предмета доказывания в судебном разбирательстве по делам несовершеннолетних. На протяжении длительного периода времени институт процессуального права в отношении несовершеннолетних изучался с различных сторон в большом количестве научных исследований. Но это именно то, что доказывает наличие проблем, необходимость их улучшения и продолжения исследования. Об этом в своей работе В.М. Бозров сказал: "Мы вряд ли найдем хотя бы одну проблему, которая была бы полностью исчерпана. Только исследователь истощается, а окончательных научных проблем в природе не существует"[1].
Эти причины могут быть как внутренними, так и внешними факторами. Отношения в семье, социальная роль среди сверстников, идеологические установки, условия взаимодействия с педагогами, психологами и другими людьми. Но, к сожалению, участие несовершеннолетнего в преступном обороте в нашей реальности вредит мировоззрению самого подростка, поскольку не всегда удается в полной мере обеспечить их процессуальную защиту и соблюсти все права для справедливого разрешения дела. Эти факты определяют актуальность данной статьи. Однако развитие защиты и благополучия детства является одним из важнейших направлений национальной политики. Именно взаимодействие юристов и политиков может положительно повлиять на эту сферу уголовно-процессуальных отношений.
В этом исследовании мы предлагаем осветить некоторые актуальные проблемы ювенальной юстиции и найти пути их преодоления. Проблема уголовного судопроизводства, на которую следует обратить особое внимание - это проблема защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Я думаю, что с учетом возрастной специфики следует также определять специфику всех процедур, решений и действий. Для того чтобы несовершеннолетний понимал свой процессуальный статус и был уверен в безопасности, необходимо закрепить в Уголовном кодексе правовые нормы, регулирующие особый контроль за производством дел с участием этих лиц[2]. Поскольку гарантия законных интересов несовершеннолетних напрямую связана с уровнем детализации их законных представителей, необходимо обозначение дополнений к определению понятия "законный представитель". Одной из главных проблем участия законных представителей, на мой взгляд, является недостаточная регламентация их функций в уголовно-процессуальном законодательстве. По этому вопросу права представителей указаны в статье 428 Уголовно-процессуального кодекса, но мы не увидели их обязанностей.
Мы думаем, что отсутствие прописанных обязанностей влияет на функционирование представителей, потому что они не могут сформулировать четкую цель представительства, а права уже могут быть использованы для удовлетворения их интересов. При изучении статей Уголовно-процессуального кодекса по данному вопросу следует указать на проблемное состояние 431 статьи Уголовно-процессуального кодекса об освобождении от уголовной ответственности с применением воспитательных мер. Здесь нет критериев оценки исправлений без судебного преследования, поэтому могут возникнуть проблемы с применением этой статьи.
Мы считаем, что должны быть прописаны причины принятия решений, например, признание вины обвиняемым, раскаяние в преступлении, содействие раскрытию и расследованию и т.д. Но нет никакого способа отследить, является ли ваше приложение одинаковым в аналогичных случаях? Обратимся к Уголовному кодексу несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного характера: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей или их заместителей или специализированного государственного органа; в) задача по возмещению причиненного ущерба; г) ограничение свободного времени и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.
Мы считаем, что здесь возникает следующая проблема: контроль за этими мерами. Контроль и расследование всех преступлений должны быть сосредоточены в Министерстве внутренних дел, где следует еще больше углубить специализацию всех сотрудников (расследование, расследование, НТК, оперативные службы), занимающихся несовершеннолетними. То, что отдельные правила в ходе процесса закон оставляет на усмотрение суда, и они часто носят общий характер, без учета специфики работы с несовершеннолетними, является недостатком законодательства. Также необходимо понимать психологические особенности участников судебного процесса. Не каждый несовершеннолетний может спокойно воспринимать свое участие в процессе. Для многих это самое сложное психологическое испытание.
В связи с этим считаю целесообразным ограничить круг лиц, которые могут участвовать в производстве и сократить до минимума продолжительность пребывания несовершеннолетних в зале суда и количество процессуальных действий, совершаемых с их участием. В дополнение к этим проблемам, одним из обсуждаемых вопросов является привлечение к делу психолога и педагога. Изучая часть 1 Уголовно-процессуального кодекса, мы видим указание на обязательное присутствие этих лиц на определенных стадиях судебного процесса. Статья 191 описывает эти этапы: предварительный допрос на собеседовании, очная ставка, идентификация и проверка показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до 16 лет, но страдающего психическим расстройством или отстающего в умственном развитии[3].
Еще одной особенностью изучаемого вида судебных разбирательств является участие в них педагогов и психологов. Этому вопросу также посвящено большое количество научных работ. Об участии педагогов и психологов, таких ученых, как Челышева О.В. и Григорян Г.С. прокомментировал: "Их участие в расследовании следует рассматривать как начальное звено большой цепочки социально-педагогической, психологической работы с несовершеннолетними подозреваемыми (обвиняемыми), которая должна проводиться в интересах последних и в то же время способствовать установлению объективной истины по уголовному делу"[4].
В случае разбирательства с участием несовершеннолетнего в возрасте от 16 лет по решению следователя приглашаются психологи и педагоги. Также этап процедуры предполагает участие воспитателя в допросе свидетелей и потерпевших в возрасте до 14 лет. Аналогичным образом суд может рассмотреть вопрос о необходимости его участия и при участии несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает обязательное присутствие преподавателя на процедуре, когда у несовершеннолетних потерпевших и свидетелей обнаруживаются физические или умственные недостатки. Практическая реализация норм затруднена из-за сложности присутствия педагогов и психологов в самом уголовном деле и в их собственном поведении. Это выражается в простом нежелании участвовать в следственных действиях из-за занятости, отсутствия материального стимула, непонимания своей роли в процессе. Часто недостаточная активность педагогов и психологов в ходе рассмотрения дела оправдывается низкой квалификацией и отсутствием опыта работы с несовершеннолетними.
Мы думаем, что на это также влияет проблема, которая есть в Уголовно–процессуальном кодексе – неопределенное положение процессуального статуса этих категорий лиц - права и обязанности педагога и психолога практически не прописаны. Эта неопределенность также приводит к пассивному поведению, поскольку смысл участия в деле просто неясен. Педагогам и психологам часто не хватает даже минимальных юридических знаний, чтобы участвовать в судебных разбирательствах. Проблема привлечения педагогов и психологов может быть решена, направленная на совершенствование Уголовно-процессуального кодекса, межведомственного взаимодействия и эффективной работы всех органов для продуктивной работы этих лиц. Мы считаем, что, как правило, Закон об Уголовно-процессуальном кодексе создает необходимую основу для реализации прав несовершеннолетних как со стороны обвинения, так и со стороны защиты. Законодательство также позволяет получать квалифицированную юридическую помощь на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Конституция Российской Федерации указывает на особое внимание законодателя к защите детства. Если мы обратим внимание на статью 38 Конституции Российской Федерации, то увидим, что детство находится под защитой государства [5].
Таким образом, можно сделать вывод о наличии некоторых проблем в нормативных актах, касающихся обращения с преступлениями, совершенными несовершеннолетними. Их решения должны регулироваться законодателем следующим образом: во-первых, четкое регулирование прав и обязанностей некоторых участников (законных представителей, педагогов, психологов) в уголовно-процессуальном законодательстве[6]. Во-вторых, будет усилено сотрудничество юристов и политиков в целях совершенствования законодательства, поскольку одним из национальных приоритетов является содействие защите и благополучию детства, что также должно быть отражено в уголовных делах, касающихся несовершеннолетних. В-третьих, ужесточение контроля за производством по этим делам. В-четвертых, дальнейшее обучение и приобретение специальных компетенций всеми должностными лицами, которые взаимодействуют с несовершеннолетним в ходе уголовного дела.