Статья:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(196)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Мироненко М.С. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 17(196). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/196/110922 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Мироненко Марина Сергеевна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Морозова Анна Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры русского, родных языков и лингводидактики, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

INTERACTIVE METHODS AS A MEANS OF ACTIVATING THE TYPES OF SPEECH ACTIVITY OF STUDENTS IN THE RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

 

Marina Mironenko

Student, Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol

Anna Morozova

Scientific director, Cand. Ped. Sciences, Associate Professor of the Department of Russian, Native Languages and Linguodidactics, Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol

 

Аннотация. В данной статье исследуется применение интерактивных методов работы на уроках русского языка, благодаря которым, школьники становятся активными участниками образовательного процесса, а также учатся пользоваться разнообразными источниками информации и применять их на практике.

Abstract. This article explores the use of interactive methods of work in Russian language lessons, thanks to which students become active participants in the educational process, as well as learn to use a variety of sources of information and apply them in practice.

 

Ключевые слова: интерактивные методы, речевая деятельность, обучение.

Keywords: interactive methods, speech activity, training.

 

Наша работа посвящена исследованию интерактивных методов работы на уроках русского языка, как средству активизации видов речевой деятельности.

Русскому языку как учебному предмету в школе отведено важное место. Исходя из метапредметных образовательных функций русского языка, определяется универсальный, обобщающий характер воздействия этого предмета на формирование личности ребенка в процессе всего обучения. В связи с этим определяется актуальность темы, которая касается вопросов преподавания русского языка, согласно требованиям ФГОС ООО нового поколения: необходимы качественные изменения в области преподавания, новые подходы к организации школьного учебного процесса. По словам В.А. Сластёнина: «Главная цель уроков русского языка заключается сегодня в создании условий, формирующих ученика как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему». Роль учителя словесника становится более сложной и требует не только знания русского языка, но и умения использовать разнообразные педагогические технологии и средства обучения для организации самостоятельной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальности [7, с.64].

Также происходит изменение технологий преподавания русского языка, благодаря внедрению интерактивных технологий, открывается ряд  значительных возможностей расширения образовательных рамок для каждого предмета в образовательном учреждении.

К интерактивным методом ученые методисты (В.П. Беспалько, А.И., В.А. Сластёнин) относят те способы взаимодействия, которые имеют возвратную функцию. В.В. Гузеев определяет интерактивные методы как способ управляемого информационного обмена обучающихся в учебном процессе (экстрактивного, интраактивного, интерактивного) с окружающей образовательной средой.[1, с.53]

Формы работы с интерактивной доской на уроках русского языка могут быть весьма разнообразными: заполнение таблиц, составление кроссвордов, выявление соответствий, проведение тестовых работ, проведение различных игр, викторин, конкурсов, уроков-конференций.

Всю информацию для урока можно разместить с помощью интерактивной доски на специально разработанных слайдах.

Использование слайдов, например, по морфологии может помочь учителю решить некоторые проблемные ситуации в организации учебной деятельности обучающихся, так как особенности подачи материала предоставляют учащимся возможность решать грамматические задачи, а не повторять готовые определения. Также на слайдах могут быть представлены предложения, которые содержат слова, относящиеся к изучаемому лексико-грамматическому разряду. С этими примерами можно организовывать на уроке различные виды работы: «ученик, вызванный к доске может подписать часть речи, подчеркнуть члены предложения, разобрать слова по составу с целью осознания особенностей словообразования и изменения части речи, а остальные ученики в это время могут выписывать определенные слова, либо списывать предложения, а потом выполнять задания учителя» [2, с.18].

Теоретические сведения на слайдах для интерактивной доски можно изложить в виде схем и таблиц, которые помогут установить связь между отдельными структурными элементами изучаемого материала. Схемы позволяют экономнее расходовать время при изучении темы, добиваться ясности и точности восприятия, содействуют созданию необходимых условий для соответствующих обобщений и применения изучаемой теории на практике.

Нет никакой необходимости выводить на интерактивную доску обширный материал для закрепления полученных знаний. Интерактивная доска позволяет учителю «показать» часть информации, а другую часть оставить скрытой, что очень удобно при дифференцированной работе с последующей проверкой.

Интерактивная доска также обладает возможностями оперативного контроля (когда сразу после выполнения задания высвечиваются правильные ответы, благодаря этому возможна самопроверка или взаимопроверка выполненной работы) и традиционного промежуточного и итогового контроля с последующим сбором тетрадей и выставлением полученных оценок.

Четко сформулированная теория делает языковые законы понятными, что облегчает приобретение умений и навыков. «В процессе работы с разнообразным языковым материалом, представленным на интерактивной доске, в сочетании с выполнением других электронных упражнений, заданий из действующих учебников постепенно происходит наработка навыка пользоваться правилом, не вспоминая об его отдельных составных частях» [5, с.21].

На уроке интерактивная доска является композиционным центром, который создает предпосылки для организации коллективной деятельности, и в этом её преимущество перед учебной работой на персональном компьютере, которая строится обычно по индивидуальному принципу: каждый в одиночку просматривает материал и выполняет свой вариант тестового или практического задания, контролирует правильность выполнения так же компьютерная программа. Интерактивная же доска позволяет совершать ответы у доски, коллективные обсуждения изучаемых проблем.

Учитель, работая с интерактивной доской, может объяснить новую тему всему классу, организовать фронтальный опрос, может вызвать к доске одного или двух учеников, для того чтобы они показали знание теоретического материала, который необходимо потом прокомментировать, а в случае неправильного ответа организовать дискуссию со всем классом, после чего можно продемонстрировать правильное решение грамматической или речевой задачи, открыв весть текст на слайде. Благодаря интерактивной доске становится возможным объединить возможности компьютера с достоинствами традиционных средств обучения.

Однако, как показывает опыт, используя интерактивную доску в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе это не повлияет на результаты обучения.

Интерактивные методы хорошо интегрируются в процессе реализации проектных технологий, так как обеспечивают связь между содержанием проекта и этапами его воплощения.

Обратимся к методу проектов. Например, на уроках русского языка  обучающиеся изучают тему «Имя прилагательное как части речи», а на уроках литературы «Эпитет как выразительное средство языка». Изучаемые темы достаточно значимы и объемны, поэтому реализации цели обобщения учебного материала по данной теме может послужить работа над проектом «Изобразительные возможности имен прилагательных».

Класс делится на несколько групп. Каждая группа получает индивидуальное задание: «Морфологические признаки имени прилагательного», «Грамматическая природа кратких прилагательных», «Прилагательные эпитеты», «Прилагательные в переносном значении», «Прилагательные синонимы», «Прилагательные-антонимы», «Употребление прилагательных в именной части сказуемого». В течение определенного времени ученики подбирают материал в соответствии со своими заданиями. Группы могут иметь «Листок контроля и учета». В него вписываются этапы и результаты работы группы, итог которой они представят на заключительном этапе проекта.

«На первом этапе — погружение в проект — учителю необходимо пробудить у учеников интерес к теме проекта» [4, с.100]. По окончании работы над проблемой, учитель и обучающиеся определяют цель и задачи проекта — поиск способов решения проблемы проекта.

«На втором этапе учитель организует школьников в группы, определяя цели и задачи каждой из них» [4, с.100]. Здесь следует учитывать характер задания, используя индивидуальный подход. В этом проявляется личностно ориентированный аспект проектной деятельности.

«Третий этап — осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют наибольшую самостоятельность в поиске информации по своей теме» [4, с.101]. Ход самостоятельной работы обучающихся постоянно контролируется учителем, так как при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний, умений и навыков.

«Четвертый этап — презентация проекта — одна из целей проектной деятельности. Он обязателен, потому что именно на заключительном этапе проекта появляется ощущение завершенности» [4, с.101].

В качестве продукта проектной деятельности обучающиеся могут выступать с докладами, статьями рефератного характера, анализами стихотворных и прозаических текстов, сочинениями, исследовательскими работами. Конечным продуктом также может быть мультимедийная презентация, которая будет использоваться на уроках русского языка и литературы.

Также можно организовать групповой проект по русскому языку после изучения объемной темы, например, «Лексика». Обучающиеся могут защитить его в рамках научно-практической конференции. Темы исследований и презентаций могут быть таковы: «Диалектная лексика нашей местности», «Мусорный язык рекламы», «Неологизмы в речи школьников»,  «Топонимика родного края» и др.

Метод  проектов интересен и эффективен для школьников, но необходимо постоянное живое участие учителя, так как без координации действий учителем работа может зайти в тупик и интерес снизится.

Итак, на уроках русского языка возможно использование любого интерактивного метода, так как все они соответствуют требования ФГОС нового поколения и реализуют системно-деятельностный подход в обучении русскому языку.

В процессе применения перечисленных интерактивных методов работы на уроках русского языка обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса, учатся пользоваться разнообразными источниками информации, применять её на практике.  

При всем этом, учителю необходимо соотносить цели занятия, этапы урока с применяемыми методами, только тогда неинтересные, трудно запоминаемые правила будут усваиваться легко и с интересом.

 

Список литературы:
1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. Москва: Сентябрь, 1996. – 112 с.
2. Зерщикова Т.В. Интерактивная доска на уроках русского языка и литературы  //  Информатика и образование – 2015 – № 10. 
3. Ильин Г.Н. Проективное образование и становление личности // Школьные технологии – 2015 – № 4. 
4. Коновалова М.В. Интерактивное обучение на уроках русского языка и литературы // Школа педагога – 2016 – № 2. 
5. Крылова Н.Б. Проектные методы против классно-урочной организации образования // Школьные технологии – 2014 – № 5.
6. Панченко И.В. Использование современных образовательных технологий в преподавании литературы и русского языка // Русский язык в школе – 2014/ 
7. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений  – М.: Издательский центр "Академия", 2013. – 576 с.