Статья:

Социально-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(114)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шайбаков А.Р., Волков В.А. Социально-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 21(114). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/114/73605 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Социально-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением

Шайбаков Артур Рафаэлевич
студент, Бирский филиал Башкирского государственного университета, РФ, г. Бирск
Волков Виктор Александрович
канд. пед. наук, доцент, Бирский филиал Башкирского государственного университета, РФ, г. Бирск

 

SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF TEENAGERS WITH DELINQUENT BEHAVIOR

 

Arthur Shaybakov

Student, Birsky branch of Bashkir state University, Russia, Birsk

Viktor Volkov

Candidate of Science, Associate Professor, Birsky branch of Bashkir state University, Russia, Birsk

 

Аннотация. Сегодня актуальным является социально-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением. Все чаще такое поведение представляет собой специальным образом организованный процесс, в ходе которого у данной группы формируется ненормативное поведение. По своей сути, социальное сопровождение предполагает отслеживание динамики социально-психологической адаптации подростков, их профессионального становления, своевременное выявление возможных проблем в поведенческой и эмоциональной сферах, также помощь и поддержка в преодолении подростком трудностей, которые настигли его.

Abstract. Today, social and pedagogical support of teenagers with delinquent behavior is relevant. Increasingly, this behavior is a specially organized process in which this group develops abnormal behavior. In essence, social support involves tracking the dynamics of socio-psychological adaptation of adolescents, their professional development, timely identification of possible problems in the behavioral and emotional spheres, as well as assistance and support in overcoming the difficulties that overtook them.

 

Ключевые слова: делинквентное поведение, социально-педагогическое сопровождение.

Keywords: delinquent behavior, social and pedagogical support.

 

К основным законодательным актам, регулирующих правовое поведение, относятся конституция, кодексы: гражданский, уголовный, об административном правонарушении, семейный, а также законы, которые официально приняты на территории отдельного государства, ратифицированные международные законы, обязательные для исполнения всеми гражданами, проживающими на территории данного государства.

Понятие «делинквентное поведение» было введено в науку в 1950-х гг.

А. Коэном, который разработал теорию делинквентных субкультур. Он считал, что «аномия как ослабление культурных норм, ценностей и социальных взаимосвязей ведет к фрустрации и необходимости поиска новых форм поведения. В готовом виде эти формы в делинквентной субкультуре, ориентированной на успех. Однако в этой субкультуре совсем другие, чем в «большом» обществе, критерии успеха – мелкие кражи, агрессивность, вандализм – являются нормальными средствами достижения самоуважения и уважения со стороны других» [4].

С.А. Беличева дала оценку делинквентному поведению как разновидности девиантного поведения, которое «является предуголовным и даже криминальным поведением и представляет собой довольно широкий диапазон асоциальных проявлений» [2, с. 23]. Схожего мнения придерживалась Е.В. Змановская, рассматривающая делинквентное поведение, как «поступки определенного человека, не соответствующие установленным в определенном обществе и в определенное время нормам, угрожают благосостоянию других людей и уголовно преследуемые в крайних своих проявлениях» [3, с. 53]

Одной из основных и часто встречающихся причин делинквентного поведения подростков в современном обществе являются проблемы в семье. Подросток из-за разногласий и недопонимания с близкими людьми может сбегать из дома, пропускать уроки в школе или в других учебных заведениях, драться со сверстниками. Часто все страшные и серьезные поступки вызваны не компанией, в которую втянут подросток, а происходящими конфликтами в семье.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностью и обществом. К делинквентному поведению всегда относится испорченное и аморальное поведение, которое часто трансформируется до проявления агрессии. Для подростков-делинквентов характерны: недостаточная сформированность смысловой сферы и низкий уровень нравственного сознания.

Процесс социально-педагогического сопровождения предусматривает собой поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояния личности подростка для самовоспитания, самосознания, самоконтроля. Целью сопровождения является отслеживание изменений в динамике развития подростков, их профессиональное определение, а также своевременное выявление возможных проблем в поведенческой и эмоциональных сферах, в системе привыкания. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с «делинквентным поведением включает в себя поддержку, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы» [2]. По мнению Л.В. Мардахаева, «социально-педагогическое сопровождение представляет собой общие решения социального педагога (сопровождающего) и воспитанника, его родителей (сопровождаемого) на основе прогнозирования субъектом перспектив поведения и самовыражения» [5, с. 4-5]. Другого мнения придерживалась Л.М. Шипицына, определяя сопровождение, как «метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора» [7, с. 5].

Подростки с делинквентным поведением, совершившие различного рода преступления, делятся на две группы: осознавшие свои проступки и те, которые не пытаются исправиться и продолжают совершать преступления. К первой относятся дети, которые после совершения правонарушения искренне сожалеют о случившемся. Им стыдно, они хотят исправить ситуацию, но в большей части случаев это изменить уже невозможно. Вторая группа – подростки, которые после своего противоправного действия не раскаиваются и не жалеют о том, что сотворили. Их не мучает совесть, они считают, что всё делают правильно, совершают вполне разумные действия, и в редких случаях таких подростков возможно переубедить. Они сознательно преступают закон и получают удовольствие от этого. Отметим, что это самая опасная группа. Также не стоит забывать о влиянии на подростков общества, СМИ, школы и учителей. Ребенок в течение всей своей жизни будет сталкиваться как с положительными, так и отрицательными проявлениями людей и мира. Однако, если с самого начала воспитывать правильные ценности и нравственные устои, тогда дети будут их контролировать и останавливать негативные действия, когда наступит период подросткового возраста.

При рассмотрении противоправного поведения у подростков в современном обществе  его на три основные группы:

1. Административные нарушения (распитие спиртных напитков в общественных местах, нарушение правил дорожного движения, подростковая проституция, обида окружающих людей);

2. Дисциплинарный проступок (прогулы без причин, употребление наркотиков и спиртных напитков на рабочем месте, обида школьников, учителей и др.);

3. Преступность (кража, изнасилование, вандализм, убийство, похищение, мошенничество, угон автомобилей, торговля психотропными веществами или наркотиками, терроризм).

Если подросток совершил одно их указанных преступлений и не достиг совершеннолетия, его наказанием будут общественные работы. Делинквентному поведению подростков в любом случае необходимо и нужно помешать. Но, заметим, данная профилактика должна проводиться, начиная с самого рождения ребенка.

Социально-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением включает в себя непохожие друг на друга технологии социально-педагогической работы и может быть эффективным только при условии последовательных и профессиональных подходов, которые воплощают общую гуманную направленность и гуманное содержание деятельности.

 

Список литературы:
1. Айхорн А. Трудный подросток. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСО – Пресс, 2001. – 304 с. 
2. Вдовиченко А.А. Подростки с делинквентным поведением / ПДО для подростков. – М., 1976. 
3. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие. – М.: Академия, 2003. – 228 с. 
4. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. – М.,1965. – 267 с. 
5. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 6. – С. 4-10 
6. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.В. Дубровина. – М., 1995. – 218 с.
7. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 528 с.