Статья:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ АО «ЛУЧЕГОРСКИЙ УГОЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Черкасова Э.В. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ АО «ЛУЧЕГОРСКИЙ УГОЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 18(197). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/197/111217 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ АО «ЛУЧЕГОРСКИЙ УГОЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ»

Черкасова Эльвира Вадимовна
студент, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток
Лялина Жанна Ивановна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет, РФ, г. Владивосток

 

Введение

С каждым годом тема экологии становится все актуальнее, так как состояние окружающей среды ухудшается, а это в свою очередь влияет на качество жизни общества и его дальнейшее развитие. В 2020 году по данным государственного доклада министерства природы РФ, в 34 городах Российской Федерации, что составляет 15% городов страны, уровень загрязнения воздуха является высоким и очень высоким. Общий объем выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в 2020 г. составил 16951,5 тыс. т, из них твердых веществ – 1566,8 тыс. т; газообразных и жидких веществ – 15384,7 тыс. т. Также загрязнению подвержены подземные воды, на территории Российской Федерации, по  данным государственного мониторинга состояния недр, выявлено 4932  участка загрязнения подземных вод. Особенно сильное загрязнение подземных вод наблюдается вблизи приемников промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных отходов. В настоящее время эта проблема актуальна для крупных городов, так как там уровень промышленной нагрузки очень высок и риск загрязнения оценивается, как максимальный. В 2020 г. площадь нарушенных земель составила 1084,6 тыс. га, что на 7,7 тыс. га больше, чем в предыдущем году. Наибольшая часть нарушенных земель была обнаружена в категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания. [2]

Для того, чтобы исправить существующую экологическую ситуацию в стране, правительство страны использует различные инструменты влияния на источники загрязняющих веществ, потому что только комплексный подход к формированию дальнейших действий позволит достичь уменьшения пагубного воздействия на природу. Так как это затрагивает все сферы жизни человека, поэтому существующих механизмов воздействия достаточно много и опыт других стран показывает, что «зеленую» экономику можно грамотно выстроить, без значительного вреда для промышленного сектора и всей экономики.

На данный момент существует множество инструментов, которые помогают улучшить экологическую ситуацию, финансируя эко проекты, например, такие как: зеленые облигации, кредит, зеленое страхование, экологические фонды, краудфандинг- система коллективного финансирования проектов. Также еще одним немаловажным инструментом являются налоги, так как могут выполнять сразу несколько функций: фискальную распределительную, контрольную, регулирующую и стимулирующую. Поэтому с помощью правильно выстроенной системы экологического налогообложения можно повлиять на стратегию развития «грязных» предприятий, которая будет направлена на снижение вредных выбросов и на достижение устойчивого развития компании. Так как проблема окружающей среды была включена в рамки устойчивого развития еще в 1972 г. в результате Стокгольмской конференции. Для исследования был выбран субъект Российской Федерации- Приморский край.

Цель: исследование оценки эффективности экологического налогообложения на примере АО «Лучегорский угольный разрез». Объект исследования: статистические данные по объему налоговых выплат, инвестиций и выбросов. Предмет исследования: эффективность экологического налогообложения на примере АО «Лучегорский угольный разрез».

В Российской Федерации на данный момент нет официального понятия «экологический» налог, но есть группа налогов, которая взимается за пользование природными ресурсами. Среди них есть те, которые уплачиваются непосредственно за негативное воздействие (например, водный налог при заборе воды и использование водных объектов, земельный- если здание или постройка приносит вред слоям почвы, плата за негативное воздействие, экологический сбор) и те, которые напрямую с этим не связаны. Например, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, они влияют на экологическую ситуацию за счет перераспределительного механизма посредством финансирования национальных зеленых проектов, или за счет увеличения цены, что приводит к снижению спроса. Данные налоги можно считать эффективными, если при их снижении или неизменности инвестиции в природоохранные мероприятия и технологии растут, количество выбросов сокращается, и сумма налога в дальнейшем также снижается. Соответственно, высвобожденных средств становится больше, возможности для дальнейшего инвестирования увеличиваются. Получается, что предприятиям должно быть выгодно инвестировать, нежели заплатить налог, так как это влечет за собой успешное развитие предприятия в долгосрочной перспективе.  Под эффективностью в данной статье понимается положительное влияние ресурсных налогов на объем выбросов посредством инвестиций и обратная связь при определении корреляции между двумя переменными.

Источники загрязнения в Приморском крае

Выбросы вредных веществ отражаются на качество воздуха, объеме чистой воды, плодородие почв и земель, а соответственно и на здоровье населения. Повышенный уровень загрязнения атмосферного воздух отмечается в г. Уссурийске и во Владивостоке, причиной этому является огромное количество транспорта, использование низкокачественного топлива на предприятиях электроэнергетики, котельных и осуществление перегрузки угля [4].

Загрязнение водного бассейна происходит в основном из-за сброса различных химических элементов и их соединений, образованных в процессе производства. Например, критичное загрязнения р. Дачная обусловлен сбросом большого количества недостаточно очищенных сточных вод предприятиями г. Арсеньев: ОАО «Аскольд», ОАО ААК «Прогресс». Во многих случаях пробы, взятые с различных водных объектов Приморского края, не показывают положительных результатов и оцениваются как «очень загрязненные».

По данным государственного учета общая площадь земель Приморского края на 1 января 2020 года составляет – 16 млн. 467,3 тыс. га или 1% всей территории Российской Федерации. Нарушенных земель на 1 января 2020 года составило 10172 га, причиной этому является разработка месторождений полезных ископаемых. Загрязнение почв происходит за счет сухих выпадений от выбросов промышленных предприятий, а также с атмосферными осадками. Наиболее значительный объем выбросов в атмосферу, происходит за счет предприятий, которые осуществляют обеспечение электрической энергией, газом и паром на территории Приморского края. К числу таких предприятий относятся: ОАО «Спасскцемент», АО «Лучегорский угольный разрез», Владивостокская ТЭЦ-2, «Ярославская ГРК», СП Партизанская ГРЭС и др. [4]. Основными загрязнителями водных объектов Приморского края являются предприятия машиностроения, металлообработки и лесной промышленности. Причинами этого могут быть, отсутствие должного контроля за очисткой сточных вод, состояния очистных сооружений, устаревшая технология или неверная эксплуатация.

Главные объекты размещения отходов производства и потребления – это предприятия добывающей промышленности, теплоэнергетики и обрабатывающие производства. Они образуют в общей сложности 95% отходов, которые также оказывают влияние на разрушение слоев почвы. К таким производствам относятся: АО «ДГК» Филиал Лучегорский угольный разрез, «Германий и приложение», ОАО «ГМК «Дальполиметалл», АО «ГХК Бор», ООО «КИНГКОУЛ Дальний Восток», ОАО «Спасскцемент» и др. В таблице 1 представлен объем загрязняющих веществ, образованных АО «Лучегорский угольный разрез».

Таблица 1.

Объем выбросов и нарушенных земель АО «Лучегорский угольный разрез» с 2015 по 2020 гг.

Объем загрязнения/Год

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Атмосферы, тонн

641

1894

2134

3073

3562

3753

Почвы, га

21

42

63

84

101

125

Водных объектов, тыс. м^3

1

1,5

3

4

4,5

5,5

Источник: составлено автором на основании [5]

 

Итак, мы видим, что в 2015 г. в сравнении с остальными, показатели низкие, что связано не с объемом выплаченных налогов, а с началом обособленной деятельности предприятия. По мере роста масштаба производства, объем загрязнения растет несмотря на то, что предприятие инвестирует в природоохранные мероприятия. В таблице 2 представлен объем инвестиций в год.

Таблица 2.

Объем инвестиций АО «ДГК» Филиал Лучегорский угольный разрез с 2015 по 2020 гг.

 

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Объем инвестиций, тыс.руб.

958

29 684

24 525

21 821

20 945

22 312

Источник: составлено автором на основании [5]

 

Стоит отметить, что инвестиции не стабильны, начиная с 2016 года, они начинают сокращаться, и только в 2020 году выросли на 7%. Данные инвестиции не значительно повлияли на количество выбросов. При этом их объем напрямую не связан с объемом выплаченных налогов, которые представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Объем выплат по ресурсным налогам АО «Лучегорский угольный разрез» за 2015-2020 гг., тыс. р.

Налог/Год

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Водный

56

132

253

250

271

295

Земельный

37

177

180

180

180

196

Плата за негативное воздействие

943

8 873

8 000

9 278

11 683

11 989

Всего

1036

9182

8433

9708

12134

12480

Источник: составлено автором на основании [6]

 

По таблице 3 видно, что с самого начала своей обособленной деятельности организация уже уплачивала налоги. Так как система экологического налогообложения предполагает постепенное снижение выбросов, при использовании очистных сооружений и проведении природоохранных мероприятий, то если такая тенденция наблюдается, можно говорить о том, что эффективность экологических налогов достаточно высокая. В 2017 году сокращение налога не повлекло за собой увеличение инвестиций, при этом объемы загрязнения не сокращаются даже при их увеличении.[6] Подразумевается, что налоговые выплаты должны стимулировать инвестиции в «зеленые» технологии, а они с свою очередь повлияют на сокращение выбросов. Таким образом, для компании должно быть выгоднее финансировать в экологичные производства, нежели платить за негативное воздействие на окружающую среду. В данном случае такого не наблюдается. Показать такую связь помогает коэффициент корреляции: за Х принимается общий объем налоговых поступлений, а за Y объем инвестиций. Так как коэффициент корреляции равен 0,89, следовательно связь прямая и сильная, что говорит о неэффективности налоговых выплат, так как при их сокращении, инвестиции снижаются, выбросы при этом растут

Стоит заметить, что прирост выплат по налогам в среднем составляет 5-7% в год, при том, что объем выбросов растет в среднем на 20-25% в год. Причиной увеличения негативного воздействия на окружающую среду возможно являются устаревшие технологии, применяемые в производстве, а также неэффективное или недостаточное инвестирование, которое в полной мере не покрывает последствий увеличения масштабов производства.

Для того, чтобы определить, насколько процентов нужно увеличить инвестиции, чтобы снизить выбросы в среднем на 5% за 5 лет, в качестве примера была взята компания, которая успешно реализует программы экологического переоснащения производства – это Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК). Целью программ является последовательная минимизация воздействия производства на окружающую среду и стремление к достижению наилучших стандартов в сфере экологии. Согласно экологической отчетности НЛМК, чтобы снизить выбросы в атмосферу на 650 тыс. тонн за 5 лет, следует инвестировать 120 млрд р. [1]. Так как НЛМК более крупная компания, нежели АО «Лучегорский угольный разрез», то следует применить средний объем инвестиций на одну тонну выбросов.  Таким образом, на 1 тонну выбросов приходится 185 тыс. р. инвестированных в течении 5 лет. Применяя данное соотношение к объему выбросов в атмосферу компании АО «Лучегорский угольный разрез», инвестиции должны составить в денежном 139 млн. руб. На данный момент компания инвестировала 119 млн р., значит инвестиции следует увеличить на 19% за следующие 5 лет, что приведет к снижению налоговых выплат на 21% и в дальнейшем освободившиеся денежные средства можно реинвестировать в природоохранные технологии.

Заключение

Таким образом, исследование показало, что эффекты от взимания экологических налогов незначительны. На наш взгляд это связано с отсутствием стимулирующей функции данных налогов и возможности дополнительных инвестиций, о чем свидетельствуют финансовые результаты компании, а именно, такой показатель, как чистая прибыль. Возможно, субсидирование или послабления в части налоговых выплат, помогут компании высвободить часть денежных средств для дальнейшего их использования в обновлении технологий производства, тем самым снизив пагубное воздействие.

Таким образом, экологические налоги на данном предприятии не выполняют свою главную роль - не способствуют сокращению выбросов, следовательно для улучшения экологической обстановки действия одних налогов недостаточно и требуется целый комплекс мер, которые позволят «грязным» предприятиям снизить свое негативное воздействие на окружающую среду.

 

Список литературы: 
1. Официальный сайт НЛМК: Экологическое развитие URL: https://nlmk.com/ru/sustainability/environment/environmental-development/ (дата обращения: 5.04.2022) 
2. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2020 году». URL: https://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/60f/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%20%D0%9E%D0%9E%D0%A1%202020.pdf. (дата обращения: 12.03.2022)
3. Безгубов В.А. Оценка эффективности платежей за негативное воздействие на окружающую среду в России.//2016 URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-platezhey-za-negativnoe-vozdeystvie-na-okruzhayuschuyu-sredu-v-rossii/viewer (дата обращения: 21.03.2022
4. Официальный сайт АО «Дальневосточная генерирующая компания» URL: https://dvgk.ru/post/1847.  (дата обращения: 19.03.2022)
5. Официальный сайт АО «Лучегорский угольный разрез» URL: http://aolur.ru/index.php/o-joomla. (дата обращения: 15.03.2022)
6. Сайт правительства Приморского края URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42864074 (дата обращения: 20.03.2022)