Статья:

ПРОБЛЕМА ДЕМПИНГА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Якубчик А.С. ПРОБЛЕМА ДЕМПИНГА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 18(197). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/197/111530 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ДЕМПИНГА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Якубчик Анастасия Сергеевна
студент, Белорусский государственный экономический университет Беларусь, г. Минск
Лемеш Валентина Николаевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет Беларусь, г. Минск

 

На сегодняшний день на отечественном рынке аудиторских услуг происходят переломные моменты. Одной из серьезнейших проблем развития аудита является демпинг стоимости аудиторских услуг. На рынке данной отрасли продолжается практика некоторыми аудиторскими компаниями необоснованное занижение цен за оказанные услуги. Связано это в первую очередь с сокращением числа организаций, подлежащих обязательному аудиту. Несмотря на то, что количество аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей ежегодно сокращается, данная проблема, хоть и в меньшей степени, является актуальной и на данный период времени [1].

Правовое регулирование отношений аудиторской деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и осуществляется в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности», иными законами, пактами Президента Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ними иными актами законодательства [2].

В 2013 году Законом было предусмотрено, что в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы. Поскольку крупные аудиторские организации обладают необходимым потенциалом и ресурсами не только для проведения аудита любой сложности, но и для повышения профессионального уровня своих работников, их укрупнение способствует более качественному проведению аудита. Данное решение было принято в результате проведения Министерством финансов контрольных мероприятий, в ходе которых было выявлено наличие эффективно работающей системы внутреннего контроля качества в относительно крупных аудиторских организациях с численностью аудиторов 5-10 и более человек и неудовлетворительным ее функционированием в организациях с численностью 3-4 аудитора [2]. В результате принятия такого требования можно заметить сокращение аудиторских организаций. По состоянию на 31 декабря 2021 года аудиторскую деятельность осуществляют 71 аудиторская организация (на 31 декабря 2020 года – 73 аудиторских организаций) [3].

Таким образом, снижение требований к количеству аудиторов в штате работников может привести к разукрупнению аудиторских организаций. Следовательно, увеличится число организаций, сопоставимых по объему деятельности с аудиторами – индивидуальными предпринимателями, привлекающими аудиторов по трудовым договорам. Все вышеперечисленные обстоятельства будут способствовать росту количества организаций при одинаковом спросе на аудиторские услуги, что послужит причиной усиления конкуренции и росту демпинга на рынке.

В 2020 году Аудиторской Палатой было проведено исследование по оценке актуальности вопроса ценового демпинга в аудите. По результатам проведенного опроса 95% респондентов считают, что вопросы демпинга актуальны для аудиторского рынка на территории Республики Беларусь. При этом 77% опрошенных сталкивались с демпингом при участии в закупках аудиторских услуг. Также большинство респондентов придерживается мнения, что ценовые предложение в промежутке менее 3 000 - 5 000 бел. руб. следует отнести к ценовому демпингу.

Следует отметить, что вопрос демпинга в аудите характерен для большинства стран мира. Для искоренения данного явления учеными и специалистами в сфере аудита ведется активный поиск путей преодоления демпинга. В качестве основных мер по борьбе с демпингом Аудиторской палатой предложено ряд мероприятий:

  • установление и реализация функции внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов индивидуальных предпринимателей;
  • осуществление системного мониторинга данных о закупках аудиторских услуг;
  • внесение изменений в ранее утвержденные Методические рекомендации по оценке и сравнению предложений участников закупки исходя из практики применения;
  • проработка вопроса об установлении нормативной трудоемкости и минимальной стоимости аудиторских услуг;
  • разработка формы типового договора оказания аудиторских услуг.

Одним из основных моментов, которому следует уделить внимание, является отношение субъектов хозяйствования к выбору аудиторской организации. Выбор организаций должен основываться не только на ценовом критерии, но и на таком факторе, например, как рейтинг аудиторской организации. Но поскольку данные рейтинги проводятся без участия Министерства финансов и Аудиторской палаты, а статистические данные, представленные аудиторскими организациями, являются коммерческой тайной, есть основания полагать, что некоторые из приведенных данных конкурсантами могут не соответствовать действительности.

В целом можно констатировать, что произошедшие изменения в области регулирования аудиторской деятельности, в том числе в области контроля качества оказываемых аудиторских услуг, направлены на унификацию в отечественной практике подходов контролю качества в аудите, в основу которых положены МСА и международный опыт. Ученые и практики возлагают большие надежды на произошедшие изменения в этой области аудита и повышения доверия пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, по результатам аудита которой выдано аудиторское заключение [4].

 

Список литературы:
1. Чилеко, О. В. Демпинг аудиторских услуг в Республике Беларусь / О. В. Чилеко ; преп. В. Н. Лемеш // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции учащихся "Молодежь 21 века", 23 апреля 2020 [Электронный ресурс] / редкол.: С. А. Квасюк [и др.]. – Минск : БНТУ, 2020. – С. 192-194.
2. Лемеш, В.Н. Аудит: пособие / В.Н. Лемеш. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2022. – 292 с.
3. Итоги аудиторской деятельности за 2021 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://surl.li/bvacy. – Дата доступа: 11.05.2022.
4. Лемеш, В.Н. Оценка качества работы аудиторов в Республике Беларусь. Облік, оподаткування і контроль: теорія та методологія : матеріали міжнародної науковопрактичної інтернет-конференції (м. Тернопіль, 27 грудня 2019 р.) – Тернопіль: ТНЕУ, 2019. – 274 с. (266-269).