ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В Республике Беларусь саморегулирование бизнеса уже давно рассматривается как эффективная альтернатива государственному вмешательству в экономику. Так, элементы саморегулирования наблюдаются в деятельности Белорусской нотариальной палаты, Палате налоговых консультантов, в адвокатуре и некоторых других организациях. В добавок к этому, Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» установлен принцип «саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства» со стороны государства в предпринимательскую и иную экономическую деятельность [2]. При этом, 19 ноября 2020 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении был принят проект Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях» (далее – Проект) [1].
Однако само понятие «саморегулирование», порядок реализации данного института не получили должного рассмотрения белорусскими учеными. Не получил данный институт и должной нормативной регламентации, за исключением фрагментарного закрепления отдельных положений, касающихся саморегулирования, в отдельных отраслевых законодательных актах. В этой связи возникает необходимость исследования перспективы внедрения данного правового института в Республике Беларусь.
Говоря об имплементации института саморегулирования в Республике Беларусь, отметим, что с учетом развития предпринимательской деятельности, этапа развития экономики, невысокой роли бизнес-объединений и их потенциала наличие специального законодательства представляется крайне необходимым. На основании отмеченного ранее можно сделать вывод о том, что Республика Беларусь созрела для принятия такого закона, а его подготовка вошла в план законопроектных работ на 2020 год.
Проект является первым шагом по оформлению внедрения и надлежащего функционирования института саморегулирования. Так, в ст. 1 Проекта дано определение понятия «саморегулирование», под которым понимается «самостоятельная и инициативная деятельность по регулированию предпринимательской или профессиональной деятельности субъектов, объединенных в саморегулируемую организацию» [1]. Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации, которые на основании положений Проекта являются некоммерческими, создаваемые в первую очередь для самостоятельной выработки субъектами рынка стандартов и правил определенных видов предпринимательской деятельности.
Несмотря на то, что в Проекте урегулировано немало вопросов касательно функционирования института саморегулирования (установлены принципы и задачи; предусмотрено, что саморегулирование может основываться на добровольном и обязательном членстве; включены превентивные нормы, являющиеся сдерживающим фактором для саморегулируемых организаций и т.п. [1]), большинство положений требуют дополнительного анализа, уточнения и детализации, поскольку до сих пор остаются некоторые проблемы по внедрению исследуемого института в практику функционирования бизнеса. Одной из главных проблем является понимание саморегулирования как дополнительной функции бизнес-союзов и ассоциаций. Однако такое понимание противоречит как основной цели саморегулирования – эффективному регулированию отрасли, так и принципу независимости ее функционирования. Не изучен вопрос готовности отраслей бизнеса к саморегулированию. Не однозначно мнение по поводу необходимости имплементации саморегулирования, что не позволяет определить уровень поддержки этого аспекта бизнес-сообществом. Белорусским законодательством не предусмотрена процедура инициации саморегулирования. Так, не установлен алгоритм действий и перечень требований к вынесению такой инициативы. В условиях отсутствия ясной и понятной процедуры, де-факто в Республике Беларусь сложно говорить о существовании альтернативы директивной инициации.
Таким образом, на сегодняшний день внедрение института саморегулирования в Республике Беларусь является актуальным, но мало изученным и урегулированным. При формировании государственной политики по данному вопросу для значительного улучшения деловой среды и снижения государственного регулирования необходимо принятие и успешная реализация специального закона. Он позволит определить оптимальные характеристики для белорусской модели саморегулирования, выделить отрасли, готовые к этой системе, закрепить функционал саморегулируемых организаций. В связи с этим, вопрос о дальнейших исследованиях в данной области, а также продолжение законотворческой деятельности представляется aктуaльным.