Статья:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Сандригайло Е.С. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 18(197). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/197/111632 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Сандригайло Екатерина Сергеевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, РБ, г. Минск
Ломако Алла Юрьевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, РБ, г. Минск

 

В Республике Беларусь саморегулирование бизнеса уже давно рассматривается как эффективная альтернатива государственному вмешательству в экономику. Так, элементы саморегулирования наблюдаются в деятельности Белорусской нотариальной палаты, Палате налоговых консультантов, в адвокатуре и некоторых других организациях. В добавок к этому, Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» установлен принцип «саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства» со стороны государства в предпринимательскую и иную экономическую деятельность [2]. При этом, 19 ноября 2020 г. Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении был принят проект Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях» (далее – Проект) [1].

Однако само понятие «саморегулирование», порядок реализации данного института не получили должного рассмотрения белорусскими учеными. Не получил данный институт и должной нормативной регламентации, за исключением фрагментарного закрепления отдельных положений, касающихся саморегулирования, в отдельных отраслевых законодательных актах. В этой связи возникает необходимость исследования перспективы внедрения данного правового института в Республике Беларусь.

Говоря об имплементации института саморегулирования в Республике Беларусь, отметим, что с учетом развития предпринимательской деятельности, этапа развития экономики, невысокой роли бизнес-объединений и их потенциала наличие специального законодательства представляется крайне необходимым. На основании отмеченного ранее можно сделать вывод о том, что Республика Беларусь созрела для принятия такого закона, а его подготовка вошла в план законопроектных работ на 2020 год.

Проект является первым шагом по оформлению внедрения и надлежащего функционирования института саморегулирования. Так, в ст. 1 Проекта дано определение понятия «саморегулирование», под которым понимается «самостоятельная и инициативная деятельность по регулированию предпринимательской или профессиональной деятельности субъектов, объединенных в саморегулируемую организацию» [1]. Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации, которые на основании положений Проекта являются некоммерческими, создаваемые в первую очередь для самостоятельной выработки субъектами рынка стандартов и правил определенных видов предпринимательской деятельности.

Несмотря на то, что в Проекте урегулировано немало вопросов касательно функционирования института саморегулирования (установлены принципы и задачи; предусмотрено, что саморегулирование может основываться на добровольном и обязательном членстве; включены превентивные нормы, являющиеся сдерживающим фактором для саморегулируемых организаций и т.п. [1]), большинство положений требуют дополнительного анализа, уточнения и детализации, поскольку до сих пор остаются некоторые проблемы по внедрению исследуемого института в практику функционирования бизнеса. Одной из главных проблем является понимание саморегулирования как дополнительной функции бизнес-союзов и ассоциаций. Однако такое понимание противоречит как основной цели саморегулирования – эффективному регулированию отрасли, так и принципу независимости ее функционирования. Не изучен вопрос готовности отраслей бизнеса к саморегулированию. Не однозначно мнение по поводу необходимости имплементации саморегулирования, что не позволяет определить уровень поддержки этого аспекта бизнес-сообществом. Белорусским законодательством не предусмотрена процедура инициации саморегулирования. Так, не установлен алгоритм действий и перечень требований к вынесению такой инициативы. В условиях отсутствия ясной и понятной процедуры, де-факто в Республике Беларусь сложно говорить о существовании альтернативы директивной инициации.

Таким образом, на сегодняшний день внедрение института саморегулирования в Республике Беларусь является актуальным, но мало изученным и урегулированным. При формировании государственной политики по данному вопросу для значительного улучшения деловой среды и снижения государственного регулирования необходимо принятие и успешная реализация специального закона. Он позволит определить оптимальные характеристики для белорусской модели саморегулирования, выделить отрасли, готовые к этой системе, закрепить функционал саморегулируемых организаций. В связи с этим, вопрос о дальнейших исследованиях в данной области, а также продолжение законотворческой деятельности представляется aктуaльным.

 

Список литературы:
1. О проекте Закона Республики Беларусь «О саморегулируемых организациях»: Постановление Палаты Представителей Национального собрания Респ. Беларусь, 19 ноября 2020 г., № 158-П7/IV // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. – Дата доступа: 20.04.2022
2. О развитии предпринимательства: Декрет Президента Респ. Беларусь, 23 ноября 2017 г., № 7: в ред. Декрета Президента Респ. Беларусь от 06.07.2021 г. № 3 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. – Дата доступа: 20.04.2022.