Статья:

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КНР И США ПРИ ТАЙВАНЬСКОМ ВОПРОСЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Лундуп Д.Г. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КНР И США ПРИ ТАЙВАНЬСКОМ ВОПРОСЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/198/111869 (дата обращения: 18.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КНР И США ПРИ ТАЙВАНЬСКОМ ВОПРОСЕ

Лундуп Даяна Геннадьевна
студент, Тувинский государственный университет, РФ, г. Кызыл

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема Тайваня, которая на протяжении семи десятилетий продолжает оставаться камнем преткновения, поднимающий конфликтность в развитии китайско-американских отношений. Сохранение баланса сил в Азиатско-тихоокеанском регионе является приоритетной целью международного сообщества. На фоне роста соперничества между Соединенными Штатами и Китаем и происходящих изменений в стратегическом ландшафте азиатского региона вновь актуализируется задача осмысления места «тайваньского вопроса» в современной политике Пекина и Вашингтона.

 

Ключевые слова: Тайвань, КНР, США, камень преткновения, современные отношения.

 

На протяжении семи десятилетий тайваньский вопрос остается фактором, обостряющим остроту и мнительность в отношениях Китая и Америки. Однако, несмотря на долгую историю существования данной задачи и многократные положения сменявших глав Вашингтона и Пекина о тяге создавать конструктивные партнерские связи между двумя странами, за прошедшие годы отношения внутри треугольника КНР—США—Тайвань существенно усложнились.

Тайваньский вопрос - это проблема, возникшая в результате гражданской войны в Китае, который официально не имеет итога по состоянию вражды между двумя берегами Тайваньского пролива. На современном этапе происходят важнейшие изменения на международной арене, в частности в Азиатско-тихоокеанском регионе. Усиление в военном отношении Китая толкает США на шаги по предотвращению потери своего военно-стратегического превосходства. Естественно две ядерные державы составляют в настоящее время угрозу мирному развитию в АТР. И спорным остается вопрос о Тайване, который является рычагом давления на Китай. В современной международной обстановке коллективный Запад во главе с США стремится к своему усилению в АТР, опираясь на страны, которые их поддерживают: Японию, Австралию, Южную Корею [4].

Исторически узел противоречий начал складывался в середине ХХ в., когда была образована Китайская Народная республика. После смены руководства КНР в 1979 году начался процесс нормализации отношений с США и были установлены дипломатические отношения. В отношении Тайваня руководство Китая выдвинуло концепцию «одна страна – две системы», предложенную Дэн Сяопином. Она подразумевала одновременно принадлежность Тайваня к территории КНР и право на высокую степень самоуправления в качестве особого административного района. В соответствии с данной концепцией Китаю удалось присоединить Гонконг (Сянган), Макао (Аомэнь). Случай с Тайванем стоит особняком. Поскольку Гонконг и Макао были португальской и английской колониями. Тайвань все же оставался самостоятельным государством, обладающим суверенитетом. Пока вопрос о присоединении Тайваня остается открытым. Но позиции Пекина довольно жесткие. Тем не менее остров находится под стратегической опекой США, которая подтверждена односторонним Законом об отношениях с Тайванем от 1979 года [4]. В нем указывалось, что США «прекратили отношения с властями Тайваня на государственном уровне». Но обосновывалась необходимость всемерного развития разноплановых связей с «народом Тайваня». На этом основании США поставляют стратегические вооружения, поощряют сепаратизм тайваньской политической элиты. Двойственная позиция США определяется стремлением к сохранению контроля в АТР.

В конституции Китая Тайвань является частью территории страны и целью развития является воссоединение всего китайского народа. Исходя из этого руководство Китая стремится к реализации в ближайшем будущем этой перспективы. Китайская коммунистическая партия стремиться к расширению идеологической пропаганды концепции «Одна страна – две системы». При этом на Тайване сильны сепаратистские круги, поддерживаемые США. Президент Тайваня Цай Инвэнь и правящая демократическая прогрессивная партия отстаивают свой суверенитет. Экономически Тайвань представляет собой процветающее государство со стабильной системой, что поддерживается материковым Китаем. В настоящее время поднимается еще и вопрос о смене названия на Республику Тайвань, что неизбежно может привести к конфликту с Китаем. Но тайваньцы уверены, что на их защиту встанут США. Политическое руководство острова предложило другую концепцию «одна страна – две территории», настаивая на сохранении самостоятельности.

За несколько лет власти США постоянно нарушают положения китайско-американских коммюнике [2]. В 2019 году были установлены консульские отношения, а в 2021 году американские власти сняли ограничения на официальные контакты с представителями исполнительной власти острова. Военные поставки во время режима Трампа увеличились в 1,5 раза. Администрация президента Д.Байдена открыто заявили о поддержке Тайваня в случае агрессии [3].

В ответ на такую политику КНР отвечает постоянной демонстрацией силы. Военно-воздушные войска то и дело вступают в воздушное пространство острова, через тайваньский против проходят военно-морские эскадры. По свидетельству министра обороны Тайваня Янь Дэфа, только за девять месяцев 2020 года тайваньские перехватчики 2972 раза поднимались в воздух для перехвата воздушных целей с материка, что обошлось военному бюджету острова почти в 900 млн. долларов и превысило на 30% количество подобных вылетов в 2019 году [3]. В 2020 году американские военные корабли провели 13 операций «по обеспечению свободы судоходства в Тайваньском проливе» [3]. Подобные акции, в том числе в спорном Южно-Китайском море, эксперты расценивают, как способ блокировать морские претензии Китая в Тихом океане. Очевидно, что объявление Тайваня самостоятельным государством неизбежно повлечет военную реакцию Китая. Еще в марте 2005 года в Китае был принят закон о применении военной силы в случае, если тайваньское руководство провозгласит независимость де-юре.

Таким образом, компромисса с китайской стороны быть не может. Однако представляется, что развязывание инцидента в зоне Тайваньского пролива в краткосрочной и среднесрочной возможности противоречит интересам всех соучастников треугольника. Тем более что восстановление де-юре суверенитета над островом будет означать и получение абсолютного геостратегического преимущества, символизировать приобретение Китаем статуса великой державы. тайваньский вопрос усиливается на фоне совместного нарастания силового балансирования в китайско-американских отношениях. Что касается США, то несмотря на их сегодняшний, более конфронтационный ход к Китаю, вспыхивание конфликта в зоне Тайваньского пролива — риск, на который американская руководство навряд ли отважится. Будущее согласование государств по тайваньскому вопросу во многом будет обусловливаться от того, насколько точно две государства сумеют установить свои цели в регионе, средства для их реализации и возможные издержки принимаемых решений.

 

Список литературы:
1. Глава МИД КНР заявил об угрозе стабильности в случае поддержки США независимости Тайваня https://news.myseldon.com/ru/news/index/262061676 (дата обращения: 07.03.2022)
2. Сборник документов: (Каирская декларация, Крымское соглашение, Потсдамская декларация и другие документы, связанные с капитуляцией Японии, 1946-1946 гг.). М., 1947. С. 23-24.
3. Тайвань – яблоко стратегического раздора между КНР и США // https://interaffairs.ru/news/show/29448 (дата обращения: 18.02.2022)
4. Трифонов В.И. Тайванский вопрос на современном этапе // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 3. С. 28-36.