Статья:

ОЦЕНКА ПРИЧИН ВОЗВРАТОВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И МЕР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Кузькина Д.Я. ОЦЕНКА ПРИЧИН ВОЗВРАТОВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И МЕР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/198/112073 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЦЕНКА ПРИЧИН ВОЗВРАТОВ ДЕТЕЙ-СИРОТ И МЕР ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВТОРИЧНОГО СИРОТСТВА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Кузькина Дарья Яковлевна
cтудент, направления подготовки Государственное и муниципальное управление ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Калужский филиал, РФ, г. Калуга
Харчикова Наталья Валентиновна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Калужский филиал, РФ, г. Калуга

 

В настоящее время проблема возврата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является наиболее актуальной и болезненной для современного общества. По мнению психологов, вторичный отказ от ребёнка наносит ему тяжёлую травму и значительно затрудняет дальнейшую адаптацию в обществе. Это означает, что к первой травме, когда от ребёнка отказались его родные и близкие люди, добавляется травма отвергнутости его приёмными родителями, что приводит к изменениям в психике, характере и жизни ребёнка. На сегодняшний день не существует закона, регламентирующего ответственность приёмных родителей за возвращение ребёнка обратно в детский дом. Однако и полностью перекладывать вину на родителей нельзя. В подавляющем большинстве случаев приёмная семья оказывается в неожиданной и кажущейся им неразрешимой стрессовой ситуации, когда всё выходит из-под контроля.

Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и без повторного возвращения детей в детские дома является острой и социально-значимой темой для всего общества. От степени адаптации зависит будущая жизнь не только самих детей-сирот, но и их окружения. Эта проблема актуальна для всех регионов Российской Федерации и Калужская область не является исключением.

Как показывает анализ динамики изменения количества детей-сирот, в регионе за последние два года произошло их сокращение на 5%. Так, если на 01.01.2020 количество детей-сирот составляло 2628 человек, то уже на 01.01.2021 - 2494 человека. При этом удельный вес данной категории, по состоянию на 01.01.2021, составлял 1,3% от общей численности детского населения. Свыше 90% детей-сирот проживают в замещающих семьях.

В связи с развитием семейных форм устройства, системы подготовки кандидатов и сопровождения замещающих семей сокращается количество детей-сирот – воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организации для детей-сирот) и состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: на 1 января 2021 года состояло на учете 228 детей, что на 6,6% меньше, чем было в 2019 году (на 1 января 2020 года -244 ребенка).

Из вышеизложенных данных можно сделать вывод об активной работе в социальной сфере и положительных результатах. Однако не все так благополучно с динамикой показателей, характеризующих возврат детей, ранее принятых на семейные формы устройства. О чём свидетельствуют данные нижеследующей таблицы.

Таблица.

Возврат детей, ранее принятых на семейные формы устройства (независимо от формы устройства)

Показатели

2019 г.

2020 г.

2020 г. в % к 2019 г

Всего вернули детей из замещающих семей, из них:

102

104

102,0

- возвращено в кровную семью

33

38

115,2

- устроено в замещающую семью

42

53

126,2

- помещено под надзор

27

13

48,1

Отмена решений (из помещенных под надзор)

27

13

48,1

Показатели

2019 г.

2020 г.

2020 г. в % к 2019 г

-по инициативе замещающих родителей

23

9

39,1

-по инициативе органов опеки и попечительства, из них

4

2

50,0

в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей по воспитанию детей, в том числе в связи с привлечением к уголовной ответственности за совершение преступления в отношении детей, принятых на воспитание в семьи

3

2

66,7

 

Как показывает анализ таблицы, в 2020 году вернули детей из замещающих семей на 2% больше, чем в 2019 году. Преимущественно это произошло за счет роста числа детей, устроенных в замещающую семью (рост на 26,2%).

Среди причин возвратов детей-сирот из замещающих семей можно выделить объективные: тяжёлая болезнь, смерть опекуна (попечителя), усыновителя, заболевание ребёнка несовместимое с проживанием в семье (тяжелые поведенческие расстройства психики, самоповреждающее, аутоподобное поведение, агрессия по отношению к окружающим) и субъективные причины: отсутствие взаимопонимания и трудности воспитания, инициатива опекунов, ненадлежащее выполнение замещающими родителями своих обязанностей, нежелание ребёнка и отказ родителей от помощи и социального сопровождения.

Анализ причин недостаточной эффективности мер по профилактике вторичного сиротства показал следующее:

- недостаточно объективно была оценена ресурсность кандидатов как потенциальных замещающих родителей, особенно в отношении переустройства детей с опытом отказа либо детей с ограниченными возможностями здоровья;

- отсутствие или недостаточность подготовки кандидатов влияет на их уровень компетентности и способности справляться с кризисными моментами;

- неразвитость гибкости родительской позиции и мотивации к сотрудничеству со специалистами в разрешении конфликтных ситуаций и кризисных этапов функционирования семьи, а также низкая мотивация к саморазвитию и повышению педагогических компетенций у замещающих родителей снижает эффективность специализированной помощи, а иногда делает ее невозможной;

- дети и подростки с тяжёлыми нарушениями поведения и психического здоровья могут помещаться только в подготовленные, ресурсные семьи с адекватной мотивацией приёма ребёнка;

- позднее обращение за помощью (когда замещающий родитель уже допустил мысль о возможности возврата ребёнка) значительно снижает результативность антикризисных мероприятий.

В связи с этим необходимо осуществлять следующие меры первичной профилактики, а именно:

- качественная подготовка кандидатов, включающая оценку степени ресурсности для принятия в семью детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, и имеющих опыт вторичного сиротства;

- ежегодный мониторинг социально-психологического благополучия воспитанников замещающих семей;

- повышение родительских компетенций через просветительскую деятельность, в том числе с использованием очных и дистанционных форм работы;

- периодическая оценка функционального состояния замещающих семей первого года приёма, многодетных, семей группы риска;

- охват большего количества замещающих семей социально-психологическим сопровождение.

Важно подходить к проблематике комплексно, необходимо бороться не только с последствиями возврата детей (и в дальнейшем усиленно сопровождать их психологически), но и с причиной таких ситуаций, модернизировать подход к замещающим семьям и их сопровождению. От того, насколько грамотно и ответственно мы подойдем к адаптации и воспитанию собственных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависит наше будущее, его гармоничность развития.

 

Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] – Режим доступа.-URL https://base.garant.ru/70291040/ (дата обращения 18.05.2022).
2. Постановление Правительства Калужской области от 03.10.2014 №577 «Об утверждении порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан» // Электронный фонд правовых и нормативно – технических документов [Электронный ресурс] – Режим доступа.-URL https://docs.cntd.ru/document/450368306 (дата обращения 12.04.2022).
3. Приказ министерства труда и социальной защиты Калужской области от 22 января 2019 № 54-П «О методике расчета показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач государственной программы Калужской области "Семья и дети Калужской области»  [Электронный ресурс] – Режим доступа.-URL https://pre.admoblkaluga.ru/upload/minsocial/gosprog/semdet/pr_54.rtf (дата обращения 14.04.2022).
4. Приказ министерства труда и социальной защиты Калужской области от 12 марта 2021 № 362-П «Об утверждении годового отчёта о ходе реализации и эффективности государственной программы Калужской области "Семья и дети Калужской области» [Электронный ресурс] – Режим доступа.-URL https://pre.admoblkaluga.ru/upload/minsocial/gosprog/semdet/metod.rtf (дата обращения 14.04.2022).
5. Официальный портал органов власти Калужской области [Электронный ресурс] – Режим доступа.-URL https://admoblkaluga.ru (дата обращения 11.03.2022).