Статья:

СТРАТЕГИЯ ПОЛЬСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 2017-2021 гг.

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Грудинко Р.В. СТРАТЕГИЯ ПОЛЬСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 2017-2021 гг. // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/198/112140 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СТРАТЕГИЯ ПОЛЬСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 2017-2021 гг.

Грудинко Роман Витальевич
студент, Белорусский государственный университет, РБ, г. Минск
Василенко Денис Сергеевич
научный руководитель, преподаватель общевойсковой кафедры, Белорусский государственный университет, РБ, г. Минск

 

При разборе внешнеполитической доктрины Польши на современном этапе отчетливо видно, что ориентация  и приоритеты Варшавы были резко изменены. При рассмотрении «Стратегии польской внешней политики 2017-2021 гг.», перед нами предстанут изменения во всех ключевых областях. Резкое изменение в риторике польских властей связано с изменением политической обстановки как внутри страны, так и за ее пределами, а также баланса сил в Европе. В частности, речь идет о вооруженном конфликте на Востоке Украины 2014 года, а также о смене политических элит Польши: правоконсервативная партия «Право и справедливости» сменила либерально-консервативную «Гражданскую платформу».

Оба этих фактора сыграли весьма ощутимую роль, как считают польские исследователи. Аннексия Крыма вызвала сильную обеспокоенность поляков за свою безопасность в контексте возможного нападения со стороны России. Результаты выборов только усилили данные тенденции в польском обществе, так как представители «ПиС» традиционно придерживаются точки зрения, что Россия – это агрессор, который стремится нарушить миропорядок, установившийся после «холодной войны».

Воплощением подобных опасений и стала «Стратегия польской внешней политики», принятая в 2017  году, в которой прописаны три основных внешнеполитических принципа. В области безопасности – это развитие собственного оборонного потенциала Польши, подкрепленное усиление позиции страны в НАТО и ЕС, а также проведение активной региональной политики. В области внутренней политики страны – создание внешнеполитических условий, содействующих экономическому росту и социальному развитию государства. В области международного признания – формирование положительного имиджа Польши и укрепление ее авторитета в Европе и во всем мире. Особый интерес представляет стратегия обеспечения национальной безопасности страны, которая включает в себя 3 составных компонента [3, с. 5].

Евро-атлантическое партнерство

Главными внешними источниками безопасности Польши, были и остаются НАТО и Европейский союз, которому отводится вспомогательная роль. В «Стратегии» выражено мнение, что саммит НАТО в Ньюпорте 2014 года, по результатам которого была создана Объединённая оперативная группа повышенной готовности и подготовлена инфраструктура в Польше и странах Балтии, значительно повысил боеспособность восточноевропейского региона в контексте обороноспособности в случае возможной агрессии Москвы [1].  

Региональные интеграционные объединения

Польша заинтересована в укреплении региональной взаимной интеграции, как в политико-экономическом контексте, так и в оборонном. Особенностью внешней политики Варшавы является ее уникальное географическое расположение: она находится на грани Западного и Восточного миров, Северной и Центральной Европы. Это обстоятельство дает Варшаве преимущество, которое позволяет ей выступать активным игроком в регионе. В связи с этим, Польша будет стремиться повысить устойчивость региона к кризисным ситуациям путем укрепления связей между странами Балтии и Центральной Европы, т.е. в рамках треугольника Балтия-Адриатика-Черное море. Инициатива трех морей была объявлена в 2015 г. президентом Польши Анджеем Дудой, возникшая как ответ на события 2014 г. в Украине [2, с. 8]. Она призвана снизить зависимость постсоветских государств центральноевропейского региона от российских трубопроводов и энергоносителей путем создания «коридора Север–Юг» [4, с. 8].

Увеличение оборонительных возможностей

Развитие национального военного потенциала является неотъемлемым компонентом политики обеспечения безопасности Польши. Вооруженные силы предлагают не только необходимые возможности для защиты страны и выполнения союзнических обязательств, но также являются и жизненно важным инструментом для достижения польских внешнеполитических целей. Их оперативная эффективность при выполнении задач как внутри страны, так и за рубежом повышает международный авторитет и высокий статус Польши как союзника. Кроме того, это способствует продвижению польских интересов за рубежом.  

 

Список литературы:
1. Consistent pursuit of a goal – Poland’s foreign policy in 2015-2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.britishpoles.uk/consistent-pursuit-of-a-goal-polands-foreign-policy-in-2015-2020/ (дата обращения: 05.05.2022)
2. Macro-regional Strategy for the Carpathian Region. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gov.pl/documents/33377/436740/Carpathian_Strategy_September_2018.pdf  (дата обращения: 29.04.2022)
3. Polish Foreign Policy Strategy 2017-2021, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gov.pl/web/dyplomacja/strategia (дата обращения: 12.05.2022)
4. Польша и новые тенденции в центральноевропейском региональном строительстве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gov.pl/attachment/8196524f-687b-40e6-aca8-82c53ff8e6db (дата обращения: 10.05.2022)