СТРАТЕГИЯ ПОЛЬСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 2017-2021 гг.
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)
Рубрика: Политология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)
СТРАТЕГИЯ ПОЛЬСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ 2017-2021 гг.
При разборе внешнеполитической доктрины Польши на современном этапе отчетливо видно, что ориентация и приоритеты Варшавы были резко изменены. При рассмотрении «Стратегии польской внешней политики 2017-2021 гг.», перед нами предстанут изменения во всех ключевых областях. Резкое изменение в риторике польских властей связано с изменением политической обстановки как внутри страны, так и за ее пределами, а также баланса сил в Европе. В частности, речь идет о вооруженном конфликте на Востоке Украины 2014 года, а также о смене политических элит Польши: правоконсервативная партия «Право и справедливости» сменила либерально-консервативную «Гражданскую платформу».
Оба этих фактора сыграли весьма ощутимую роль, как считают польские исследователи. Аннексия Крыма вызвала сильную обеспокоенность поляков за свою безопасность в контексте возможного нападения со стороны России. Результаты выборов только усилили данные тенденции в польском обществе, так как представители «ПиС» традиционно придерживаются точки зрения, что Россия – это агрессор, который стремится нарушить миропорядок, установившийся после «холодной войны».
Воплощением подобных опасений и стала «Стратегия польской внешней политики», принятая в 2017 году, в которой прописаны три основных внешнеполитических принципа. В области безопасности – это развитие собственного оборонного потенциала Польши, подкрепленное усиление позиции страны в НАТО и ЕС, а также проведение активной региональной политики. В области внутренней политики страны – создание внешнеполитических условий, содействующих экономическому росту и социальному развитию государства. В области международного признания – формирование положительного имиджа Польши и укрепление ее авторитета в Европе и во всем мире. Особый интерес представляет стратегия обеспечения национальной безопасности страны, которая включает в себя 3 составных компонента [3, с. 5].
Евро-атлантическое партнерство
Главными внешними источниками безопасности Польши, были и остаются НАТО и Европейский союз, которому отводится вспомогательная роль. В «Стратегии» выражено мнение, что саммит НАТО в Ньюпорте 2014 года, по результатам которого была создана Объединённая оперативная группа повышенной готовности и подготовлена инфраструктура в Польше и странах Балтии, значительно повысил боеспособность восточноевропейского региона в контексте обороноспособности в случае возможной агрессии Москвы [1].
Региональные интеграционные объединения
Польша заинтересована в укреплении региональной взаимной интеграции, как в политико-экономическом контексте, так и в оборонном. Особенностью внешней политики Варшавы является ее уникальное географическое расположение: она находится на грани Западного и Восточного миров, Северной и Центральной Европы. Это обстоятельство дает Варшаве преимущество, которое позволяет ей выступать активным игроком в регионе. В связи с этим, Польша будет стремиться повысить устойчивость региона к кризисным ситуациям путем укрепления связей между странами Балтии и Центральной Европы, т.е. в рамках треугольника Балтия-Адриатика-Черное море. Инициатива трех морей была объявлена в 2015 г. президентом Польши Анджеем Дудой, возникшая как ответ на события 2014 г. в Украине [2, с. 8]. Она призвана снизить зависимость постсоветских государств центральноевропейского региона от российских трубопроводов и энергоносителей путем создания «коридора Север–Юг» [4, с. 8].
Увеличение оборонительных возможностей
Развитие национального военного потенциала является неотъемлемым компонентом политики обеспечения безопасности Польши. Вооруженные силы предлагают не только необходимые возможности для защиты страны и выполнения союзнических обязательств, но также являются и жизненно важным инструментом для достижения польских внешнеполитических целей. Их оперативная эффективность при выполнении задач как внутри страны, так и за рубежом повышает международный авторитет и высокий статус Польши как союзника. Кроме того, это способствует продвижению польских интересов за рубежом.