Статья:

ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ЗАМЕЩАЮЩИМИ СЕМЬЯМИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Федунова В.Д. ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ЗАМЕЩАЮЩИМИ СЕМЬЯМИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/198/112222 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ЗАМЕЩАЮЩИМИ СЕМЬЯМИ

Федунова Валерия Дмитриевна
студент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого , РФ, г. Тула
Соломатова Вера Вячеславовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого , РФ, г. Тула

 

По результатам статистики Санкт-Петербургского городского информационно-методического центра «Семья», количество возвратов детей из приемных семей с 2017 по 2019 год выросло по всем формам опеки: в 2017-м в детские дома приемные родители и опекуны вернули 61 ребенка, в 2018-м — 63, в 2019-м — 74 [2]. В Российской Федерации приоритетным направлением работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, является оформление опеки и попечительства, а также усыновления, чтобы обеспечить этих детей возможностью жить и воспитываться в семье. Таким образом, можно снизить социальные риски их развития, сократить число воспитанников специализированных учреждений. Но перед тем, как попасть в замещающую семью дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся в специализированных учреждениях. Одним из таких учреждений является социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. Туда же возвращаются дети, от которых отказалась замещающая семья, или которые сами изъявили желание уйти из-под ее опеки.

В своей работе социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних занимается устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью [1]. Если невозможно вернуть ребенка ближайшим родственникам, над ним могут установить опеку, попечительство или усыновить его. Такая приемная семья называется замещающей и сталкивается со многими трудностями в процессе воспитания ребенка [4].

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних занимается консультированием замещающих семей и может решить многие проблемы, но не все обращаются за помощью [1]. Если замещающая семья живет в другом населенном пункте, имеет проблемы с транспортом или плотный рабочий график, организовать личную встречу со специалистом очень сложно. Поэтому многие замещающие родители вообще не просят совета, даже когда этого требует ситуация.

В связи с пандемией COVID-19 добавилась новая проблема: из-за коронавирусных ограничений в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних были запрещены личные посещения. Таким образом, люди остались без возможности проконсультироваться со специалистом и выйти из трудной ситуации. Если замещающая семья не получит помощи вовремя, это может стать причиной серьезного конфликта между замещающими родителями и приемным ребенком. В некоторых случаях конфликтная ситуация становится настолько тяжелой, что родители принимают решение отказаться от ребенка. Такой исход самый негативный и грозит последствиями для всех участников. Возврат из замещающей семьи становится причиной психологической травмы не только у ребенка, но и у родителей [3]. Поэтому вовремя оказанная помощь замещающим семьям, просто необходима.

В настоящее время дистанционные технологии становятся решением проблемы. В качестве таких технологий могут выступать:

  • онлайн-конференции в программах Zoom, GoogleMeet, Discord и Skype;
  • общение по телефону;
  • чаты в мессенджерах и социальных сетях WhatsApp, Viber, Telegram или ВКонтакте.

Для того, чтобы начать общение, достаточно смартфона, планшета, компьютера или ноутбука с доступом в сеть Интернет. Вместо личных консультаций можно организовать онлайн-встречи, конференции с участием сразу нескольких семей и организаций. Используя дистанционные технологии, специалисты смогут помочь замещающим родителям решить конфликтные ситуации, повысить их педагогическую грамотность и дать мотивацию к саморазвитию.

Дистанционный способ работы с замещающими семьями имеет несколько преимуществ перед личными встречами:

  • Расстояние не имеет значения. Замещающая семья может общаться со специалистами из любой точки планеты. Родителям не нужно искать способы добраться до социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, если у них нет личного транспорта, а учреждение находится в другом населенном пункте.
  • Можно охватить больше клиентов. В онлайн-формате можно проводить встречи сразу с несколькими замещающими семьями, если у них схожие проблемы. В процессе они не только смогут получить консультацию специалиста, но и обменяться собственным опытом.
  • Формат удобен для приемных детей. Большинство детей и подростков привыкли к общению в виртуальном пространстве. В привычном онлайн-формате они не испытывают сложностей как при личном общении. Им может быть проще поделиться своими проблемами или переживаниями в видео-конференции или чате, а не на офлайн консультации.
  • Нет риска заразиться. Дистанционные технологии позволяют организовать «встречу» со специалистом, не выходя из дома. Таким образом, меры профилактики заболеваемости коронавирусной инфекцией будут соблюдены, а замещающая семья сможет получить консультацию.

Таким образом, дистанционные технологии могут успешно заменить личные консультации со специалистами, а социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних может использовать такой формат общения для помощи замещающим семьям и в социальной работе с ними.

В рамках опытно-исследовательской работы на базе ГУ ТО Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №4 (ГУ ТО СРЦН №4,  Тульская область, Дубенский район, п. Гвардейский) нами был создан и реализован проект «Всегда на связи». В рамках проекта с замещающими семьями были проведены 5 онлайн-конференций на темы: конструктивное решение конфликтов, особенности подросткового возраста, травмирующие факторы сиротства, причины поведения приемных детей и способы справиться с негативными факторами. Также в рамках проекта было записано 3 видео-памятки для замещающих родителей. В них мы рассказывали о способах решения конфликтных ситуаций в семье, вариантах реакции на конфликтное поведение приемного ребенка.

В ходе проекта проводились опросы клиентов, после его завершения мы провели анкетирование, а через 3 месяца контрольный опрос. Результаты анкетирования и опросов показали, что замещающим семьям помог проект. С помощью дистанционного общения они смогли решить мелкие проблемы, ради которых не приехали бы на личную консультацию к специалистам. А видео-памятки остались у них в свободном доступе и замещающие родители постоянно возвращаются к материалам, которые мы для них подобрали.

После участия в проекте все замещающие семьи отметили, что конфликты с ребенком решать стало проще. Теперь они знают как правильно вести себя в подобных ситуациях, понимают причины поведения и реакций приемных детей. Мыслей о том, чтобы отдать ребенка в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних у них больше не возникает и межличностные отношения стали более доверительными.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дистанционная работа социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних с замещающими семьями является эффективной и позволяет решить различные проблемы в отношениях между замещающими родителями и ребенком.

 

Список литературы:
1. Государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 4»: офиц. сайт. - Тула, 2021. – URL: https://centrdubna.ru/ (дата обращения: 15.11.2021)
2. Приемная дочка — ваша проблема. В России приемных детей все чаще возвращают обратно в детдома: родителям не хватает ни знаний, ни поддержки. Но все может быть иначе // Медуза: официальный сайт. – Дата публикации: 10.09.2020. – URL: https://meduza.io/feature/2020/09/18/priemnaya-dochka-vasha-problema (дата обращения: 25.04.2021).
3. Приемная семья в диалоге с социумом: потребности, ответственность, ресурсы: Сб. Материалов: региональный опыт, интересные практики, рассказы приемных родителей. - М.: БФ «Здесь и сейчас», 2016. - 475 с.
4. Приемная семья как форма реализации права ребенка жить и воспитываться в семье (на материалах Новгородской области) / Т. Н. Дорошенко / сбор: Конституционные права и свободы: проблемы интерпретации и реализации в национальных правовых системах. Сборник статей международной научно-практической конференции: В трех томах. И.В. Вегера (отв. редактор). 2016. С. 94-100. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28168596 (дата обращения: 01.11.2021).