Статья:

РОЛЬ ООН В ПРОЦЕССЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Рудь П.И., Солдатенко В.А. РОЛЬ ООН В ПРОЦЕССЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/198/112696 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ООН В ПРОЦЕССЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Рудь Полина Игоревна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Солдатенко Виктория Александровна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Станишевская Людмила Петровна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Основной площадкой для обсуждения и решения значимых проблем любого уровня в сфере экологии и разработке эффективных методов противодействия современным вызовам и угрозам окружающей среде является ООН [1]. Главным органом ООН, организующим глобальные проекты в экологической сфере, является учреждённая в 1972 г. Программа ООН в области окружающей среды (ЮНЕП). Указанная международная природоохранная организация формирует «экологическую повестку дня», основываясь на актуальных проблемах, которые угрожают устойчивому развитию окружающей среды, содействует согласованной реализации экологического компонента устойчивого развития в рамках системы ООН и является авторитетным защитником интересов природы и природопользования во всём мире.

Также под эгидой ЮНЕП была разработана «Глобальная экологическая перспектива», которая представляет собой серию оценок, определяющих модель того, как состояние окружающей среды влияет на благосостояние людей.

Ни одно содержательное исследование международной охраны окружающей среды не может обойтись без анализа практики Международного Суда ООН. Непосредственно анализ практики Международного Суда ООН во многом позволяет сделать выводы о необходимых условиях формирования прогрессивной системы охраны окружающей среды на международном уровне.

Большое внимание Международный Суд ООН уделяет рассмотрению дел, посвящённых защите окружающей среды. Решение Суда в деле «О военизированной деятельности в Никарагуа» (Никарагуа против США, 1986 г.) указывает на необходимость защиты окружающей среды [2, с. 92].

Наряду с этим в решении по делу «О военизированной деятельности в Конго» (Конго против Руанды, 2006 г.) Суд установил норму международного обычая о том, что государства имеют право суверенитета над своими природными ресурсами.

В практике Международного Суда ООН также встречаются дела, посвящённые свободе открытого моря и права государств на морские ресурсы. Например, свобода судоходства в открытом море, права кораблей на мирный проход в территориальном море [3, с. 13].

Стоит отметить, что в 1993 году в рамках Международного суда ООН была создана Камера по экологическим вопросам. За 13 лет существования Камеры ни одно государство не обратилось в нее для разрешения спора. В 2006 году судом было принято решение не выбирать судей в Камеру по экологическим вопросам. Причиной прекращения существования Камеры Председатель Суда Розалин Хиггинс назвала тот факт, что "государства рассматривают международное экологическое право как часть международного права и, следовательно, нет необходимости в отдельной Камере по экологическим вопросам". Кроме того, судебная практика продемонстрировала сложность квалификации спора в качестве экологического. Проблемой является само разделение споров на экономический и экологический, поскольку, именно экономические интересы государств чаще всего приводят к возникновению экологических споров. В связи с этим все рассмотренные Судом дела, затрагивающие экологические проблемы, были неразрывно связаны с международными экономическими отношениями [4, с. 53].

Экономический рост различных стран напрямую связан с ухудшением состояния окружающей среды.  Не случайно, поэтому, в практике Международного суда ООН не было исключительно экологических споров, что также свидетельствует о неразрывности экологических и экономических интересов государств и невозможности разрешения споров без учета обоих видов указанных интересов [5, с. 14-15].

Особое внимание хотелось бы уделить резонансному пограничному конфликту между Никарагуа и Коста-Рикой. Разбирательство по данному делу окончательно завершилось в Международном Суде ООН в 2018 г. В ходе спора были предъявлены следующие взаимные требования: о делимитации, о нарушении территориальной целостности, неприкосновенности границ, о причинении экологического ущерба на приграничной территории и т.д.

Первое дело между указанными странами было рассмотрено по вопросу режима судоходства в приграничной части реки Сан-Хуан [6, с. 114]. В результате Судом было вынесено решение, устанавливающее полный суверенитет Никарагуа над спорным участком реки Сан-Хуан, бессрочное право Коста-Рики на свободное судоходство.

Второй спор произошёл в 2010 г. в связи с проведением Никарагуа дренажных работ на реке Сан-Хуан и размещением воинских частей на данной территории. Одна из групп требований Коста-Рики затрагивала углубление дна реки Сан-Хуан, вторжения в её природную целостность вследствие чего был причинён ущерб экосистемам.

Предметом дальнейших разбирательств стали требования Никарагуа к Коста-Рике в отношении вторжения на её приграничную территорию и нанесения ущерба окружающей среде, а именно причинение ущерба экосистемам и несоблюдение обязательства по проведению предварительной трансграничной экологической экспертизы перед строительством Коста-Рикой дороги. Коста-Рика выдвинула требования по поводу строительства Никарагуа Панамского канала и вырубки древних лесов на берегу реки Сан-Хуан.

Решением Суда от 2 февраля 2018 г. были уточнены размеры и сроки выплаты компенсации. На данный момент Никарагуа полностью выплатила установленную Судом сумму. В свою очередь, требования Никарагуа о возмещении ущерба были отклонены.

Особенностью данного дела является то, что в нём отразились условия квалификации трансграничного ущерба. Суд постановил, что Коста-Рика не выполнила своего обязательства по проведению оценки воздействия последствий трансграничной деятельности на окружающую среду, а также не провела необходимые консультации с Никарагуа. В связи с этим Судом было принято вышеизложенное решение.

Международная морская организация (далее – ИМО) разрабатывает основные принципы международной политики по защите морской среды. ИМО принимает участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами. В состав ИМО входит Комитет защиты морской среды.

Немаловажным в области охраны окружающей среды является вклад Европейской экономической комиссии (далее – ЕЭК). Она была учреждена в 1947 году Экономическим и Социальным Советом ООН с целью развития экономической деятельности и укрепления экономических связей внутри региона ЕЭК ООН и между этим регионом и остальным миром.

Таким образом, роль, которую играет ООН и её функциональные органы, их деятельность, способствует оперативному решению проблем, касающихся международно-правовой защиты окружающей среды.  Мирно разрешая международные экологические споры, Суд ООН оказывает положительное влияние на развитие международных отношений и международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. ООН в лице ЮНЕП также вносит неоценимый вклад в регулирование мирового сотрудничества в данной сфере. Однако, для решения таких фундаментальных проблем, как кодификация норм международного экологического права и систематизация деятельности органов ООН по охране окружающей среды, представляется своевременным постановка вопроса о создании Всемирной организации по окружающей среде, главными целями которой являлись бы эффективное решение глобальных экологических проблем, а также централизованное управление в сфере международной охраны окружающей среды.

 

Список литературы:
1 Колбасов, О. С.  Международно-правовая охрана окружающей среды / О. С. Колбасов. – Москва: Междунар. отношения, 1982 г. – 240 с.
2 Солнцев, А. М. Роль Международного Суда ООН в разрешении экологических споров (к 65-летию Международного Суда ООН) / А. М. Солнцев // Российский ежегодник международного права. – СПб.: СКФ Россия-Нева, 2011. –  С. 88-102.
3 Брайдже, М. Н. Международно-правовая охрана окружающей среды в ситуациях вооружённых конфликтов: автореф. дис. … на соискание учёной степени канд. юрид. наук / М. Н. Брайдже; Казанский фед. Университет. – Москва, 2014. –  27 с.
4 Копылов, М.Н. Международное экологическое право перед вызовами современности (Международный экологический суд) / М. Н. Копылов, А. М. Солнцев // Евразийский юридический журнал. – М. – 2013. – № 3(58). – С. 53-56.
5 Ковалев, А.А. Международное экономическое право и правовое регулирование международной экономической деятельности / А. А. Ковалёв // Научная книга. – 2007. – С. 14-15.
6 Решение Международного Суда ООН от 13 июля 2009 г. Спор о судоходных и смежных правах (Коста-Рика против Никарагуа) // Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда 2008-2012 годы. – Организация Объединённых Наций, Нью-Йорк, 2014. – С. 103-118.