ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ИГОРНОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ИГОРНОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Одним из перспективных направлений для развития прибыльного бизнеса в Республике Беларусь является учреждение организации, основным направлением деятельности которой является игорный бизнес, а с учётом стремления развития Республики Беларусь как IT страны, также деятельность виртуального игорного заведения.
Ч. 3 ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2006 № 244-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" установлен запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, за исключением случаев приема интерактивных ставок и выплаты по ним выигрышей организаторами азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах в соответствии со статьей 14.2 указанного Федерального закона [1]. В Республике Беларусь деятельность по содержанию виртуального игорного заведения с использованием иностранного сегмента глобальной компьютерной сети Интернет может осуществляться организатором азартных игр, осуществляющим деятельность по содержанию виртуального игорного заведения, при условии сбора, хранения на серверах, физически размещенных на территории Республики Беларусь, информации: о логинах участников азартной игры, сведений, полученных в результате идентификации физического лица при его регистрации в качестве участника азартной игры организатором азартных игр; об IP-адресе устройства, с которого участник азартной игры принимал участие в азартной игре, и действиях участника азартной игры (п. 8 Указа Президента Республики Беларусь от 10 января 2005 г. № 9 «Об утверждении Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса») [2]. Таким образом, деятельность игорного бизнеса в Республике Беларусь территориально никак не ограничена. В Российском Федерации с виртуальным игорным бизнесом обстоит иначе. Большая часть территории России находится под запретом для проведения азартных игр, но законодательство не в силе ограничить или контролировать появления казино и букмекерских контор в интернете. Для этого организаторы виртуальных игорных заведений регистрируют домен и создают игровой сайт под видом зарубежной компании, выбирая для этого, как правило, страну со схожим законодательством и понятным для организатора языком. Данный факт и стал отправной точкой для развития игорного бизнеса в Республике Беларусь.
Кроме того, легальность такого вида предпринимательской деятельности, его подробное урегулирование на законодательном уровне также являются привлекательными факторами ввиду того, что обуславливают защиту как самого бизнеса, так и его клиентов (потребителей игровых услуг). Для легального функционирования игорного бизнеса на территории Республики Беларусь, его организаторам следует учитывать, что, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», игорный бизнес является лицензируемым видом предпринимательской деятельности в Республике Беларусь [3]. Следовательно, при планировании открытия игорного бизнеса следует учесть, что существуют некоторые требования и условия для получения лицензии на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса.
На сегодняшний день получить лицензию на игорный бизнес в Беларуси могут только юридические лица, зарегистрированные на территории Беларуси. Соискатель лицензии на осуществление игорного бизнеса должен соответствовать определенным требованиям, а именно работать в данной организации по основному месту работы и иметь не менее 3 лет стажа работы в сфере игорного бизнеса в должности руководителя или заместителя руководителя юридического лица Республики Беларусь (за исключением работы по совместительству) либо в качестве индивидуального предпринимателя, зарегистрированного на территории Республики Беларусь; иметь на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании помещения, соответствующего требованиям законодательства, необходимого для осуществления лицензируемой деятельности; пройти обследование помещения, в котором предполагается осуществлять лицензируемую деятельность, которая проводится территориальным органом внутренних дел. При этом лицензирование в сфере игорного бизнеса осуществляется Министерством по налогам и сборам [3].
Для того чтобы соискателю лицензии правомерно вести хозяйственную деятельность в сфере игорного бизнеса, уже после получения лицензии лицензиат обязан: соблюдать законодательные требования, предъявляемые к лицензиату, в том числе соблюдать требования и условия проведения сертификации, технического обслуживания игрового оборудования, регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в налоговых органах; обеспечивать своевременную уплату налога на игорный бизнес; выплат выигрыша (возврата несыгравших ставок) в соответствии с правилами азартной игры, а в случае отсутствия необходимой суммы наличных денежных средств в кассе игорного заведения – в течение 24 часов с момента обращения участника азартной игры за получением выигрыша (возвратом несыгравших ставок); охрану игорного заведения и безопасности его посетителей; обеспечить нахождение в игорном заведении игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов и касс букмекерских контор, зарегистрированных в налоговых органах и принадлежащих лицензиату на праве собственности или хозяйственного ведения [3].
При этом соискателям лицензии на ведение игорного бизнеса следует учитывать тот факт, что с 1 января 2022 года налог на игорный бизнес в Республике Беларусь был значительно повышен. На сегодняшний день на единицу объекта устанавливаются следующие ставки налогообложения: семь тысяч восемьсот пятьдесят четыре белорусских рубля — на игровой стол; двести шестьдесят четыре белорусских рубля — на игровой автомат; две тысячи четыреста семьдесят пять белорусских рублей — на кассу тотализатора; тысяча шестьсот пятьдесят белорусских рублей — на кассу букмекерской конторы [4]. Стоит отметить, что по состоянию на 2014 год ставка на единицу налогообложения выглядела следующим образом: четыре тысячи восемьсот сорок пять белорусских рублей – на игровой стол; сто восемьдесят четыре белорусских рубля – на игровой автомат; девятьсот девяносто три белорусских рубля – на кассу тотализатора; четыреста девяносто шесть белорусских рублей – на кассу букмекерской конторы. Все объекты, облагаемые налогом на игорный бизнес каждого вида подлежат обязательной регистрации по письменному заявлению плательщика в налоговых органах по месту постановки на учет до их установки (использования) с обязательной выдачей свидетельства о регистрации общего количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Что касается выплат участникам азартной игры их выигрыша, то лицензиату важно учитывать законодательное требование о выплате такого выигрыша лишь при предоставлении участником азартной игры документа, удостоверяющего личность. На практике часто возникают проблемы, когда участник азартной игры отказывается предоставлять документ, удостоверяющий его личность ссылаясь на различные обстоятельства, например, паспорт утерян либо находится в визовом центре. Для устранения таких вопросов, следует обратиться к нормам Закона Республики Беларусь «О документировании населения Республики Беларусь». Так, согласно подп. 1.1 п. 1 указанного Закона, к документам, удостоверяющим личность, относятся: паспорт гражданина Республики Беларусь; вид на жительство в Республике Беларусь; удостоверение беженца; идентификационная карта гражданина Республики Беларусь; биометрический вид на жительство в Республике Беларусь иностранного гражданина; биометрический вид на жительство в Республике Беларусь лица без гражданства [5]. Таким образом, участникам азартных игр, а также работникам организаций в сфере игорного бизнеса важно учитывать, что паспорт не является единственным документом, по которому может быть выплачен выигрыш от азартной игры. При этом, в случае отсутствия у лица любого из документов, перечисленных в подп. 1.1 п. 1 Закона Республики Беларусь «О документировании населения Республики Беларусь», работник игорного заведения не вправе выдать выигрыш от азартной игры лицу при предоставлении последним копии паспорта либо другого документа, удостоверяющего личность. Исходя из буквального толкования норм законодательства Республики Беларусь, даже нотариально заверенная копия документа, удостоверяющего личность, не может быть приравнена к таковым.
Существуют также требования в отношении помещений, в которых предполагается осуществление игорного бизнеса. Так, игорное заведение может размещаться только в капитальном строении (здании, сооружении), занимать это строение полностью либо его изолированные помещения. Для размещения залов игровых автоматов могут использоваться помещения, общая площадь которых, включая служебную зону игорного заведения, должна быть не менее 100 кв. метров, а для размещения казино – не менее 250 кв. метров, за исключением игорных заведений, расположенных в помещениях гостиниц и гостиничных комплексов категории «три звезды» и выше. Букмекерские конторы и тотализаторы могут занимать часть помещения. Особым лицензионным требованием (условием) является выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в игорных заведениях, местонахождение которых указано в лицензии [2].
Стоит отметить, что в Республике Беларусь разрешена деятельность по содержанию виртуального игорного заведения с использованием иностранного сегмента глобальной компьютерной сети Интернет при условии сбора, хранения на серверах, физически размещенных на территории Республики Беларусь, информации: о логинах участников азартной игры, а также сведений, полученных в результате идентификации физического лица при его регистрации в качестве участника азартной игры организатором азартных игр; об IP-адресе устройства, с которого участник азартной игры принимал участие в азартной игре, и действиях участника азартной игры (ч. 3 п. 8 Указа Президента Республики Беларусь «Об утверждении Положения об осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса») [2].
Таким образом, в Республике Беларусь фактически разрешена деятельность иностранных представителей в сфере виртуального игорного бизнеса. Учитывая то, что Республика Беларусь является привлекательной территорией для иностранных предпринимателей, специализирующихся на игорном бизнесе, для развития бизнеса в сфере виртуальных азартных игр ввиду достаточно лояльного законодательства в сфере игорного бизнеса по сравнению с иными странами, представляется возможным рассмотреть такой вариант совершенствования правового регулирования в сфере игорного бизнеса, как предоставление возможности стать соискателем лицензии в сфере игорного бизнеса иностранным юридическим лицам.
В Республике Беларусь стать соискателем лицензии иностранная организация может при осуществлении следующих видов лицензируемой деятельности: ветеринарная деятельность, деятельность в области автомобильного транспорта, деятельность в области вещания, деятельность в области промышленной безопасности и некоторые другие. Исходя из особой сложности осуществления указанных видов деятельности и с учётом ответственности руководителя организации, осуществляющего указанные виды деятельности непосредственно за жизнь и здоровье человека (например, деятельность в сфере промышленной безопасности), представляется допустимым включить в данный список и деятельность в сфере игорного бизнеса, так как данная сфера является менее опасной для жизни, здоровья и безопасности человека, чем некоторых из тех, на осуществление которых иностранные юридические лица имеют право. Однако, вместе с тем, к иностранным юридическим лицам при осуществлении ими деятельности в сфере игорного бизнеса с использование глобальной компьютерной сети Интернет должны применяться строгие требования по защите персональных данных пользователей данной услуги.