ВЛИЯНИЕ ТРЕНИНГА БЫТОВЫХ НАВЫКОВ НА УЛУЧШЕНИЕ АДАПТАЦИИ У ПАЦИЕНТОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
ВЛИЯНИЕ ТРЕНИНГА БЫТОВЫХ НАВЫКОВ НА УЛУЧШЕНИЕ АДАПТАЦИИ У ПАЦИЕНТОВ
Аннотация. В данной статье рассматривается влияние тренинга бытовых навыков на улучшение адаптации.
Abstract. This article examines the impact of household skills training on improving adaptation.
Ключевые слова: адаптация, тренинг, реабилитация.
Keywords: adaptation, training, rehabilitation.
В психологии адаптация - это состояние человека, который способен приспосабливаться к своей физической, профессиональной и социальной среде.
При нарушении адаптации рекомендуется прохождение психологической реабилитации, направленной на восстановление адаптации.
Психологическая реабилитация - это совокупность мер, ориентированных на восстановление, исправление или восполнение нарушений психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных, людей перенесших заболевания, получивших психическую травму из-за внезапной перемены социальных отношений и условий жизни. На первом месте целью психологической реабилитации является личностный рост пациента, развитие ответственности за свое социальное поведение. Данная цель обеспечивается с помощью формирования навыков, приобретения знаний и умений.[1] Подтверждено, что выработка или улучшение навыков и способностей усиливает у людей с психическими расстройствами способности к независимой жизни, помогает решать проблемы, снижает склонность к стрессу, и тем самым обеспечивает защиту против усиления психоастенической симптоматики. Одним из мероприятий реабилитации является тренинг бытовых навыков.
Тренинг бытовых навыков – это тренинг, в ходе которого пациенты с психическими расстройствами восстанавливают или приобретают навыки, необходимые для автономной жизнедеятельности. Продолжительность тренинга обычно составляет несколько недель, занятия проводят в условиях, максимально приближенных к домашним. Помещение для тренинга оснащают бытовыми приборами и техникой. В программу входят правила личной гигиены, организация режима дня, правила эксплуатации электроприборов, правила приготовления пищи, уход за посудой, стирка, глажка. Противопоказаниям является острое психическое состояние.[2]
Цель тренинга – развитие у участников тренинга навыков личной гигиены, планирования и веления домашнего хозяйства, групповое взаимодействие. Прежде всего, это реализация правил личной гигиены, способность самостоятельно совершать покупки, готовить пищу, обеспечивать в чистоте одежду, дом, умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, оплачивать коммунальные услуги и прочее.
Занятия проводятся в коллективном формате (количество участников-пациентов 4-6 человек), в специально-оборудованном помещении (кухня). Групповая работа дает возможность каждому участнику тренинга поделиться имеющимися проблемами, разработать пути их решения, стремиться к успешному выполнению заданий, соревнуясь с другими и пр.
Структура проведения тренинга: беседы и освоение необходимых навыков в быту. Тематика выбирается психологом в зависимости от поставленных задач, потребностей участников, их адаптации. Все содержание тренинга занимает от 2-х до 4-х недель, однако его длительность может корректироваться психологом, в зависимости от степени усвоения пациентами необходимого материала. Продолжительность занятий не более 45 минут, регулярность 5 занятий в неделю.[3]
Тематика занятий:
1. Знакомство. Установка целей и задач тренинга.
2. Порядок личной гигиены, гигиена зрения, гигиена дыхания.
3. Режим дня: сон, гигиена сна.
4. Гигиена питания, составление меню.
5. Режим дня: утренняя зарядка.
6. Условия хранения продуктов.
7. Правильная эксплуатация электрических приборов.
8. Уборка в доме.
9. Распределение бюджета, бережливость и экономия, уплата коммунальных услуг.
10. Разбор цен на продукцию , как делать покупки.
11. Технология приготовления различных блюд.
12. Правила поведения дома и в общественных местах.
13. Правила поведения в местах общего пользования.
14. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
15. Завершающее занятие.
Рекомендации психологу по проведению тренинга и его устройству.
Стартовое занятие тренинга организовывает дальнейшую успешность его проведения, поэтому очень важно для психолога установить тёплые, доверительные отношения с каждым участником тренинга. Очень важное значение поддерживать их в течение всего периода тренинга.
Очень важными и благоприятными являются походы психолога проводившего тренинг вместе с участниками в магазин, совместные поездки в общественном транспорте. Так как это позволит психологу понять, как ведут себя участники за пределами условия тренинга и внести изменения в программу проводимого тренинга по мере необходимости.[4] Большое значение имеет место, в котором реализуется тренинг. Наиболее результативными будут условия приближенные к домашним, снабжённые всем необходимым оборудованием: холодильником, печью СВЧ, плиткой и чайником, предметами для глаженья и другими предметами незаменимыми в быту.
Важно, что каждый психолог проводивший тренинга добавляет в него частицу своего жизненного опыта быта, тем самым тренинг имеет особенность меняться и развиваться в лучшую сторону. Так же и участники делятся своим жизненным опытом и происходит обмен информацией, при этом в ход проведения тренинга происходит включение всей группы участников.[5]
Важным моментом проведения тренинга является финальное занятие. Необходимо провести его в виде неофициальной встречи с участниками тренинга, в случае необходимости возобновить тренинг.
Необходимо отметить, что после прохождения полного курса тренинга участники отмечают у себя улучшение психического состояния, они не бояться выписки из больницы и готовы вернуться к обычному обращу жизни вне больницы. Поэтому тренинг бытовых навыков очень важен в ходе реабилитации пациентов.