Статья:

Степень безнадёжности как фактор мысленных переживаний в подростковом периоде

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(68)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Шаралапова М.В., Комракова Е.А. Степень безнадёжности как фактор мысленных переживаний в подростковом периоде // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 17(68). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/68/51470 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Степень безнадёжности как фактор мысленных переживаний в подростковом периоде

Шаралапова Маргарита Вадимовна
студент, Пензенский государственный университет им. В. Г. Белинского, РФ, г. Пенза
Комракова Екатерина Алексеевна
студент, Пензенский государственный университет им. В. Г. Белинского, РФ, г. Пенза

 

Опираясь на психологический аспект, характеризующий личность подростков, при выявлении у них разного рода зависимости (игровая компьютерная зависимость, употребление табачных изделий и пр.), навязывания определённых идей, необходимо принимать во внимание их возрастные особенности. Вступая на начальный этап взрослой жизни, они, как правило, подвержены резкому и ощутимому влиянию со стороны своих сверстников и идейному содержанию, находящему своё выражение в массовых изданиях СМИ. Независимость, стремление отстоять собственно личные интересы, нередко идущие вразрез с общепризнанными, формирование самосознания крайне часто имеют доминантную позицию при составлении общего представления о людях данной возрастной категории. В связи с подобным высоким стремлением подростков поставить себя в центр коллективного внимания, вызвать истинный интерес и закреплённую симпатию при невозможности осуществления данного типа поведения у них отмечается излишняя мера исходящей агрессии или, как противоположный факт, скрытая замкнутость. Второй фактор является прямым условием и соответствующим «предшественником» для формирования у них суицидальных наклонностей, что представляет собой существенную угрозу для их жизни. Подобная крайне решительная позиция, исходящая со стороны подростка, в большинстве ситуаций в полной мере занимает его при условии установившихся неблагоприятных и часто попустительских отношений в семье. Неприятие нравственных ценностей, норм морали, прививаемых взрослыми людьми, отсутствие достаточного количества времени на времяпрепровождение с каждым членом семьи и др. становятся крепким препятствием для установления доверительных внутрисемейных отношений. В связи с данным положением можно заключить следующий вывод: суицидальные мысли овладевают подростком с большей частотой в случаях его дисгармоничной связи с семьёй. Помимо этого к аналогичной группе предпосылок развития у них признаков осуществления медицида следует отнести существование враждебных или безразличных отношений в коллективе (обыкновенно среди сверстников), а также ситуации, которая стандартно характеризуется как проявление безответных чувств. Иная группа данной проблемы может быть проиллюстрирована такими предпосылками, как состояние психического расстройства или стойкого воздействия на непрочную психику подростков со стороны различных видов субкультур. Также психологи на протяжении достаточно длительного периода времени продолжают отмечать, что обстоятельство совершения самоубийства подростковым кумиром создаёт «цепь реакции» данного действия, переходящей в массы людей данной возрастной категории.

Характерологическими особенностями людей данной возрастной категории, имеющих разную степень суицидальной наклонности, являются отсутствие действительного интереса к событиям как реального, так и вымышленного мира, стремление находиться в постоянном одиночестве, безэмоциональное отношение к вопросам, требующим осуществление разного рода выбора и др. Однако стоит отметить, что подобные черты наиболее типичны для группы истинного суицидального поведения [1, С. 11]. Остальные две (демонстративного и аффективного суицидального поведения) заключают в себе рассуждения подростка о самоубийстве с точки зрения стихийного вмешательства, т. е. под непременным условием существования определённого поворотного момента в его жизни. В большинстве ситуаций подобное обстоятельство происходит, когда он становится участником тяжёлого и многостороннего конфликта или наблюдающим за сценой крайне затруднительного эмоционального восприятия (обыкновенно трагического характера).

Однако нельзя не отметить, что само проявление суицидальных наклонностей среди подростков относительно невелико, поскольку большинство из них отрицательно относится к выставлению подобных рассуждений на обозрение. Устоявшееся мнение о том, что совершение самоубийства является одним из безнравственных и скверных поступков, омрачающих душу человека, ведёт их «по дороге» умышленного сокрытия собственного отношения к данной проблеме. В связи с этим резко обостряется их и так чрезмерное противостояние социуму и естественное желание контактировать только с людьми, поддерживающими их мировосприятие. Широко распространена ситуация взаимодействия подростков, имеющих разную степень суицидальных переживаний, через Интернет-пространство на базе групповых сообществ: форумы данного типа, как правило, исключают возможность быть открытыми для абсолютно каждого пользователя, в связи с чем предлагают различные психологические опросы для перехода на их ресурс. Обращение к подобному роду «бесед», заключающихся в передаче собственных размышлений о необходимости осуществить «последний шаг», образе его исполнения, проявляется в период принятия подростком ситуации полной безнадёжности.

Описанное обстоятельство, а именно выяснение меры безнадёжности среди данной возрастной категории в настоящее время, и стало предметом нашего исследования, в котором приняло непосредственное участие 30 человек, в соотношении 18 девушек и 12 юношей. Работа была проведена на базе 10 классов средней общеобразовательной школы №5 г. Кузнецка Пензенской области. Ключевой методикой для составления анализа среднестатистической ситуации данного характера послужила «Шкала безнадёжности» А. Бека, состоящая из 20 оценочных вопросов. Полученные ответы были переведены в соответствующие баллы и суммированы, а впоследствии, на их основе были заключены результаты, представленные на Рисунке № 1.

 

Рисунок 1. Степени безнадёжности у респондентов

 

На диаграмме отображены результаты по полученным результатам, выведенным по методике А. Бека, среди которых вариант «Лёгкая степень» занимает лидирующую позицию (33,3 %), а вариант «Степень не выявлена» занимает последнее место (10 %). Распределение по половому признаку получилось следующим: из группы «Степень безнадёжности не выявлена» 2 человека – лица женского пола, 1 – лицо мужского; группу «Лёгкая степень» составили 10 человек – из них 7 девушек и 3 юноши; категория «Умеренная степень» определилась в равном соотношении 4:4; группа «Тяжёлая степень безнадёжности» сложилась из 5 лиц женского пола и 4 лиц мужского.

Автор, используемой в нашем исследовании методики, предполагает, что последние из рассматриваемых вариантов могут быть «провозвестниками» суицидальных наклонностей у их обладателей, в связи с чем требует обратить на подобное обстоятельство особое внимание со стороны как педагогов, так и членов семьи такого подростка. Однако следует заметить, что подобные результаты также связаны с неопределённостью с будущей картиной профессионального характера, поскольку достаточная степень волнений и тревог, возникающих при ожидании предстоящих экзаменов, также влияет на степень безнадёжности подростка.

Анализ вариантов суицидального поведения позволяет сделать вывод, что подростки, склонные к совершению суицида, имеют личностные особенности, располагающие в сложной жизненной ситуации к подобному типу поведения.

Подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что подростки, размышляющие о необходимости суицида, считают, проявление собственных эмоций уникальным, тем, что отличает их от других людей, и в связи с этим часто приходят к своему роковому решению. Крайне важно, чтобы подросток поверил, что в своих проблемах он не одинок, а суицид – не единственный способ решения проблем. Существует множество вариантов того, как помочь подростку с суицидальными наклонностями. И конечно, главной задачей всех членов семьи, психологов и психиатров является вовремя понять и выявить склонность к суициду и благоприятно разрешить данную ситуацию без трагического исхода.

 

Список литературы:

  1. Алимова М. А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. — Барнаул, 2014. — 100 с.
  2. Говорин Н. В., Сахаров А. В. Суицидальное поведение: типология и  факторная обусловленность. — Чита: Изд-во «Иван Федоров», 2008. — 178 с.  
  3. Зотов М. В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. — М.: Речь, 2006. — 144 с.
  4. Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. — М.: Когито-Центр, 2005. — 205 с.