Статья:

Формирование структуры коммуникативной компетентности у учащихся младшего школьного возраста

Конференция: LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Савичева К.А. Формирование структуры коммуникативной компетентности у учащихся младшего школьного возраста // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(74). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(74).pdf (дата обращения: 25.06.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование структуры коммуникативной компетентности у учащихся младшего школьного возраста

Савичева Ксения Алексеевна
магистрант, ФГБОУ ВО Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, РФ, г. Ярославль

 

Аннотация. Статья посвящена практическому изучению коммуникативной компетентности младших школьников, в том числе младших школьников с ОВЗ. В статье отражены результаты эмпирического исследования  структуры коммуникативной компетенции младших школьников. В тексте также освещены результаты исследования до и после участия детей с ОВЗ в коррекционно-развивающих занятий направленных на формирование коммуникативной компетентности.  

 

Ключевые слова: коммуникация; коммуникативность; компетентность; коммуникативная компетентность, структура коммуникативной компетентности.

 

Общение в настоящее время выступает как один из необходимых компонентов жизни людей, без общения невозможно полноценное формирование, как отдельных психических процессов человека, так и личности в целом. Обществу необходимы люди гибкие, которые быстро адаптируются и социализируются, способные существовать в быстро изменяющемся социуме. Жизнь в обществе подразумевает выстраивание совместной деятельности. Именно благодаря общению организуется общественная деятельность и взаимоотношения с окружающими. Высокоразвитая  коммуникативная компетентность дает возможность эффективного взаимодействия с окружающими людьми.

Младший школьный благоприятный период для формирования коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к умению слушать, воспринимать информацию от собеседника  и грамотно выстраивать речевое общение. Формирование коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста является актуальной проблемой, так как степень её сформированности  влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

На основе анализа литературных источников по данной проблеме нами была разработана структура коммуникативной компетентности, которая отражена на рис. 1.

 

Рисунок 1. Структура коммуникативной компетентности

 

Подробное описание компонентов коммуникативной компетентности представлено в полном тексте работы. Данные компоненты тесно связаны между собой. Если у ребенка возникают трудности в освоении одного из них, то это негативно сказывается и на развитии остальных компонентов

Оптимальное развитие всех представленных компонентов свидетельствует о развитой коммуникативной компетентности учащегося и способствует социально-психологическому благополучию учащего в коллективе.

Результаты исследования структуры коммуникативной компетентности у учащихся младшего школьного возраста

По результатам корреляционного анализа по Пирсону были составлены структурограммы коммуникативной компетентности младших школьников группы норма и младших школьников с ОВЗ представленные на рис. 1 и рис. 2.

 

Рисунок 2. Структурограмма коммуникативной компетентности младших школьников группы норма

Рисунок 3. Структурограмма коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ

Примечание. Цифрами обозначены элементы структуры коммуникативной компетентности:

1 - Проявляет и инициирует общение; 2 - Поддерживает общение начатое собеседником; 3 - Слушает и понимает речь собеседника; 4 - Учитывает интересы, мнение и потребности собеседника; 5 - Перестраивается при изменении темы разговора; 6 -  Мотив общения; 7 - Особенности отношения к сверстникам; 8 - Широта круга общения; 9 - Отношение к лидерству; 10 - Поведение в случае отвержения; 11 - Особенности общения со взрослыми; 12 - Уровень сформированности образа сверстника; 13 – Статусная группа.

 

Построенные структурограммы дают возможность проанализировать структуру по основным показателям – когерентности, дифференцированности, организованности и функциональной роли элементов структуры.

Одним из основных показателей сформированности структуры является её когерентность. Когерентность отражает степень скоррелированности (согласованности) элементов в корреляционной матрице. По полученным нами данным видно, что когерентность структуры коммуникативной компетентности младших школьников группы норма значительно выше, чем в структуре коммуникативной компетентности учащихся с ОВЗ. Положительно значимых связей в структуре на рис. 2 значительно больше, что обеспечивает данной структуре больший вес, и свидетельствует о том что элементы данной структуры тесно связаны между собой. На рис. 3 значительно меньше количество положительно значимых связей, кроме этого есть элементы, которые не имеют связей с остальными. Сравнивая две структурограммы можно сделать вывод о том, что структура коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ недостаточно сформирована и имеет меньший вес по сравнению со структурой коммуникативной компетентности младших школьников группы норма.

Еще одним важным показателем при анализе структуры является индекс организованности структуры. Данный индекс выше в структуре коммуникативной компетентности младших школьников группы норма. Следовательно, можно сделать вывод о том, что данная структура является более четко организованной, чем структура коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ.

Сравнительный анализ структурограмм коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ до и после участия в коррекционно-развивающей программе

По результатам корреляционного анализа по Спирмену были составлены структурограммы коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ до участия в коррекционно-развивающей программе и после представленные на рис. 4 и рис. 5.

 

Рисунок 4. Структурограмма коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ до участия в коррекционно-развивающей программе

Рисунок 5. Структурограмма коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ после участия в коррекционно-развивающей программе

Примечание. Цифрами обозначены элементы структуры коммуникативной компетентности:

1 - Проявляет и инициирует общение; 2 - Поддерживает общение начатое собеседником; 3 - Слушает и понимает речь собеседника; 4 - Учитывает интересы, мнение и потребности собеседника; 5 - Перестраивается при изменении темы разговора; 6 -  Мотив общения; 7 - Особенности отношения к сверстникам; 8 - Широта круга общения; 9 - Отношение к лидерству; 10 - Поведение в случае отвержения; 11 - Особенности общения со взрослыми; 12 - Уровень сформированности образа сверстника; 13 – Статусная группа.

 

Построенные структурограммы дают возможность проанализировать структуру по основным показателям – когерентности, дифференцированности, организованности и функциональной роли элементов структуры.

Одним из основных показателей сформированности структуры является её когерентность. Когерентность отражает степень скоррелированности (согласованности) элементов в корреляционной матрице. По полученным нами данным видно, что когерентность структуры коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ после участия в коррекционно-развивающей программе выше, чем в структуре коммуникативной компетентности учащихся с ОВЗ до участия в данной программе. Положительно значимых связей в структуре на рис. 5 значительно больше, что обеспечивает данной структуре больший вес, и свидетельствует о том, что элементы данной структуры теснее связаны между собой. На рис. 4 значительно меньше количество положительно значимых связей, кроме этого есть элементы, которые не имеют связей с остальными. Сравнивая две структурограммы можно сделать вывод о том, что структура коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ до участия в коррекционно-развивающей программе была недостаточно сформирована и имела меньший вес по сравнению со структурой коммуникативной компетентности после участия детей в системе специально организованных занятий.

Еще одним важным показателем при анализе структуры является индекс организованности структуры. Данный индекс выше в структуре коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ после прохождения коррекционно-развивающей программы. Следовательно, можно сделать вывод о том, что структура коммуникативной компетентности после коррекционно-развивающей программы стала более организованной.

Выводы:

С помощью сравнения двух независимых выборок по t критерию Стьюдента нам удалось выявить, что показатели коммуникативной компетентности младших школьников с ОВЗ развиты значительно ниже, чем у младших школьников группы нормы. Таким образом, мы сделали вывод о том, что дети с ОВЗ нуждаются в специализированно организованных коррекционно-развивающих занятиях направленных на развитие коммуникативной компетентности.

С помощью корреляционного анализа нами были составлены и проанализированы структурограммы коммуникативной компетентности учащихся группы норма, а также структурограммы коммуникативной компетентности учащихся с ОВЗ до и после проведения коррекционно-развивающей программы.  Таким образом, мы смогли подтвердить нашу гипотезу о том, что коммуникативная компетентность младших школьников группы норма имеет определенную структуру. И через систему специально разработанных технологий и методов коммуникативная компетентность младших школьников с ОВЗ также приобретает структуру.

 

Список литературы:
1. Бодолев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983 – 272с.
2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М.: Смысл, 2004 – 512 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.
4. Клюева Н.В. Педагогическая психология. - М.: Владос, 2006. - 400 с.
5. Колебошина К.А., Башкин М.В. Особенности коммуникативных навыков и умений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Научный поиск: Сб. научных работ студентов, аспирантов и преподавателей. – 2016. – Выпуск № 17. – С. 179-187
6. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология. - М.: «Академия»,  2006 – 608 с.
7. Платонов К. К. Проблемы способностей. - М.: «Наука», 1979. — 91 с.
8. ФГОС начального общего образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801. Дата доступа: 17.02.2019.