Статья:

ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Войтюк В.И., Ващук Ю.А. ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 19(198). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/199/112837 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Войтюк Вероника Игоревна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Ващук Юлия Анатольевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Ладутько Виолетта Константиновна
научный руководитель,

 

В настоящее время развитие экономических отношений характеризуется повсеместно наблюдаемыми процессами глобализации и интеграции, стимулирующими образование новых экономических союзов. Одним из примеров выступает Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС), образованный в 2014 г. Подписание договора о создании ЕАЭС стало отправной точкой для начала процесса объединения рынков товаров, услуг, капитала и труда, качественное течение которого предусматривает необходимость унификации и гармонизации национального законодательства [1].

Различия в законодательстве, в том числе в сфере подоходного налогообложения физических лиц, мешают процессу интеграции экономик союзных государств и созданию единого экономического пространства союза. Таким образом, задача гармонизации налогового регулирования является одной из самых важных, а исследования в этой сфере представляются очень актуальными.

Целью настоящего исследования является анализ действующего в странах ЕАЭС законодательства по подоходному налогообложению физических лиц и практики его применения, разработка направлений гармонизации и совершенствования системы налогообложения доходов физических лиц в Республике Беларусь и странах ЕАЭС.

Под налоговой гармонизацией понимают процесс систематизации и унификации, координации налоговых систем и налоговой политики страны, входящих в международные группировки и объединения [5, с. 113-120]. Взаимоотношения между государствами ЕАЭС в сфере налогообложения регулируются Договором о Евразийском союзе от 29.05.2014 г., протоколами, многосторонними соглашениями и другими документами [2].

Несмотря на большое число нормативно-правовых актов и научных работ по вопросам гармонизации, необходимо отметить, что в настоящее время отсутствуют единые, согласованные концепции и методы решения проблемы гармонизации как налогового регулирования в целом, так и в части налогообложения доходов физических лиц в частности [3]. На сегодняшний день процесс гармонизации налогообложения (в том числе подоходного) находится на начальном этапе.

В соответствии с Положением о Консультационном комитете по налоговой политике и администрированию унификация налогообложения государств-членов ЕАЭС должна быть направлена на формирование единых подходов в проведении налоговой политики стран-участниц по согласованным направлениям, гармонизации налогового законодательства, совершенствования нормативно-правовой базы ЕАЭС по налогообложению [3]. Опыт Европейского Союза (далее – ЕС) свидетельствует о трудностях формирования унифицированной налоговой политики и налоговой системы вследствие особенностей национальных экономик, интересов и приоритетов экономической политики государств-участников.

Стоит отметить, что состав основных налогов, взимаемых в странах-участницах ЕАЭС, весьма схож, однако одновременно наблюдается значительная разница в величине используемых налоговых ставок. Так, в настоящее время в Республике Казахстан установлены более низкие ставки по НДС и налогу на прибыль, чем в Республике Беларусь, а также иных странах. Более благоприятным налоговым режимом отличается также Казахстан, в рамках которого закреплена довольно низкая ставка НДС, а также определены невысокие значения НДФЛ [4, c. 231].

С целью установления положения Республики Беларусь в рамках исследуемых вопросов дополнительно был проведен анализ уровня гармонизации налоговой системы данного государства со странами-членами ЕАЭС. Для анализа были выбраны бюджетообразующие налоги, а именно: НДС, налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Оценка показала среднюю степень сближения налоговой системы страны с налоговыми системами стран-участниц, в рамках которой при установлении в стране налоговых ставок, близких по значению к средневзвешенному уровню, одновременно наблюдается их значительное отклонение от ставок отдельных стран, в особенности в рамках прямых налогов (например, более низкое значение ставки налога на прибыль).

Исходя из вышеизложенного следует:

  1. Применяемая в странах ЕАЭС система налогообложения доходов физических лиц, по нашему мнению, является недостаточно эффективной и крайне несправедливой, что требует дальнейшего изучения и внесения изменений в нормативно-правовую базу.
  2. Странам ЕС удалось сформировать единое налоговое законодательство (на уровне принятия директив и регламентов) только в отношении косвенных налогов, что обусловлено созданием экономического и валютного союза.
  3. При установлении в стране налоговых ставок, близких по значению к средневзвешенному уровню, одновременно наблюдается их значительное отклонение от ставок отдельных стран, в особенности в рамках прямых налогов (например, более низкое значение ставки налога на прибыль).
  4. Установление уровня гармонизации налоговой системы Республики Беларусь со странами-членами ЕАЭС и определение направления дальнейших исследований позволяют не только унифицировать законодательство, но и повысить эффективность и справедливость системы подоходного налогообложения.

Для Республики Беларусь эффективно настроенная налоговая система по косвенным и прямым налогам позволит сохранять оптимальный баланс между налоговой гармонизацией и конкуренцией, а также будет содействовать формированию налогового суверенитета в стране в условиях глобализации межхозяйственных связей.

Для налоговой системы и экономики Республики Беларусь важно провести дальнейшую гармонизацию в отношении косвенных налогов и построить модели, позволяющие оценить эффективность реализации и представить предложения по созданию более конкурентной налоговой среды в отношении прямых налогов. Это возможно после проведения комплексного глубокого анализа двух типов налогов.

 

Список литературы:
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан 29.05.2014 г. в г. Астане) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 09.04.2022).
2. Положение о консультационном комитете по налоговой политике и администрированию (утверждено решением Евразийской экономической комиссии от 15.03.2012 г. № 13) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 12.00.2019).
3. Еременко, Е. А. Концепция справедливости в налогообложении и ее влияние на совершенствование национальной налоговой системы: дис. …канд. экон. наук: 08.00.10. – М., 2018. – 165 с.
4. Петросян, Е. Г. Пути гармонизации в странах ЕАЭС // Экономическая политика. – 2016. – № 6. – С. 222-241.
5. Шмелев, Ю. Д. О критериях оценки эффективности и справедливости налоговой политики государства // Экономика, налоги, право. – 2017. – № 2. – С. 113-120.