ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(198)
ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДОХОДНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
В настоящее время развитие экономических отношений характеризуется повсеместно наблюдаемыми процессами глобализации и интеграции, стимулирующими образование новых экономических союзов. Одним из примеров выступает Евразийский экономический союз (далее – ЕАЭС), образованный в 2014 г. Подписание договора о создании ЕАЭС стало отправной точкой для начала процесса объединения рынков товаров, услуг, капитала и труда, качественное течение которого предусматривает необходимость унификации и гармонизации национального законодательства [1].
Различия в законодательстве, в том числе в сфере подоходного налогообложения физических лиц, мешают процессу интеграции экономик союзных государств и созданию единого экономического пространства союза. Таким образом, задача гармонизации налогового регулирования является одной из самых важных, а исследования в этой сфере представляются очень актуальными.
Целью настоящего исследования является анализ действующего в странах ЕАЭС законодательства по подоходному налогообложению физических лиц и практики его применения, разработка направлений гармонизации и совершенствования системы налогообложения доходов физических лиц в Республике Беларусь и странах ЕАЭС.
Под налоговой гармонизацией понимают процесс систематизации и унификации, координации налоговых систем и налоговой политики страны, входящих в международные группировки и объединения [5, с. 113-120]. Взаимоотношения между государствами ЕАЭС в сфере налогообложения регулируются Договором о Евразийском союзе от 29.05.2014 г., протоколами, многосторонними соглашениями и другими документами [2].
Несмотря на большое число нормативно-правовых актов и научных работ по вопросам гармонизации, необходимо отметить, что в настоящее время отсутствуют единые, согласованные концепции и методы решения проблемы гармонизации как налогового регулирования в целом, так и в части налогообложения доходов физических лиц в частности [3]. На сегодняшний день процесс гармонизации налогообложения (в том числе подоходного) находится на начальном этапе.
В соответствии с Положением о Консультационном комитете по налоговой политике и администрированию унификация налогообложения государств-членов ЕАЭС должна быть направлена на формирование единых подходов в проведении налоговой политики стран-участниц по согласованным направлениям, гармонизации налогового законодательства, совершенствования нормативно-правовой базы ЕАЭС по налогообложению [3]. Опыт Европейского Союза (далее – ЕС) свидетельствует о трудностях формирования унифицированной налоговой политики и налоговой системы вследствие особенностей национальных экономик, интересов и приоритетов экономической политики государств-участников.
Стоит отметить, что состав основных налогов, взимаемых в странах-участницах ЕАЭС, весьма схож, однако одновременно наблюдается значительная разница в величине используемых налоговых ставок. Так, в настоящее время в Республике Казахстан установлены более низкие ставки по НДС и налогу на прибыль, чем в Республике Беларусь, а также иных странах. Более благоприятным налоговым режимом отличается также Казахстан, в рамках которого закреплена довольно низкая ставка НДС, а также определены невысокие значения НДФЛ [4, c. 231].
С целью установления положения Республики Беларусь в рамках исследуемых вопросов дополнительно был проведен анализ уровня гармонизации налоговой системы данного государства со странами-членами ЕАЭС. Для анализа были выбраны бюджетообразующие налоги, а именно: НДС, налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. Оценка показала среднюю степень сближения налоговой системы страны с налоговыми системами стран-участниц, в рамках которой при установлении в стране налоговых ставок, близких по значению к средневзвешенному уровню, одновременно наблюдается их значительное отклонение от ставок отдельных стран, в особенности в рамках прямых налогов (например, более низкое значение ставки налога на прибыль).
Исходя из вышеизложенного следует:
- Применяемая в странах ЕАЭС система налогообложения доходов физических лиц, по нашему мнению, является недостаточно эффективной и крайне несправедливой, что требует дальнейшего изучения и внесения изменений в нормативно-правовую базу.
- Странам ЕС удалось сформировать единое налоговое законодательство (на уровне принятия директив и регламентов) только в отношении косвенных налогов, что обусловлено созданием экономического и валютного союза.
- При установлении в стране налоговых ставок, близких по значению к средневзвешенному уровню, одновременно наблюдается их значительное отклонение от ставок отдельных стран, в особенности в рамках прямых налогов (например, более низкое значение ставки налога на прибыль).
- Установление уровня гармонизации налоговой системы Республики Беларусь со странами-членами ЕАЭС и определение направления дальнейших исследований позволяют не только унифицировать законодательство, но и повысить эффективность и справедливость системы подоходного налогообложения.
Для Республики Беларусь эффективно настроенная налоговая система по косвенным и прямым налогам позволит сохранять оптимальный баланс между налоговой гармонизацией и конкуренцией, а также будет содействовать формированию налогового суверенитета в стране в условиях глобализации межхозяйственных связей.
Для налоговой системы и экономики Республики Беларусь важно провести дальнейшую гармонизацию в отношении косвенных налогов и построить модели, позволяющие оценить эффективность реализации и представить предложения по созданию более конкурентной налоговой среды в отношении прямых налогов. Это возможно после проведения комплексного глубокого анализа двух типов налогов.