Статья:

АНАЛИЗ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТА МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Курович С.В. АНАЛИЗ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТА МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 20(199). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/199/112933 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ КАК ЭЛЕМЕНТА МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Курович Сергей Владимирович
магистрант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

Обязательным инструментом реализации стратегических документов согласно федеральному законодательству являются муниципальные программы, эффективное выполнение которых непосредственным образом будет отражаться на развитии конкурентоспособности муниципального образования.

Так, в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением администрации Красноперекопского района Республики Крым от 06.09.2019 №363 «Об утверждении Перечня муниципальных программ муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым» [2], к реализации в 2021 году было утверждено 19 муниципальных программ. Программы сформированы по отраслевому принципу.

Из 19 реализуемых Программ по 16 Программам, что составляет 84,2 % от принятых Программ, финансирование было предусмотрено, в тоже время по 6 Программам финансирование не было предусмотрено (15,8 %).

Ресурсное обеспечение реализации Программ Красноперекопского района осуществляется за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета, бюджета Республики Крым и бюджета муниципального образования Красноперекопский район.

Оценка эффективности реализации муниципальных программ Красноперекопского района основана на совокупной оценке по 4 критериям: выполнение планируемых объемов финансирования; степень выполнения программных мероприятий; достижение целевых индикаторов Программы; оценка организации управления и контроля за ходом реализации Программы [4].

По каждому критерию установлен весовой балл и определены показатели, в соответствии с которыми осуществлена оценка. Рассчитанное значение интегральной (результирующей) оценки сопоставляется с приведенными значениями для комплексной оценки эффективности Программы и выработки рекомендаций по ее дальнейшей реализации (таблица) [4].

Таблица

Значения интегральной (результирующей) оценки эффективности реализации Программы

Численное значение интегральной (результирующей) оценки R в баллах

Качественная характеристика интегральной (результирующей) оценки эффективности реализации Программы

R >= 18

эффективность Программы высокая

12 =< R < 18

эффективность Программы умеренная

6 =< R < 12

эффективность Программы удовлетворительная

R < 6

эффективность Программы низкая

 

Максимально возможное количество баллов 20.

Результаты оценки эффективности реализации Программ используются для их ранжирования по интегральной (результирующей) оценке. На основе оценки эффективности реализации Программ, сформирован рейтинг реализации Программ Красноперекопского района за 2021 год.

Первое место в рейтинге соответствует наибольшему значению оценки эффективности реализации муниципальной программы, далее - в порядке уменьшения. В рамках проведенной оценки эффективности выполнения мероприятий, достижения целевых показателей и кассового исполнений муниципальных программ, установлена Рейтинговая оценка эффективности реализации Программ Красноперекопского района.

В рамках проведенной оценки эффективности реализации Программ установлено, что Программы с высоким уровнем эффективности реализации: - среднее значение эффективности реализации Программ - 19,4 баллов по 16 программам из 19, это составило 84,2 % от реализуемых Программ (в 2020 году 16 программ из 22 с высоким уровнем эффективности – 72,7 %).

Программы с умеренным уровнем эффективности реализации: - среднее значение эффективности реализации Программ 13,6 баллов по 3 программы, что составляет 15,8 % от реализуемых Программ (в 2020 году – 5 программ из 22 с умеренным уровнем эффективности – 22,7 %).

Программа с удовлетворительным уровнем эффективности реализации отсутствуют. В 2020 году 1 муниципальная программа имела минимальное количество 10,1 баллов.

Стоит отметить, что на результаты умеренной эффективности реализации Программ Красноперекопского района за 2021 год и с начала реализации Программ, в первую очередь оказало влияние отсутствие финансирования Программ, которое повлекло за собой соответственно, снижение бальной оценки по комплексному критерию «Выполнение планируемых объемов финансирования».

Для примера стоит проанализировать муниципальную программу «Комплексное развитие сельских территорий муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым» (далее – Программа), которая за 2021 год получила высокий уровень эффективности реализации (19,4 балла) [3].

Целью Программы является создание комфортных условий проживания и жизнедеятельности граждан на сельских территориях Красноперекопского района. В рамках поставленной цели обозначены 2 приоритетные задачи, решение которых должно обеспечить достижение этих целей:

- удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;

- активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов местных инициатив граждан.

Устойчивое развитие сельских территорий является одним из приоритетных направлений развития сельских поселений Красноперекопского района. Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса. Для успешного решения задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора экономики требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.

На реализацию мероприятий Программы в 2021 году было предусмотрено финансирование в общем объеме - 7415,00 тыс. руб., профинансировано - 7415,00 тыс. руб. (6244,5 тыс. руб. - бюджетные средства; 1170,5 тыс. руб. - внебюджетные источники) [5].

В рамках реализации мероприятия «содействие реализации проектов по благоустройству сельских территорий» администрацией Красноперекопского района оказано содействие в подготовке и приеме документов администрациям сельских поселений района с целью участия в конкурсном отборе на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий. Было реализовано 6 проектов по благоустройству, что составило 100 % от планового значения индикатора Программы на 2021 год.

Особое место в организации управления развитием территории муниципального образования Красноперекопский район занимает стратегическое планирование. В рамках прогнозирования и планирования в Красноперекопском районе разработана Стратегия социально-экономического развития муниципального образования Красноперекопский район [1], которая является долгосрочной комплексной программой действий, определяющей основные мероприятия и направления развития муниципального образования Красноперекопский район на период до 2030 года.

Стратегия определяет стратегический выбор муниципального района, приоритеты, цели, задачи, механизмы решения по основным направлениям социально-экономического развития, согласованные с направлениями социально-экономического развития Республики Крым. Стратегия является отправной точкой для разработки муниципальных программ, плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Красноперекопского района, а также других документов стратегического характера муниципального района.

Стратегия развития района основывается на анализе конкурентных преимуществ и возможностей района, а также недостатков и слабых сторон, тормозящих его развитие (внутренние ресурсы).

Ключевой целью социально-экономического развития района является формирование территории с эффективной экономикой, высоким уровнем социального развития, привлекательной для проживания, отдыха и представляющая интерес для инвестора.

Анализ диапазона возможных параметров динамики внешней среды и вариантов интенсивности экономической политики Красноперекопского района позволяет сформировать предположение о возможности реализации трех сценариев социально-экономического развития в долгосрочной перспективе: консервативный, модернизационный и инновационный.

Консервативный сценарий подразумевает инерционное развитие Красноперекопского района. Развитие района по данному сценарию в большой степени зависит от поддержки государства, от того, насколько активно на территории района осуществляются республиканские и федеральные программы. Этот сценарий не способствует реализации целей, выделенных в Стратегии.

Модернизационный сценарий подразумевает постепенное приближение к среднероссийскому уровню социально-экономического развития. Приоритетное внимание будет уделяться улучшению делового климата, привлечению в район инвестиций, созданию благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности, поддержке традиционных и перспективных видов экономической деятельности.

Инновационный сценарий основан на:

- максимальном раскрытии потенциала стратегического развития района;

- эффективном использовании человеческого капитала;

- сбалансированном развитии территорий;

- реализации новых подходов к управлению.

Он возможен лишь при осуществлении коренных преобразований в производительных силах муниципального района, которые позволят резко увеличить объемы сельскохозяйственной и промышленной продукции на основе новых и новейших технологий и систем управления. Масштабное привлечение частных инвестиций приведет к модернизации широкого спектра отраслей, в том числе к созданию отраслей, новых для Красноперекопского района и Республики Крым. Широкие возможности самореализации на территории района сократят маятниковую миграцию трудоспособного населения.

В качестве базового сценария была принята комбинация модернизационного сценария (в период 2018-2021 гг.) и инновационного сценария (в период 2022-2030 гг.).

Но стоит констатировать, что Красноперекопский район еще не готов перейти на инновационный сценарий, так как не произошло снятие инфраструктурных ограничений на первом этапе, остается острой проблема привлечения инвестиций, зависимость местного бюджета от республиканского, напряженная демографическая ситуация, увеличился уровень регистрируемой безработицы и составил в 2021 году 8,8 % от экономически активного населения.

При осуществлении прогноза на муниципальном уровне возникают определенные проблемы. Они обусловлены несогласованностью целей и задач на различных уровнях управления, что приводит к невыполнению плановых показателей. Зачастую это является следствием влияния некоторых внешних факторов (экономический кризис, нарушение объемов поставок зарубежного сырья).

 

Список литературы:
1. Решение Красноперекопского районного совета от 26.12.2018 № 518 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым до 2030 года» // Официальный сайт Красноперекопского района [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://krpero.rk.gov.ru/ (дата обращения: 25.05.2022)
2. Постановление администрации Красноперекопского района Республики Крым от 06.09.2019 №363 (ред. от 01.10.2021) «Об утверждении Перечня муниципальных программ муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым» // Официальный сайт Красноперекопского района [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://krpero.rk.gov.ru/ (дата обращения: 25.05.2022)
3. Постановление администрации Красноперекопского района от 14.11.2017 № 388 (ред. от 16.08.2021) «Об утверждении муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым» // Официальный сайт Красноперекопского района [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://krpero.rk.gov.ru/ (дата обращения: 25.05.2022)
4. Постановление администрации Красноперекопского района от 24.02.2015 №38 «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ и муниципальных ведомственных целевых программ» // Официальный сайт Красноперекопского района [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://krpero.rk.gov.ru/ (дата обращения: 25.05.2022)
5. Отчет о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым» за 2021 год // Официальный сайт Красноперекопского района [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://krpero.rk.gov.ru/ (дата обращения: 25.05.2022)