СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ЖЕНСКОЙ ТЕЛЕСНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
Рубрика: Философия
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ЖЕНСКОЙ ТЕЛЕСНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается влияние социокультурного компонента на формирование определения телесности, в частности, женской. Целью статьи является изучение вопроса о том, как и насколько социокультурные силы влияют на представление женской телесности.
Феминность представляется в течение истории одновременно и как источник многообразия нравственных и эстетических ценностей общества, и как продукт влияния социума на интерпретацию женской телесности. В результате выделено и охарактеризовано влияние как собственно общества на представление женской телесности, так и воздействия рефлексивного выбора женщины в самоопределении своей феминности.
Ключевые слова: женская телесность; телесные практики; социокультурное влияние; тело; рефлексивный выбор; феминность.
В современном мире стремительно меняется парадигма рассмотрения телесности, в частности, как источника фемининной ментальности и проявления женщины как целостного субъекта, поэтому возникает вопрос о формировании женской телесности — является ли она рефлексивным выбором женщины в осознании и выборе множественной, но определенной интерпретации себя или это всё же продукт влияния социальных сил?
Стоит отметить, что формирование личностных качеств и структур происходит с обязательным участием аспектов природных и социально-культурных аспектов в жизни человека. Телесность, рассматривается как синтез биологической структуры тела человека и общественно-культурного наполнения — они являются истоком поведения и мирополагания личности. Телесность представляет собой как продукт влияния социума на человека, так и движущую силу в формировании понятия об основных характеристиках и функциях людей с точки зрения принадлежности к полу, что фиксируется в накопленном общественном опыте и ментальном понимании гендера, с позиции которого будет рассматриваться тело, как результат преобразования его социумом. Телесность и влияние на нее социокультурных сил рассматривается с позиции сторонников телесного подхода, который подразумевает единство сознания и физического аспекта личности.
Телесность выступает природным базисом, на основе которого формируется восприятие женщиной самой себя и окружающего мира. С помощью принятия и понимания телесности женщина обозначает своё “Я”, гендерную принадлежность, даёт оценку себе и другим индивидам относительно гендерного аспекта. Телесная идентичность находится в пределах границ ментальности, которые определяют особенности “Я” и “Другого” относительно представителей пола. “Я” опосредуется с помощью субъектности, которая выражает активную позицию по отношению к окружающему миру и другим людям, но она также лимитирует возможность познания человеком самого себя. “В едином мире познания я не могу поместить себя как единственное “я-для-себя” в противоположность всем без исключения остальным людям, прошлым, настоящим и будущим, как другим для меня; напротив, я знаю, что я такой же ограниченный человек, как и все другие, и что всякий другой существенно переживает себя изнутри, принципиально не воплощаясь для себя самого в свою внешнюю выраженность”, – отмечает М. М. Бахтин [3], что означает понимание своего места в мире и социуме происходит только в соотношении с “Другим”, который является принципиально отличным от “Я” характеристиками.
Исторически основой понимания мира в патриархальном обществе был андроцентризм, поэтому “Я” ассоциируется именно с мужской ментальностью, а соответственно “Другой” представляет иное и связывается с феминностью. А.С. Чупров говорит об этом: “Со момента возникновения цивилизации как ступени в истории “война полов” — это еще и борьба между мужчинами и женщинами за лидерство, права и свободы вплоть до прав “амазонок” и нынешних однополых браков иметь и воспитывать детей” [4]. Особенности телесности осмысливаются представителями пола, служат ориентирами отношения к себе и представителям противоположного пола и символически закрепляются в гендерной ментальности, причем представления о телесности, а соответственно телесные практики, отражающие допустимое и запрещенное, различны во множестве культур человека.
Телесность женщины и мужчины выражается функционально, а именно в репродуктивной и сексуальной сферах — уже в древности особенности женской телесности связывались с реализацией репродуктивной функции. По словам Ж. Липовецкого, в древности женщину, которая является бесплодной, настоящей женщиной не считали: таковой она могла стать только после рождения ребенка [5].
Женская телесность в особенности представляется и определяется именно в связи со стереотипами патриархальной системы, которые и формируют феминный образ. Уже в философии Древнего мира философы активно обсуждали проблему женской телесности и ментальности. Гармоничное слияние духа и тела пытались найти Аристотель, Авиценна, Платон. В эпоху Возрождения женская телесность положительно воспринималась, что подтверждается широким распространением Женского как идеала у художников, мыслителей, поэтов. В эпоху капитализма телесность воспринимается как объект эксплуатации, отчуждения. Д. В. Погонцева утверждала, что «феномен “женская красота” является по своей природе социокультурным, его трактовки менялись в зависимости от статуса женщины в обществе, от существующих в определенную эпоху гендерных отношений» [1]. Признание идеала женского пола при этом не исключало доминирующего влияния мужчины в обществе, что проявлялось как физически, так, в частности, в виде акта смотрения, который по мнению Л. Малви усиливал объективизацию женщин. [2] С древности женская телесность рассматривалась как товар, который оценивал мужчина, то чем можно владеть, трансформировать, использовать. Но в условиях современности влияние стереотипов ослабевает, формируется и усиливается самостоятельная оценка и развитие в особенности автономной телесной идентичности женщины.
В современном мире феминная телесность по-прежнему часто рассматривается с позиции физического удовлетворения (реклама, проституция) и репродуктивной функции (суррогатное материнство, принципиальное деторождение). Такое ограничивающее восприятие феминной телесности влияет определенным образом на самоидентификацию женщины, превращая ее во многом в негативную —женщина соотносит представления о себе с мужской, то есть доминирующей в обществе позицией и даже преувеличивает оценку своей внешности с позиции противоположного пола, что приводит к развитию аутоагрессивного поведения, выражающегося в стремлении достичь определенного идеала, что подкрепляется использованием телесных практик, зачастую опасных для здоровья и болезненных — это характеризует стратегию поведения женщин.
Идеалы женской телесности менялись с течением времени и в соответствии контексту культуры, но если в ранее представления о феминности формировались деятелями искусства и теми, кто занимал доминирующую позицию в обществе, то в современное время они в большей степени создаются средствами массовой информации, кинематографом, модой и, конечно, социальными сетями [6].
Но наравне с идеалами телесности, пропагандируемыми в социальных сетях, сегодня распространяются среди женского населения идеи принятия себя во всеобъемлющем контексте понятия телесности. Хотя много ли женщин попадают в дискурс о понимании и принятии своего тела со всеми его “недостатками”, а не подвергаются влиянию социальных сетей, где задают стандарты феминности?
Следовательно, с одной стороны, феминая телесность является источником для поддержания представлений о женщине, хотя с другой стороны, представления о женском становятся нормативными и стереотипными в социокультурном аспекте, что отражается определенным образом на отношении женщины к своему телу.
Таким образом, стоит отметить, что роль социокультурного влияния на формирование и изменение категорий “женщина” и “телесность” несомненно высока, но в то же время феминная ментальность формируется и с помощью рефлексии, и многообразной интерпретации женщиной своей телесности, ведь определение женственности — вопрос неоднозначный, многогранный и единственного ответа на него нет.