Статья:

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ЖЕНСКОЙ ТЕЛЕСНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Купчик И.А. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ЖЕНСКОЙ ТЕЛЕСНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 20(199). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/199/112983 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ЖЕНСКОЙ ТЕЛЕСНОСТИ

Купчик Ирина Андреевна
студент, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, РФ, г. Саратов
Кузнецова Мария Николаевна
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент, Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние социокультурного компонента на формирование определения телесности, в частности, женской. Целью статьи является изучение вопроса о том, как и насколько социокультурные силы влияют на представление женской телесности.

Феминность представляется в течение истории одновременно и как источник многообразия нравственных и эстетических ценностей общества, и как продукт влияния социума на интерпретацию женской телесности. В результате выделено и охарактеризовано влияние как собственно общества на представление женской телесности, так и воздействия рефлексивного выбора женщины в самоопределении своей феминности.

 

Ключевые слова: женская телесность; телесные практики; социокультурное влияние; тело; рефлексивный выбор; феминность.

 

В современном мире стремительно меняется парадигма рассмотрения телесности, в частности, как источника фемининной ментальности и проявления женщины как целостного субъекта, поэтому возникает вопрос о формировании женской телесности — является ли она рефлексивным выбором женщины в осознании и выборе множественной, но определенной интерпретации себя или это всё же продукт влияния социальных сил?

Стоит отметить, что формирование личностных качеств и структур происходит с обязательным участием аспектов природных и социально-культурных аспектов в жизни человека. Телесность, рассматривается как синтез биологической структуры тела человека и общественно-культурного наполнения — они являются истоком поведения и мирополагания личности. Телесность представляет собой как продукт влияния социума на человека, так и движущую силу в формировании понятия об основных характеристиках и функциях людей с точки зрения принадлежности к полу, что фиксируется в накопленном общественном опыте и ментальном понимании гендера, с позиции которого будет рассматриваться тело, как результат преобразования его социумом. Телесность и влияние на нее социокультурных сил рассматривается с позиции сторонников телесного подхода, который подразумевает единство сознания и физического аспекта личности.

Телесность выступает природным базисом, на основе которого формируется восприятие женщиной самой себя и окружающего мира. С помощью принятия и понимания телесности женщина обозначает своё “Я”, гендерную принадлежность, даёт оценку себе и другим индивидам относительно гендерного аспекта. Телесная идентичность находится в пределах границ ментальности, которые определяют особенности “Я” и “Другого” относительно представителей пола. “Я” опосредуется с помощью субъектности, которая выражает активную позицию по отношению к окружающему миру и другим людям, но она также лимитирует возможность познания человеком самого себя. “В едином мире познания я не могу поместить себя как единственное “я-для-себя” в противоположность всем без исключения остальным людям, прошлым, настоящим и будущим, как другим для меня; напротив, я знаю, что я такой же ограниченный человек, как и все другие, и что всякий другой существенно переживает себя изнутри, принципиально не воплощаясь для себя самого в свою внешнюю выраженность”, – отмечает М. М. Бахтин [3], что означает понимание своего места в мире и социуме происходит только в соотношении с “Другим”, который является принципиально отличным от “Я” характеристиками.

Исторически основой понимания мира в патриархальном обществе был андроцентризм, поэтому “Я” ассоциируется именно с мужской ментальностью, а соответственно “Другой” представляет иное и связывается с феминностью. А.С. Чупров говорит об этом: “Со момента возникновения цивилизации как ступени в истории “война полов” — это еще и борьба между мужчинами и женщинами за лидерство, права и свободы вплоть до прав “амазонок” и нынешних однополых браков иметь и воспитывать детей” [4]. Особенности телесности осмысливаются представителями пола, служат ориентирами отношения к себе и представителям противоположного пола и символически закрепляются в гендерной ментальности, причем представления о телесности, а соответственно телесные практики, отражающие допустимое и запрещенное, различны во множестве культур человека.

Телесность женщины и мужчины выражается функционально, а именно в репродуктивной и сексуальной сферах — уже в древности особенности женской телесности связывались с реализацией репродуктивной функции. По словам Ж. Липовецкого, в древности женщину, которая является бесплодной, настоящей женщиной не считали: таковой она могла стать только после рождения ребенка [5].

Женская телесность в особенности представляется и определяется именно в связи со стереотипами патриархальной системы, которые и формируют феминный образ. Уже в философии Древнего мира философы активно обсуждали проблему женской телесности и ментальности. Гармоничное слияние духа и тела пытались найти Аристотель, Авиценна, Платон. В эпоху Возрождения женская телесность положительно воспринималась, что подтверждается широким распространением Женского как идеала у художников, мыслителей, поэтов. В эпоху капитализма телесность воспринимается как объект эксплуатации, отчуждения. Д. В. Погонцева утверждала, что «феномен “женская красота” является по своей природе социокультурным, его трактовки менялись в зависимости от статуса женщины в обществе, от существующих в определенную эпоху гендерных отношений» [1]. Признание идеала женского пола при этом не исключало доминирующего влияния мужчины в обществе, что проявлялось как физически, так, в частности, в виде акта смотрения, который по мнению Л. Малви усиливал объективизацию женщин. [2] С древности женская телесность рассматривалась как товар, который оценивал мужчина, то чем можно владеть, трансформировать, использовать. Но в условиях современности влияние стереотипов ослабевает, формируется и усиливается самостоятельная оценка и развитие в особенности автономной телесной идентичности женщины.

В современном мире феминная телесность по-прежнему часто рассматривается с позиции физического удовлетворения (реклама, проституция) и репродуктивной функции (суррогатное материнство, принципиальное деторождение). Такое ограничивающее восприятие феминной телесности влияет определенным образом на самоидентификацию женщины, превращая ее во многом в негативную —женщина соотносит представления о себе с мужской, то есть доминирующей в обществе позицией и даже преувеличивает оценку своей внешности с позиции противоположного пола, что приводит к развитию аутоагрессивного поведения, выражающегося в стремлении достичь определенного идеала, что подкрепляется использованием телесных практик, зачастую опасных для здоровья и болезненных — это характеризует стратегию поведения женщин.

Идеалы женской телесности менялись с течением времени и в соответствии контексту культуры, но если в ранее представления о феминности формировались деятелями искусства и теми, кто занимал доминирующую позицию в обществе, то в современное время они в большей степени создаются средствами массовой информации, кинематографом, модой и, конечно, социальными сетями [6].

Но наравне с идеалами телесности, пропагандируемыми в социальных сетях, сегодня распространяются среди женского населения идеи принятия себя во всеобъемлющем контексте понятия телесности. Хотя много ли женщин попадают в дискурс о понимании и принятии своего тела со всеми его “недостатками”, а не подвергаются влиянию социальных сетей, где задают стандарты феминности?

Следовательно, с одной стороны, феминая телесность является источником для поддержания представлений о женщине, хотя с другой стороны, представления о женском становятся нормативными и стереотипными в социокультурном аспекте, что отражается определенным образом на отношении женщины к своему телу.

Таким образом, стоит отметить, что роль социокультурного влияния на формирование и изменение категорий “женщина” и “телесность” несомненно высока, но в то же время феминная ментальность формируется и с помощью рефлексии, и многообразной интерпретации женщиной своей телесности, ведь определение женственности — вопрос неоднозначный, многогранный и единственного ответа на него нет.

 

Список литературы:
1. Погонцева Д. В. Культурно-историческая динамика представлений о женской красоте // Человек и культура. — 2014. — № 5. — С.67—85.
2. Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф / Л. Малви // Антология гендерной теории / Европ. гуманит. ун-т, Центр гендер. исслед. ; сост., коммент. Е. Гаповой, А. Усмановой. — Минск : Пропилеи, 2000. — С. 280–296.
3. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Автор и герой. К философским основаниям гуманитарных наук / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров. — Санкт–Петербург : Азбука, 2000. — С. 3—226
4. Чупров А. С. Человек как единство души и тела //Социум и власть. — 2017. — № 4 (66). — С. 96 –101.
5. Липовецкий Ж. Третья женщина. Незыблемость и потрясение основ женственности / Ж. Липовецкий.; пер. с фр. и послесл. Н. И. Полторацкой. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2003. — 499 с.
6. Цветус-Сальхова, Т.Э. «Тело» и «Телесность» в культурологических исследованиях / Т.Э. Цветус-Сальхова // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2011. №351.