ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА - ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА - ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Аннотация. Становление цифровой экономики в России приближается к стадии зрелости. По уровню развития цифровых технологий Россия не занимает лидирующего места в мире, но уверенно держится в группе стран, следующими за лидерами. Противоречивый характер цифровой экономики заставляет искать механизмы для управления положительными социально-экономическими эффектами и сосредоточить ресурсы и усилия на нейтрализации угроз тотальной цифровизации.
Ключевые слова: цифровая экономика; ИТ-технологии; цифровая трансформация, цифровое государство; цифровизация; научно-технический прогресс.
Сегодня цифровая экономика феномен социально-экономического развития современного общества. Стремительное развитие цифровых технологий – глобальный процесс, затрагивающий все основополагающие отрасли экономики, формируя структурные изменения, проникновение новых информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельность домашних хозяйств. На сегоднешний день проблема цифровой экономики является новой для научных исследований, однако среди отечественных и зарубежных авторов это направление уже получило определенное развитие. Так, например, в работе Л.Д.Капрановой «Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития» рассматривается статистический вклад цифровой экономики в ВВП страны, уровень развития цифровизации в России и странах ЕС, внедрение цифровых технологий в России. Автор отмечает, что у России есть все предпосылки для реализации цифрового потенциала, страна обладает необходимой интеллектуальной и научной базой. В работах Е.Б.Ленчук и Г.А.Власкин «Формирование цифровой экономики в России: проблемы, риски, перспективы» оценивается достигнутый уровень отечественных цифровых технологий в сравнении со странами –лидерами, анализируются основные направления новой стратегии, формируются предложения по ускорению процессов цифровизации. Тем не менее , ряд авторов считают, что во многом программа «цифровая экономика» носит риторический характер, так как более глубокой проработке помешали сжатые сроки ее формирования и не дает четкого представления об ожидаемой конкретной направленности политики в цифровой сфере.
Цифровая экономика формируется как подсистема экономики традиционной, с активным использованием цифровых технологий и оборотом электронных товаров, движение от традиционных ресурсов к интеллектуально-информационным. Уровень развития цифровой экономики тесно связан со страновой конкурентоспособностью, что требует особого внимания государства к ее развитию, необходимость поиска оптимальной модели «цифрового государства».[6] Цифровая трансформация определена в качестве национальной цели развития страны сегодня. Это следует из указа № 474 от 21 июля 2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г». С целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике, Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г №7. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» действующая до 2024 г. относиться к приоритетным совершенствованиям системы государственного управления в нашей стране. Цифровая экономика - это окончательный электронный переход взаимодействия граждан с государством, задачами которого выступает внедрение цифровых технологий и платформенных решений в систему государственного управления и оказания государственных услуг. Ключевыми целями нацпроекта являются: увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики, повышение конкурентноспособности отраслей национальной экономики и ее усиление на мировом рынке, создание устойчивой и безопасной-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, увеличение затрат на развитие цифровой экономики в ВВП страны в 3 раза, снижение издержек и развитие бизнеса, улучшение комфорта и качества жизни граждан.
Анализируя материалы документа можно выделить ряд существенных показателей: совершенствуется система образования, в 2 раза больше бюджетных мест по ИТ-специальностям, к 2024 году число абитуриентов по программам высшего образования в сфере ИТ увеличится до 120 тыс. в год; 80 тыс. преподавателей высшего и среднего образования пройдут повышения квалификации.[3] Главный акцент программы-построение инфраструктуры, благоприятной для функционирования цифровой экономики. Прежде всего это центры обработки данных, сети связи и доступ к интернету. В сфере цифровых услуг внедрение 25 суперсервисов, 95% массовых социально-значимых государственных и муниципальных услуг будут доступны в электронном виде, а личное присутствие граждан необязательно. Благодаря этому 2\3 ситуаций взаимодействия государства с бизнесом и гражданами перейдут в онлайн режим. Согласно документа должны выйти на рынок не меньше десяти национальных компаний-лидеров, которые смогут конкурировать на мировом рынке.
Финансирование национального проекта «Цифровая экономика» из федерального бюджета в 2021-2023 гг. составит 552 млрд руб. Самым затратным федеральным проектом «Цифровой экономики» в 2021-2023 гг. станет цифровое государственное управление. На него планируется потратить 268,7 млрд руб. Самым затратным федеральным проектом «Цифровой экономики» в 2021-2023 гг. станет цифровое государственное управление. На него планируется потратить 268,7 млрд руб. Достаточно активно цифровизация протекает в госсекторе. Сейчас идет развитие уже 25 суперсервисов — комплексных услуг на основе жизненных ситуаций. Ситуация изменилась в сторону цифровой трансформации бизнес-процессов и подходе работы в целом. По подсчетам аналитиков, в 2020 г. вклад сектора ИКТ в экономику России составил 3,1%, это максимум за всю историю, в 2019 г. — 2,9%. Коммерческие организации также активно развиваются в последние годы строятся масштабные экосистемы, банковский сектор провел трансформационный проект Сбербанк стал «Сбером», преобразуется рынок труда, повышается уровень цифровых услуг. В 2020 г. в рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» 60 тыс. человек были приняты на обучение по программам высшего образования в сфере информационных технологий. Стоить отметить что цифровизация сегодня объективно является темой дня в России.
Развитие цифровой экономики как масштабного явления, связано не только с положительными последствиями, но и порождает информационные риски. Открытость экономических субъектов делает национальный сегмент экономики более уязвимым для негативного воздействия извне. Возрастают масштабы киберугрозы, связанной с нарушением конституционных прав и свобод человека. Увеличивается масштаб и количество скоординированных компьютерных атак. [8] Из этого следует необходимость доработать законодательство в отношении борьбы с киберпреступностью, усилить обеспечить развитие национальных конкурентно-способных информационных технологий и их использование в экономике.
Сдерживающим фактором для развития цифровой экономики являются имеющиеся в РФ кадровые ограничения. Российская экономика испытывает нехватку около 2 млн ИТ-специалистов. Достаточно актуальным экономическим риском является риск потери работы. Новые технологии снижают привлекательность традиционных отраслей, изменение профессиональных требований и автоматизация производства на базе цифровых технологий при отсутствии должной системы переподготовки кадров могут вызвать структурную безработицу.
Весьма значимыми остаются вопросы социальной адаптации населения к вызовам цифровой трансформации. В этом отношении крайне важна активная политика на рынке труда, поддержка доходов, непрерывное обучение и более гибкие образовательные системы.[8] Таким образом, государство должно создать условия для плавного перехода в цифровую экономику неквалифицированных работников, увеличить объемы подготовки ИТ-специалистов; поддержка малого-и среднего бизнеса в сфере создания цифровых технологий; формирование и масштабирование цифровых платформ для основных сфер экономики.
Цифровая экономика уже в скором может стать ведущим сегментом, драйвером роста и развития экономической системы в целом. Цифровые технологии открывают новые возможности для развития экономики и призваны упростить нашу жизнь. Это позволит уйти от бумажной волокиты при получении услуг, расширить возможности по получению образования и построению карьеры. Цифровая экономика может способствовать выравниванию экономического развития мегаполисов и отстающих сельских регионов, но также способна привести к сосредоточению монопольного контроля за транзакциями в руках малого количества дата-корпораций либо даже смешанных государственно-частных компаний. Цифровая экономика требует самых разнообразных новых знаний и навыков, принципиально новых мер социальной защиты и качественно нового соотношения между работой и отдыхом. Необходимы крупные инвестиции для развития образования, ориентированного не только на сам процесс обучения, но и на обучение методам организации данного процесса, а также обеспечения всеобщего доступа к образовательным услугам на протяжении всей жизни.