Статья:

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА - ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(199)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Есипова Д.С. ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА - ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 20(199). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/199/113135 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА - ФЕНОМЕН СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Есипова Дарья Сергеевна
магистрант, Липецкий филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университета при Правительстве Российской Федерации» (Липецкий филиал Финансового университета), РФ, г. Липецк
Рубцова Лариса Николаевна
научный руководитель, д-р. экон. наук, профессор кафедры «Экономика и Финансы» Липецкий филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университета при Правительстве Российской Федерации» (Липецкий филиал Финансового университета) РФ, г. Липецк

 

Аннотация. Становление цифровой экономики в России приближается к стадии зрелости. По уровню развития цифровых технологий Россия не занимает лидирующего места в мире, но уверенно держится в группе стран, следующими за лидерами. Противоречивый характер цифровой экономики заставляет искать механизмы для управления положительными социально-экономическими эффектами и сосредоточить ресурсы и усилия на нейтрализации угроз тотальной цифровизации.

 

Ключевые слова: цифровая экономика; ИТ-технологии; цифровая трансформация, цифровое государство; цифровизация; научно-технический прогресс.

 

Сегодня цифровая экономика феномен социально-экономического развития современного общества. Стремительное развитие цифровых технологий – глобальный процесс, затрагивающий все основополагающие отрасли экономики, формируя структурные изменения, проникновение новых информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельность домашних хозяйств. На сегоднешний день проблема цифровой экономики является новой для научных исследований, однако среди отечественных и зарубежных авторов это направление уже получило определенное развитие. Так, например, в работе Л.Д.Капрановой «Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития» рассматривается статистический вклад цифровой экономики в ВВП страны, уровень развития цифровизации в России и странах ЕС, внедрение цифровых технологий в России. Автор отмечает, что у России есть все предпосылки для реализации цифрового потенциала, страна обладает необходимой интеллектуальной и научной базой. В работах Е.Б.Ленчук и Г.А.Власкин «Формирование цифровой экономики в России: проблемы, риски, перспективы» оценивается достигнутый уровень отечественных цифровых технологий в сравнении со странами –лидерами, анализируются основные направления новой стратегии, формируются предложения по ускорению процессов цифровизации. Тем не менее , ряд авторов считают, что во многом  программа «цифровая экономика» носит риторический характер, так как более глубокой проработке помешали сжатые сроки ее формирования и не дает четкого представления об ожидаемой конкретной направленности политики в цифровой сфере.

Цифровая экономика формируется как подсистема экономики традиционной, с активным использованием цифровых технологий и оборотом электронных товаров, движение от традиционных ресурсов к интеллектуально-информационным. Уровень развития цифровой экономики тесно связан со страновой конкурентоспособностью, что требует особого внимания государства к ее развитию, необходимость поиска оптимальной модели «цифрового государства».[6] Цифровая трансформация определена в качестве национальной цели развития страны сегодня. Это следует из указа № 474 от 21 июля 2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г».  С целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике, Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г №7.  Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» действующая до 2024 г. относиться к приоритетным совершенствованиям системы государственного управления в нашей стране.  Цифровая экономика - это окончательный электронный переход взаимодействия граждан с государством, задачами которого выступает внедрение цифровых технологий и платформенных решений в систему государственного управления и оказания государственных услуг. Ключевыми целями нацпроекта являются: увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики, повышение конкурентноспособности отраслей национальной экономики и ее усиление на мировом рынке, создание устойчивой и безопасной-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, увеличение затрат на развитие цифровой экономики в ВВП страны в 3 раза, снижение издержек и развитие бизнеса, улучшение комфорта и качества жизни граждан.

Анализируя материалы документа можно выделить ряд существенных показателей: совершенствуется система образования, в 2 раза больше бюджетных мест по ИТ-специальностям, к 2024 году число абитуриентов по программам высшего образования в сфере ИТ увеличится до 120 тыс. в год; 80 тыс. преподавателей высшего и среднего образования пройдут повышения квалификации.[3] Главный акцент программы-построение инфраструктуры, благоприятной для функционирования цифровой экономики. Прежде всего это центры обработки данных, сети связи и доступ к интернету. В сфере цифровых услуг внедрение 25 суперсервисов, 95% массовых социально-значимых государственных и муниципальных услуг будут доступны в электронном виде, а личное присутствие граждан необязательно. Благодаря этому 2\3 ситуаций взаимодействия государства с бизнесом и гражданами перейдут в онлайн режим.  Согласно документа должны выйти на рынок не меньше десяти национальных компаний-лидеров, которые смогут конкурировать на мировом рынке.

Финансирование национального проекта «Цифровая экономика» из федерального бюджета в 2021-2023 гг. составит 552 млрд руб. Самым затратным федеральным проектом «Цифровой экономики» в 2021-2023 гг. станет цифровое государственное управление. На него планируется потратить 268,7 млрд руб. Самым затратным федеральным проектом «Цифровой экономики» в 2021-2023 гг. станет цифровое государственное управление. На него планируется потратить 268,7 млрд руб. Достаточно активно цифровизация протекает в госсекторе. Сейчас идет развитие уже 25 суперсервисов — комплексных услуг на основе жизненных ситуаций. Ситуация изменилась в сторону цифровой трансформации бизнес-процессов и подходе работы в целом. По подсчетам аналитиков, в 2020 г. вклад сектора ИКТ в экономику России составил 3,1%, это максимум за всю историю, в 2019 г. — 2,9%. Коммерческие организации также активно развиваются в последние годы строятся масштабные экосистемы, банковский сектор провел трансформационный проект Сбербанк стал «Сбером», преобразуется рынок труда, повышается уровень цифровых услуг. В 2020 г. в рамках реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» 60 тыс. человек были приняты на обучение по программам высшего образования в сфере информационных технологий. Стоить отметить что цифровизация сегодня объективно является темой дня в России.

Развитие цифровой экономики как масштабного явления, связано не только с положительными последствиями, но и порождает информационные риски. Открытость экономических субъектов делает национальный сегмент экономики более уязвимым для негативного воздействия извне. Возрастают масштабы киберугрозы, связанной с нарушением конституционных прав и свобод человека. Увеличивается масштаб и количество скоординированных компьютерных атак. [8]  Из этого следует необходимость доработать законодательство в отношении борьбы с киберпреступностью, усилить обеспечить развитие национальных конкурентно-способных информационных технологий и их использование в экономике.

Сдерживающим фактором для развития цифровой экономики являются имеющиеся в РФ кадровые ограничения. Российская экономика испытывает нехватку около 2 млн ИТ-специалистов. Достаточно актуальным экономическим риском является риск потери работы. Новые технологии снижают привлекательность традиционных отраслей, изменение профессиональных требований и автоматизация производства на базе цифровых технологий при отсутствии должной системы переподготовки кадров могут вызвать структурную безработицу.

Весьма значимыми остаются вопросы социальной адаптации населения к вызовам цифровой трансформации.  В этом отношении крайне  важна активная политика на рынке труда, поддержка доходов, непрерывное обучение и более гибкие образовательные системы.[8] Таким образом, государство должно создать условия для плавного перехода в цифровую экономику неквалифицированных работников, увеличить объемы подготовки ИТ-специалистов; поддержка малого-и среднего бизнеса в сфере создания цифровых технологий; формирование и масштабирование цифровых платформ для основных сфер экономики.

Цифровая экономика уже в скором может стать ведущим сегментом, драйвером роста и развития экономической системы в целом. Цифровые технологии открывают новые возможности для развития экономики и призваны упростить нашу жизнь. Это позволит уйти от бумажной волокиты при получении услуг, расширить возможности по получению образования и построению карьеры. Цифровая экономика может способствовать выравниванию экономического развития мегаполисов и отстающих сельских регионов, но также способна привести к сосредоточению монопольного контроля за транзакциями в руках малого количества дата-корпораций либо даже смешанных государственно-частных компаний. Цифровая экономика требует самых разнообразных новых знаний и навыков, принципиально новых мер социальной защиты и качественно нового соотношения между работой и отдыхом. Необходимы крупные инвестиции для развития образования, ориентированного не только на сам процесс обучения, но и на обучение методам организации данного процесса, а также обеспечения всеобщего доступа к образовательным услугам на протяжении всей жизни.

 

Cписок литературы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г  № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
2. Указ Президента Российской Федерации 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
3. Паспорт национального проекта "Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 N 7);
4. Барабаш, К. С. Влияние цифровой экономики на изменение рынка труда / К. С. Барабаш // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2018. - № 6 (97);
5. Гретченко, А. И. Формирование цифровой экономики в России / А. И. Гретченко, И. В.Горохова, А. А. Гретченко // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2018. - № 3 (99). – С.
6. Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива. – М., 2017;
7. Сергеев, Л. И.  Цифровая экономика : учебник для вузов / Л. И. Сергеев, А. Л. Юданова ; под редакцией Л. И. Сергеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 332 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13619-7.
8. Цифровая экономика и Индустрия 4.0: новые вызовы (Industry-2018): науч.-практ. конф. с междунар. участ.; СПбПУ, 2–4 апр. 2018 г. СПб, 2018. 573 с.