Статья:

Многообразие оттенков движений и жестов в исполнительской технике артистов балета

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(2)

Рубрика: Искусствоведение

Выходные данные
Гатауов Т.Т. Многообразие оттенков движений и жестов в исполнительской технике артистов балета // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 2(2). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/2/18825 (дата обращения: 18.10.2018).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Многообразие оттенков движений и жестов в исполнительской технике артистов балета

Гатауов Таир Талгатович
магистрант 1 курса Казахской национальной академии хореографии, Республика Казахстан, г.Астана

 

В балете большое значение имеют движения и жесты. Гармоническое их сочетание в пластических формах выполняют функцию средств художественной выразительности. В статье автор проводит сравнительный анализ художественных произведений выдающихся художников, их мастерство передачи жеста на полотне и пластический жест, анатомические линии человеческого тела в балете.

Выдающийся французский художник Анри Матисс (1869–1954 гг.), в творчестве которого присутствует танец и пластические формы, выразил мысль, что «значительность художника измеряется количеством новых знаков, которые он введет в пластический язык». Углубляя значение мысли художника, можно провести параллели между изобразительным и балетным искусством, где средствами выражения и создания художественного образа является пластика человеческого тела. Искусство балета является самым утонченным и изящным среди всех пластических искусств. На протяжении веков ему были свойственны как строгая художественная соразмерность и красота, так и особая изысканность танцевальных движений и жестов.

Классический танец, как и любой другой вид искусства, в течение столетий видоизменялся, усложнялся, приобретал качественно новые черты. Как образно-хореографическая система движений человека он прошел большой и сложный путь формирования и развития. Изучение эволюционного процесса классического танца, совершенствование технического арсенала имеет большое значение для творческого осмысления опыта прошлого и обогащения традиций [3, с. 10].

 Многообразие оттенков движений и жестов в балете трудно переоценить. За многовековую историю балетного искусства пластика человеческого тела достигла высокого эстетического совершенства. Рассмотрим значение и функции частей тела и их «работу» в балете.

Корпус – основа человеческого тела. Восприятие всей фигуры человека во многом зависит от того, какова его форма. Профессиональная осанка артиста балета – это своеобразная постановка корпуса, облегчающая в танце действия ног, рук и головы. Выдающийся мастер сцены, педагог классического танца Н.И. Тарасов подчёркивал, что «поза классического танца — это своего рода жест, вытекающий из осмысленного и выразительно выполненного действия, но жест такой, в котором принимает участие все тело танцовщика, а не только руки …» [2, с.17]. С понятием остановки корпуса связанно значение слова «апломб», что в переводе с французского означает «отвес». Именно это положение ассоциируется со строго вертикальной линией, а применительно к хореографической терминологии — состоянием устойчивого равновесия. «Если танцовщик не владеет достаточной устойчивостью, то настоящий творческий процесс окажется для него недоступным, он не сможет выполнять актёрские задачи» – таково убеждение мастера [2, с.37].

Языком танца является хореографический текст, состоящий из тех или иных движений. «Позы могут соединяться одна с другой в целую хореографическую композицию при помощи самых различных приёмов связи» [2, с. 19]. При изучении связующих движений оттачивается техника их исполнения как самостоятельных движений. Связующие и вспомогательные движения следует рассматривать с точки зрения координационной взаимосвязи всех частей тела, при точном соблюдении ракурсов – положений фигуры в пространстве зала, заботясь о гармоничном соединении вспомогательных движений с основными движениями классического танца.

Голова и взгляд. Продолжая мысль о художественных принципах структурной и пространственной пластической композиции в классическом танце, автор многих книг по методике мужского классического танца Е.П. Валукин приводит мнение древнегреческого философа Плутарха, сравнивающего танец с одушевлённой живописью, изобразительными средствами которой являются движение, фигуры, жест. В связи с этим роль положения головы в искусстве балета оценивается как наиболее важная. Различные повороты головы, наклоны и подъёмы, в сочетании с соответственно направленным взглядом, способны в смысловом отношении дополнить положения и позы классического танца. Сопоставляя искусство балета и живописи можно определить, что с поворотами и наклонами головы в балете, как и в живописи, связана вся пластика тела, движения головы как бы завершают рисунок позы. Повторы и наклоны головы определяют характер движения в целом и, одновременно, его смысл.

Полотна кисти великого художника Леонардо да Винчи помогают нам почувствовать эмоциональное состояние Марии в картине «Мадонна в скалах». Чуть заметные оттенки в пластике корпуса Марии, жест, словно несущий спокойствие, полуопущенные веки глаз свидетельствуют о погружении в раздумье, об отрешении героини от окружающего мира. В то же время динамичный поворот головы ангела на зрителя при профильном положении корпуса, придаёт оттенок напряжённости внешне спокойному взгляду его полуприкрытыми веками глаз. Множество подготовительных набросков свидетельствует о том, что художник тщательно искал живописный образ того взгляда – он как бы «подталкивает» движение корпуса в том же направлении и служит продолжением жеста. Осмысливая приёмы и методы, используемые великими живописцами в поисках наиболее выразительного воплощения художественного замысла можно заключить, что для определения положения головы в исполнительской практике классического танцовщика необходимо обратить внимание и на направленность его взгляда относительно линии горизонта. А именно, опираясь на предложенную реформатором классического танца А.Я. Вагановой систему деления пространства зала, Е.П. Валукин называет следующие вертикальные точки, соответствующие направленности взгляда: 1) по линии горизонта; 2) под углом ниже линии горизонта (при положении корпуса «над ногами»); 3) выше линии горизонта. В эти точки взгляд может быть направлен в статичном положении или в движении, может переводиться из одной точки в другую, описывая линию или дугу, соответствующую 1/4, 1/2 частям окружности, или полную окружность.

Жест – это особая форма пластики рук, которой наделён человек, чтобы показывать, насколько богат его духовный мир, насколько он как личность способен глубоко мыслить, сопереживать настроениям окружающих его людей. Не случайно в театральном искусстве, в том числе и балете, существует понятие «говорящие», «одухотворённые» руки. Отсюда особая значимость пластики жеста и выразительности рук в творчестве танцовщика. Жесты рук людей, которых мы видим в произведениях Леонардо да Винчи, Микеланджело, Врубеля и на которые обращает наше внимание, исполнены тончайшего психологизма. Образно передать все многообразие оттенков, переживаний, настроений, душевных устремлений способна пластика кистей рук классического танцовщика. Причём, не только рука, её кисть, но и каждый палец классического исполнителя участвует в формировании смысловых акцентов художественного образа.

Руки. Движения рук в классическом танце весьма разнообразны по пластическому рисунку, ритму, характеру. Но все они опираются на единую пространственную систему движений. В работах многих авторов, посвящённых методике преподавания классического танца, не было определения «ведущей» и «ведомой» руки. Научный анализ движений позволил точно определить закономерность построения поз, перевода рук из позиции в позицию относительно «ведущей» или «ведомой» руки» [4, с. 15].

Ведущая рука определяется, прежде всего, поворотом головы с направленностью взгляда к этой руке и её положением к точке пространства, к которой производится танцевальное действие. Составной и неотъемлемой частью всех движений классического танца является port de bras. Ранее изучение port de bras было связано с задачей усвоения правил перевода рук и их координации с движением корпуса, поворотами и наклонами головы без учёта направленности взгляда. При выполнении различных форм port de bras направленность поворотов или наклонов головы, приобретают осмысленное художественное значение.

«Любой театральный танец, в том числе и классический, воздействует на зрителя лишь тогда, когда искусство танцовщика основывается на выразительном, а не механическом жесте, реалистическом, а не абстрактном действии» [2, с. 17]. Являясь, как и живопись, искусством зрелищным, балет основан на прямом восприятии пластического воплощения музыкальной драматургии и музыкальных образов. Пластика человеческого тела – скульптурно-графическая выразительность жестов, движений, поз танцовщика составляет основу средств и приёмов художественной выразительности. Как в искусстве живописи, так и в балете эти характерные средства создают конкретное сценическое действие и передают его внутреннее содержание.

 

Список литературы:
1. Ваганова А.Я. Основы классического танца. 9-е издание, стереотипное. – Москва: Лань, 2007. – 192 с.
2. Валукин Е.П. Система мужского классического танца. – Москва, 1999. – 182 с. 
3. Валукин М.Е. Эволюция движений в мужском классическом танце: Учебное пособие. МС., Российская академия театрального искусства-ГИТИС, 2007.
4. Захаров Р. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. – М.: Искусство, 1989.
5. Надеждина Е.Н. Энциклопедия «Русский Балет» ст. Николай Иванович Тарасов // Изд. «Большая Российская энциклопедия». – Москва: «Согласие», 1997. – С. 454.
6. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. – Москва-Санкт-Петербург-Краснодар, 2005. – 234 с.
7. Тихомиров В.Д. Артист, балетмейстер, педагог. – Москва, 1971. – 112 с.