Событие как инструмент развития туризма в Ярославской области
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(20)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(20)
Событие как инструмент развития туризма в Ярославской области
В современном мире туризм рассматривается как один из факторов социально-экономического развития страны в целом и один из существенных факторов развития ее регионов. Развитие туристской отрасли позволит увеличить источники доходов регионального бюджета, что в совокупности с другими его источниками может способствовать синергетическому эффекту социально-экономического развития территории.
Прежде чем говорить об актуальности исследования туристских событий Ярославской области, необходимо дать определение термину «событийный туризм», подчеркнуть его новизну и значимую роль в повышении конкурентоспособности территории, понять мотивы, побуждающие людей к выбору этого вида отдыха.
Событийный туризм как отдельный вид туризма включает в себя ряд мероприятий культурного, делового, спортивного, этнографического характера. Событийный туризм является уникальным видом туризма, так как он неисчерпаем по содержанию. Ряд экспертов полагают, что в скором будущем число участников событийных туров превысит число участников экскурсионных туров.
В Российской Федерации этот вид отдыха не имеет нормативно-правовой базы, но является перспективным и динамично развивающимся направлением. Данный вид отдыха предполагает наличие определенной атмосферы праздника, смену привычной обстановки, индивидуальные условия отдыха и незабываемые впечатления [5]. Стоит отметить, что главной особенностью такого отдыха являются яркие, неповторимые моменты.
Итак, событийный туризм – это, прежде всего, поездки, связанные с каким-либо желанным событием.
Известный цитируемый классик отечественной литературы М.Б. Биржаков дает такое определение: «Событийный туризм – неотделимая часть всего туризма, направленная на посещение дестинации в определенное время, связанное с каким-либо событием, мероприятием в жизни сообщества или общества» [2]. Данное определение является развернутым и носит векторный характер. В большинстве случаев событийный туризм интерпретируется как всесезонный вид туризма, который способствует формированию положительного имиджа территории, тем самым привлекая новые целевые аудитории, стимулируя туристский поток и увеличивая вклад в экономику региона.
Отличительной чертой продвижения событийного туризма в современных условиях экономики впечатлений является организация событий. Эксперты отмечают, что ни одна территория не будет привлекательной для туристов без событий, которые сделают ее узнаваемой.
Событие – важнейший мотивирующий фактор в туризме, который заметно влияет на развитие территории в целом. Значимость ежегодных событий в сфере туризма оказывает особо сильное воздействие на конкурентоспособность туристской дестинации. Событийный туризм как вид туризма закрепился в туриндустрии несколько лет назад, что повлекло последующий впечатляющий рост данного сектора.
Туристское событие – это инструмент формирования имиджа территории, обеспечивающий в большей степени информационные эффекты, узнаваемость территории, лояльность [1].
Интерес к туристским событиям неуклонно растет. Во-первых, событие – это хороший информационный повод для продвижения территории в целом. Именно события способны привлечь внимание к территории. Во-вторых, событие помогает популяризировать ключевую тему позиционирования территории. В этом случае необходимо определить ключевую тему, так как популяризировать множество событий, проходящих на одной территории, неэффективно. В-третьих, события рассматриваются как способ сглаживания фактора сезонности в туризме [4].
В настоящее время событийный туризм выступает одним из популярных видов туризма Ярославской области, об этом свидетельствует наличие следующих ресурсов: 81 площадка (конференц-залы) для организации туристских событий, 144 запланированных мероприятия в календаре туристских событий региона на 2017 год, 5 ивент-туроператоров. Также по итогам событийной деятельности 2016 года Ярославская область вошла в золотую лигу «Лучшие из лучших» и заняла 8 место из 85 в национальном рейтинге развития событийного туризма в России [3].
Определив ресурсы для продвижения событийного туризма в регионе, остановимся на туристских событиях как одном из наиболее популярных на сегодняшний день инструментов развития туризма в Ярославской области.
На данный момент на территории региона можно выделить 26 основных туристских событий, которые являются ключевыми в продвижении территории и формировании положительного имиджа.
Для определения значимости организации туристских событий в развитии туризма Ярославской области было проведено исследование наиболее привлекательных туристских событий Ярославской области в 2017 году. В рамках исследования были выбраны следующие методы сбора информации: опрос, экспертная оценка, наблюдение, контент-анализ. В статье рассмотрены итоги опроса, который был проведен в ноябре 2017 года. В опросе приняли участие жители Ярославской, Московской, Владимирской, Костромской, Вологодской, Тверской областей, а также жители городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга.
Распределение мнений организаторов событий (экспертов) о наиболее крупных и привлекательных туристских событиях Ярославской области выглядят следующим образом: фестиваль «Ярославль – главная Масленица страны» – 32%, гастрономический фестиваль «Пир на Волге» – 28%, фестиваль музыки и развлечений «Доброфест» – 18%, 16-й фестиваль воздухоплавателей «Золотое кольцо России» – 9%, форум Visit Russia – 7%, другие – 6%.
Мнения участников событий (туристы, экскурсанты и местные жители) о наиболее крупных и привлекательных туристских событиях Ярославской области распределились следующим образом: гастрономический фестиваль «Пир на Волге» – 33%, фестиваль музыки и развлечений «Доброфест» – 21%, международный «Волковский фестиваль» – 18%, фестиваль «Ярославль – главная Масленица страны» – 9%, Ярославский полумарафон «Золотое кольцо» – 6%, другие – 13%.
Проведенный анализ показывает, что три туристских события, а именно гастрономический фестиваль «Пир на Волге», фестиваль музыки и развлечений «Доброфест», фестиваль «Ярославль – главная Масленица страны», однозначно закрепились в сознании двух рассматриваемых групп туристского рынка и, согласно исследованию, подтвердили свою социальную эффективность в качестве инструмента развития туризма Ярославской области.
В дополнение эксперты опроса отметили своевременную актуальность проводимого исследования изучения региональных туристских событий, так как большинство из них нуждаются в перезагрузке и разработке новых эффективных форм привлечения туристов в Ярославскую область, которые позволят повысить ее узнаваемость и сформировать положительный имидж.