Статья:

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ У ПАЦИЕНТОВ С ПСИХОАСТЕНИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Евсюкова И.А. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ У ПАЦИЕНТОВ С ПСИХОАСТЕНИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/113362 (дата обращения: 17.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ У ПАЦИЕНТОВ С ПСИХОАСТЕНИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Евсюкова Ирина Алексеевна
магистрант Курский государственный университет, РФ, г. Курск

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности адаптации у пациентов с психоастеническими расстройствами.

Abstract. This article discusses the features of adaptation in patients with psychasthenic disorders.

 

Ключевые слова: адаптация, тренинг, реабилитация.

Keywords: adaptation, training, rehabilitation.

 

Адаптация — это постоянный процесс приспособления индивида к изменяющимся  внешним и внутренним условиям  среды.

Психоастеническое расстройство — это расстройство психики, характеризующееся наличием фобий, навязчивостей, наличием чрезмерной тревоги и компульсий. Процесс адаптации пациентов с психосатеническими расстройствами важен на ряду с эффективными методами фармакотерапии. На сегодняшний день процесс адаптации является востребованными и необходимыми видами психологической помощи населению, так как у пациентов возникают трудности в адаптации к привычному образу жизни после нахождения в психиатрической больнице. Основная наша задача заключается в том, чтобы пациенты вернулись домой после пребывания в больнице к привычному образу жизни. В современном обществе, особенно в крупных городах возрастает риск возникновения психоастенических расстройств. Методы психокоррекционной работы назначаются врачом психиатром индивидуально, для каждого пациента, с учетом его психологических и нозологических особенностей. Коррекционная работа строится по-этапно, в один из этих этапов входит психологическая реабилитация. [1] Психологическая реабилитация - это совокупность мер, ориентированных на восстановление, исправление или восполнение нарушений психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных, людей перенесших заболевания, получивших психическую травму из-за внезапной перемены социальных отношений и условий жизни. Одним из мероприятий психологической реабилитации является тренинг бытовых навыков. Выбор этого тренинга не случаен, ведь именно с помощью данного тренинга можно восстановить или восполнить навыки и знания необходимые для автономной жизнедеятельности. [2] Чтобы проверить влияние тренинга на улучшение процесса адаптации у пациентов был проведён диагностический срез. Мной были выбраны три методики:

1. Шкала (тест-опросник) депрессии Бека;

2. Методика Ч.Д. Спилберга на выявление личностной и ситутиативной тревожности;

3. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонла.

Методика Шкала депрессии Бека используется для диагностики уровня депрессии. Тест-опросник депрессии (Beck Depression Inventory) был предложен Аароном Т. Беком в 1961 году на основе клинических наблюдений, позволивших выявить перечень симптомов депрессии. Методика, позволяющая дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю.Л. Ханиным. Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя 40 вопросов – рассуждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной и 20 – для оценки личностной тревожности. Опросник социально-психологической адаптации, СПА (Test of Personal Adjustment) – очень старая методика, разработанная одним из создателей гуманистической психологии Карлом Роджерсом. Выявляет степень адаптированности-дезадаптированности личности в социальной сфере. В проведении исследования приняли участие пациенты которые были близки к выписке, всего это 50 человек за все время исследования.  Почти у 70% участников по шкале депрессии Бека наблюдалась умеренная депрессия, у  25% легкая депрессия и у 5% отсутствовали депрессивные симптомы. После прохождения методики Ч.Д. Спилберга на выявление личностной и ситуативной тревожности выяснилось, что у 83,5% участников выявлен умеренный уровень ситуативной тревожности, у 11,5% участников низкий уровень ситуативно тревожности, у 5% участников высокий уровень ситуативной тревожности. После методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонла по шкале «дезадаптации» у 86,5% участников выявлено снижение показателей и у 13,5% участников данная шкала в пределах нормы. По остальным шкалам данной методики отклонения не были обнаружены при проведении исследования.[3] После диагностического среза с участниками был проведён тренинг бытовых навыков, который длился 3 недели, с регулярностью 5 дней в неделю и продолжительностью 45 минут. Тренинг проводился в оборудованном всем необходимым для жизнедеятельности условиям, приближенным к домашним. В качестве последнего занятия была проведена встреча с участниками, где обсуждались возникшие вопросы, предложения для улучшения тренинга, а также был проведён повторный срез по тем же методикам, чтобы выявить улучшились ли показатели. При повторном проведении методик приняли участие все, кто проходил первое исследование. По шкале депрессии Бека у 97,5% участников отсутствовали депрессивные симптомы и у 2,5% участников была выявлена лёгкая депрессия. По методике Ч.Д. Спилберга на выявление личностной и ситутиативной тревожности у 97% участников низкий уровень ситуативной тревожности и у 3% участников умеренный уровень ситуативной тревожности. По методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонла по шкале «дезадаптации» у 98,3% участников показатели в пределах нормы и у 1,7% участников по шкале «дезадаптации» небольшое снижение от нормы, остальные шкалы в пределах нормы. Участникам исследования у которых показатели после прохождения тренинга были снижены было предложено повторное прохождение тренинга, а также была проведена консультация психолога для выявления причин и коррекции их состояния.[4] Резюмируя выше проведённые исследования можно сделать вывод, что тренинг бытовых навыков безусловно улучшает психическое состояние пациентов, они не бояться выписки домой и готовы вернуться к прежней жизни вне больницы, но также хочется отменить что есть и та группа пациентов, которые все же после прохождения тренинга испытывают тревожность и ещё не готовы к выписке. С такой группой пациентов проведён повторный тренинг и консультации с психологом и психотерапевт ом.

 

Список литературы:
1. Основы психокоррекции, психопрофилактики и реабилитации: Учебное пособие. Под ред. Белых Т.В. —70 с.
2. Психологический тренинг: учебно-методическое пособие / М. А. Реньш, Е. Г. Лопес. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2016. 235 с. 
3. Вачков, И.В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы [Текст] / И.В. Вачков. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
4. Макшанов, С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика[Текст]: Монография / С.И. Макшанов. - СПб.: «Образование», 1997. -238 с.