Статья:

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ГРАЖДАН В РЕШЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Идимешев А.В. ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ГРАЖДАН В РЕШЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/113687 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ГРАЖДАН В РЕШЕНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ

Идимешев Аян Владимирович
студент, Российский университет дружбы народов, РФ, г. Москва

 

Президент России Владимир Путин 4 октября 2019 года в ходе одного из заседаний признался, что мечтает о большей вовлеченности граждан в решении чиновниками проблем, которые важны для россиян.

Общественные инициативы возникают из потребности граждан в участии в жизни государства, то есть чаще всего граждане вовлечены настолько, насколько сами заинтересованы в процессе государственного управления и контроля. Однако степень вовлечения граждан в жизнь страны все же сильно зависит от того, насколько открыта и прозрачна государственная власть.

В последние годы в российском государстве наблюдается увеличение прозрачности в деятельности органов государственной власти. Получение такого доступа к информационным государственным ресурсам, несомненно, мотивирует  их к участию обсуждению важных социальных программ  проектов. Примером для России может служит онлайн-платформы петиций ( прим. Change.org). Они ставят своей целью предоставление инструментов для продвижения гражданских инициатив и решения социальных проблем. Разумеется такие онлайн петиции не имеет никакой юридической силы, но показывают заинтересованность граждан, а с этим органам власти приходится считаться. Петиции, набравшие действительно много голосов, привлекают внимание других граждан, бизнеса или НКО.

В последние десять лет происходят значительные изменения в принципах взаимодействия между граждански обществом и органами государственной власти в России. Благодаря Интернету граждане получили возможность включиться в обсуждение важных вопросов, а также оценивать работу госаппарата и качество документов (законов). Можно сказать, что развитие электронных коммуникаций послужило толчком для усиление гражданской ответственности, формирование правовой культуры, что приводит к вовлечению граждан в процесс принятия решений.

Мало кто сейчас сомневается в несомненной пользе вовлеченности граждан в процесс управления и контроля. Основные преимущества раскрыла Бет Симон Невек в своей работе «Умные граждане – умное государство». Согласно автору именно сотрудничество между обществом и государством способно эффективно ответить на современные вызовы. В первую очередь именно общественный контроль выявить убытки, мошенничество и злоупотребления в государственном или местном бюджете. Разумеется, правоохранительные органы никто не отменял, но часто власть имеет свойство замыкаться в самой себе, а в ряде стран принцип разделения властей имеет лишь формальный характер.

Также гражданское участие провоцирует разработку разнообразных подходов к решению государственных проблем. Чем шире участие граждан, тем содержательнее и проработанные предлагаемые решения и тем шире осведомленность населения. Причем люди даже могут жертвовать свои личные средства на решение конкретных задач, что снизит нагрузку на бюджет страны. В конце концов, политическая система, в которой население вовлечено в государственные дела, всегда будет стабильнее и спокойнее.

Вовлеченность граждан для чиновника будет кошмаром в том случае, если данный конкретный чиновник не имеет желания выполнять свои обязанности либо просто злоупотребляет своими полномочиями.

Многие политологи указывают, что причиной слабой гражданской активности является невежество граждан. Но нужно учесть, что российская нация еще каких-то 30 лет жила в государстве, которое отрицала какие-либо политические права. Однако уже появился опыт совместного, коллективного и индивидуального действия, направленного на решение актуальных социальных проблем.

Думаю, что в России вовлеченность граждан в государственные дела только набирает обороты. Наметилась достаточно стойкая тенденция.

Можно констатировать, что россияне уже демонстрируют достаточно высокую готовность к участию в самых разных формах – от протестных до пассивных. В качестве мотивов таких действий могут выступать бытовые, жилищные, коммунальные проблемы, проблемы социального обеспечения (пенсионная реформа), социальной и экологической среды обитания человека, политические проблемы (протесты, наблюдения на выборах), различные нарушения права на справедливый суд.

 

Список литературы:
1. Денис Волков Потенциал гражданского участия в решении социальных проблем. 2014. Левада-Центр. – URL: https://www.levada.ru/2014/11/18/potentsial-grazhdanskogo-uchastiya-v-reshenii-sotsialnyh-problem-2014/ (дата обращения: 23.05.2022)
2. Шульман Е. М. Постсоветский человек вышел в мир с отрицательными социальными навыками. 2017. – URL: https://vlast.kz/politika/26210-ekaterina-sulman-politolog-postsovetskij-celovek-vysel-v-mir-s-otricatelnymi-socialnymi-navykami.html (дата обращения: 23.05.2022)
3. Шульман Е. М. Запрос общества на сильную руку теряет популярность. 2018. – URL: https://www.forbes.ru/forbes-agenda/ogf-2018/370281-ekaterina-shulman-zapros-obshchestva-na-silnuyu-ruku-teryaet (дата обращения: 23.05.2022)
4. Литвинцева Е.А. Вовлеченность граждан в процессы государственного управления и контроля // Среднерусский вестник общественных наук. – Орел: Орловский филиал РАНХиГС при Президенте РФ. – 2017. – C. 94-102.
5. Новек, Бен Симон Умные граждане - умное государство [Текст] : экспертные технологии и будущее государственного управления / Бет Симон Новек. – Москва: Олимп-Бизнес, 2016. – 503.