ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье раскрываются теоретические вопросы формирования знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста: актуальность данной проблемы, методы формирования знаний о правилах дорожного движения у детей.
Ключевые слова: формирование знаний, правила дорожного движения, старший дошкольный возраст, дошкольная образовательная организация, дошкольное образование.
В современной педагогической практике актуальным является проблема безопасности детей на улицах. С каждым годом увеличивается количество транспортных средств и количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей на дорогах. Дошкольный возраст – это сензитивный период, в котором формируется личность человека, по этой причине важно именно в этот период начать ознакомление детей с правилами дорожного движения. Формирование безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста на дорогах начинается со знаний и соблюдения правил дорожного движения. Необходимым условием данного процесса является развитие у детей старшего дошкольного возраста внимания, наблюдательности, координации движений, гибкости мышления. Всё это способствует развитию психологических качеств, которые будут обеспечивать безопасность детей старшего дошкольного возраста в процессе дорожного движения [1].
Система работы дошкольной образовательной организации по формированию основ безопасности жизнедеятельности направлена на формирование у детей ответственного отношения к своей безопасности. Кроме этого, на усвоение детьми дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения, распознавать причинно-следственные связи, развитие умений распознавать опасные ситуации [2]. История формирования знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста охватывает сравнительно небольшой период времени. Во второй половине XX века методика формирования знаний о правилах дорожного движения начала интенсивно развиваться, так как в этот период был стремительный взлет технической мысли человечества. В связи с этим, педагоги и родители осознали необходимость систематического формирования знаний о правилах дорожного движения, обучения правилам безопасного поведения в быту, природе и на дороге. Как раз одним из основных задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования является формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста [4]. На всех уровнях образовательной системы, в том числе в дошкольной системе образования, постепенно разрабатывались программы формирования знаний о правилах дорожного движения. Программа под авторством Р.Б. Стеркиной, Н.Н. Авдеевой и других авторов является наиболее известной из ряда парциальных программ по данной теме [1]. Большинство авторских программ основываются на этой программе. Дорога – это один из наиболее опасных объектов окружающей среды для детей старшего дошкольного возраста. Необходимо формировать знания о правилах дорожного движения у детей с самого раннего возраста, учитывая совместные усилия родителей и дошкольных образовательных организаций [3]. Формирование знаний о правилах дорожного движения – это систематический и целенаправленный процесс, в ходе которого дети дошкольного возраста приобретают знания, умения и навыки, необходимые для их личной безопасности [2]. Мало просто рассказать или прочитать, нужно научить детей своим примером, показать им, как правильно вести себя на улице. В ином случае, любой систематический и целенаправленный процесс теряет всякий смысл.
В старшем дошкольном возрасте происходит расширение представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дорогах, проверка понимания безопасных и опасных действий, отработка правил перехода проезжей части дороги и навыка по выполнению правильных действий при переходе проезжей части с взрослым, закрепление умения безопасного поведения на дорогах и понимание пространственной терминологии.
Анализ литературы по теме статьи показывает, что большинство исследователей и педагогов предлагают применять такие игровые методы, как проблемные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации, игровое моделирование для формирования знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста [3].
Таким образом, проблема формирования знаний о правилах дорожного движения актуальна не только для педагогов и родителей, но и для учёных-исследователей и авторов образовательных программ. Детей дошкольного возраста необходимо знакомить с правилами дорожного движения и учить правильному поведению на дорогах, так как эти знания формируют культуру поведения личности, ответственность за свою жизнь и безопасность.