МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(302)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(302)
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Аннотация. В данной статье рассматриваются возможности и перспективы использования мультимедийных приложений в обучении диалогической речи на уроках английского языка. Авторы статьи подчеркивают значимость внедрения мультимедийных технологий, предоставляющих уникальные возможности для развития навыков диалогической речи и последующего интерактивного общения. Для внедрения в статье предлагаются следующие мультимедийные приложения - «Duolingo», «SpeakingPal: Speak English», «BBC Learning English», «Google* Meet» и «Zoom», каждое из которых адаптировано под определённые возрастные группы и уровни обучения иностранному языку. Использование указанных мультимедийных ресурсов способствует повышению мотивации учащихся, улучшению их произносительных навыков и понимания, а также развитию коммуникативных умений. Результаты исследования подчеркивают мультимедийное обучение как эффективный подход к развитию диалогической речи на английском языке.
Ключевые слова: Цифровазация, виртуальный, интеракция, артикуляция, интонация, коммуникативные навыки, партнерская речь.
Новые интернет-технологии открывают широкие возможности для преподавания и изучения иностранных языков. В условиях цифровизации образовательного процесса мультимедийные ресурсы становятся важной частью процесса обучения, способствующей повышению эффективности уроков иностранного языка. Использование мультимедийных приложений в преподавании иностранных языков, способствуют развитию диалогической речи, поскольку позволяют моделировать реальные ситуации общения и активизировать учащихся через интерактивные задания.
«Мультимедийные технологии в образовании - это интерактивные системы, компьютерные технологии, охватывающие одновременно несколько информационных областей: текст, видео, графика, аудио, анимация. Они формируются за счет информационных ресурсов, специальных программ и аппаратных средств. Мультимедиа-технологии имеют огромный потенциал в системе развивающего и личностно-ориентированного обучения, являясь дидактическими педагогическими ресурсами» [1]. Мультимедийные приложения предоставляют учащимся возможность наблюдать использование языка в реальных ситуациях, что способствует более эффективному его освоению. Характерной чертой мультимедийных приложений является их способность обеспечить интерактивность обучения. Их способность адаптироваться под индивидуальные потребности учеников, позволяют задействовать разные стили обучения. Благодаря разнообразным заданиям и уровням сложности, каждый учащийся может развиваться в соответствии с индивидуальными потребностями и темпом. Это способствует как более эффективному усвоению материала, так и повышению мотивации при изучении иностранных языков. Существует множество мультимедийных приложений, которые могут быть использованы для обучения диалогической речи на уроках английского языка. Они представляют собой мощный инструмент для стимуляции обучающихся, обеспечивая интерактивное и увлекательное окружение для развития навыков общения на иностранном языке. Для младших возрастных групп, от 5 до 10 лет, идеальными вариантами являются приложения с красочным и привлекательным дизайном, простым интерфейсом и возможностью взаимодействия с персонажами. Ключевое значение имеет игровой аспект и возможность находиться в неформальной обстановке, что способствует более эмоциональному и мотивирующему обучению. К такому приложению можно отнести «Duolingo» [2].
«Duolingo» - популярное мобильное приложение, которое предлагает новую форму проведения занятий. Количество пользователей «Duolingo» превышает 500 миллионов человек по всему миру. В приложении используются игровые механики, такие как награды и уровни, что помогающие ученикам активно участвовать в процессе обучения. Особое внимание уделяется использованию голосовых заданий и повторению фраз, способствует улучшению навыков произношения у учеников младшего возраста. «Duolingo» помогает развивать не только артикуляцию, но и интонацию, что является неотъемлемым компонентом для понимания диалогов на английском языке. За последние годы разработчики данного приложения внесли специальные новшества для учителей - «Duolingo ABC» помогает каждому ребёнку научиться читать и писать. В «Duolingo ABC» детей от 3 до 8 лет ждут фонетические уроки и занимательные истории.
Подростковый возраст, от 11 до 15 лет, требует более серьезного подхода. Для данной возрастной категории подходят интерактивные приложения, позволяющие задействовать различные типы речи и взаимодействия. Важно предложить учащимся разнообразные задания, способствующие развитию навыков диалогической речи через виртуальное общение.
К такому приложению можно отнести «SpeakingPal: Speak English» [3] - это приложение, разработанное для практики диалогов, с помощью видеозаписей и, с участием носителей английского языка.
В приложение «SpeakingPal: Speak English» включены, такие функции, как технология записи собственного голоса и его распознавания, позволяющая мгновенно получать обратную связь о речи учащегося. Следующая особенность заключается в том, что ученик может говорить о том, что его больше всего интересует.
Особенности в «SpeakingPal: Speak English» получаемые учениками отзывы окрашиваются в разные цвета, это необходимо для того, чтобы ученики могли сосредоточиться на словах, выделенных красным, и попытаться улучшить их произношение. Также в «SpeakingPal: Speak English» представлены 1000 слов необходимого словарного запаса, видео-диалоги носителей английского языка, более 100 реальных жизненных ситуаций и тем, и десятки видео-уроков по произношению. Ученики могут пройти тесты для проверки своих знаний английского языка, его грамматики, правописания и словарного запаса.
Подростки и студенты способны использовать более сложные программы с возможностью анализа собственной и партнерской речи, а также с возможностью обратной связи и коррекции ошибок.
Такие приложения могут содержать видеоуроки, аудиоматериалы с носителями языка и интерактивные упражнения, способствующие практике живой диалогической речи.
Приложение от «BBC Learning English» [4] - это образовательный ресурс, доступный на YouTube и через веб-сайт, а также в приложении, предназначенном для людей, изучающих английский язык. Канал «BBC Learning English» на YouTube предлагает разнообразные обучающие видео, которые охватывают: видеоуроки по разным грамматическим темам, включая артикли, инфинитив, герундий и другие важные аспекты английской грамматики. Программы «BBC Learning English» включают обучение новым словам и выражениям, идиомам и фразовым глаголам.
Отдельные видео посвящены произношению, с акцентом на британское произношение, где носители языка демонстрируют, как правильно произносить сложные звуки и слова, а вот в серии "News Review" слушатели могут слушать новости с последующим разбором сложной лексики, встречающейся в новостных текстах, которая будет полезна для составления диалогов на жизненно важные темы. Если на YouTube канале акцент сделан на видео материале, то в приложении «BBC Learning English», которое доступно для устройств на платформах Android и iOS, акцент делается на развитие навыков использования грамматик, словарного запаса, аудировании. Все уроки предназначены для разных уровней, начиная от начального (Beginner) до продвинутого (Advanced).
Конечно, стоит отметить, что приложение предоставляет доступ к коротким видео и аудиоматериалам, которые можно не просто прослушать, но и скачать, чтобы повторно прослушать в любое время, не завися от интернет соединения. Тесты и упражнения, которые встроены в «BBC Learning English» помогают закрепить пройденный материал. Все уроки излагаются доступным языком и материал четко структурирован. Короткие видео, подкасты и более подробные курсы позволяют выбрать наиболее подходящий способ обучения для каждого уровня.
Необходимо отметить, что канал «BBC Learning English» на YouTube включает такой раздел, как «6 Minute English». «6 Minute English» - это целая серия занятий, в которых обсуждаются различные повседневные темы, основанные на аутентичной лексике. «English at Work» - этот курс, который помогает учителям улучшить навыки делового общения. «The English We Speak» - обучение современным выражениям и сленгу, которые активно используются в повседневной речи. «BBC Learning English» - это один из лучших бесплатных ресурсов для изучения английского языка, предлагающий качественный контент от экспертов BBC и подходящий для людей с разным уровнем владения языком.
«Google* Meet» [5] и «Zoom» [6] - платформы для видеоконференций, успешно интегрирующийся в образовательный процесс для развития навыков диалогической речи на уроках английского языка.
Платформы «Google* Meet» и «Zoom» актуальны для учеников среднего и старшего звена обучения, так как на данном этапе у обучающихся уже имеются базовые навыки работы с цифровыми инструментами, что позволяет им использовать данные платформы с максимальной эффективностью. В приложении предусмотрены функции для организации групповых обсуждений, а также чат, позволяющий учащимся обмениваться сообщениями во время занятия.
Платформы «Google* Meet» и «Zoom» предоставляют возможность проведения активных дискуссий и обсуждений в малых группах, что способствует созданию интерактивной атмосферы, близкой к классной. Это позволяет учащимся практиковать диалогическую речь в реальном времени, а также развивать навыки формулирования вопросов и ответов.
Такие приложения как «Duolingo» и «SpeakingPal: Speak English» активно включают задания на произношение, что позволяет ученикам учиться правильно произносить слова и фразы.
«SpeakingPal: Speak English», также обеспечивает сценарии для практики разговорной речи. Это дает возможность ученикам применять изученные слова и фразы в контексте, что повышает уверенность в своих языковых навыках.
Платформы «Google* Meet» и «Zoom» позволяют организовать интерактивное общение, поддерживая активное участие учащихся в образовательной среде. «BBC Learning English» предоставляет обширные материалы, которые развивают навыки аудирования. Ученики могут слушать разные акценты и стили речи, что улучшает их способность понимать английскую речь в различных контекстах.
В заключение необходимо отметить следующее. Научные исследования показывают, что мультимедийные приложения могут быть полезны для учащихся всех возрастных групп: от начальной до продвинутой. Для их эффективного использования необходимо учитывать возрастные особенности и уровень подготовки учащихся. Младшие школьники лучше всего реагируют на игровые элементы. Поэтому приложения с яркой графикой и интерактивными заданиями способны удерживать их внимание и заинтересовывать в изучении языка.
Старшие школьники, как правило, более критично подходят к выбору приложений. Для школьников этого возраста важны не только игровые механики, но и практическая направленность. Приложения, такие как «BBC Learning English» и «SpeakingPal: Speak English», предоставляют подходящие материалы, актуальные для этого уровня. Взрослые пользователи чаще всего ищут приложения, которые помогают не только изучать язык, но и применять его в профессиональных целях. Они найдут соответствующие материалы на платформах «Google* Meet» и «Zoom».
Таким образом, мультимедийные приложения играют важную роль в обучении диалогической речи на английском языке.
Они не только делают процесс обучения увлекательным, но и развивают ключевые навыки, необходимые для успешного общения всех категорий обучающихся. Применение таких технологий открывает новые горизонты для образовательного процесса, помогая преодолеть языковые барьеры и достигать высоких результатов.
С каждым годом возможности мультимедийных приложений расширяются, что создает перспективы для их использования в будущем.
*(По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред.)