Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Медведева М.И. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/113746 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

Медведева Мария Игоревна
магистрант, Российский Государственный Социальный Университет, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье изучаются некоторые особенности правового регулирования аудиторской деятельности в России. Тема актуальна, так как в нынешнем экономическом положении верность предоставляемых государству и общественности бухгалтерских отчетов чрезвычайно важна. В результате работы будет сделан вывод о необходимости изменения одного из положений относительно аудиторской деятельности, которое позволит уменьшить возможный риск превышения полномочий.

 

Ключевые слова: аудит, аудиторы, аудиторская деятельность, мнение аудитора, аттестация аудитора.

 

Аудиторская деятельность является чрезвычайно важной в современной экономике. С ее помощью государство может быть уверено, что мошеннические действия в рамках функционирования крупных коммерческих предприятий не наблюдаются. В результате, государство получает достаточные налоговые отчисления, а акционеры предприятий уверены в сохранности собственных вложений. В нынешней экономической и геополитической ситуации это чрезвычайно важно. Для наибольшей эффективности аудита, государство осуществляет его правовое регулирование. Таким образом, тема работы имеет актуальность сейчас.

Деятельность аудиторов в России регулируется государством с помощью нескольких Федеральных законов, основным из которых является Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Согласно первой статье данного закона, под аудиторской деятельностью необходимо понимать коммерческий вид деятельности, направленный на независимую проверку ведения бухгалтерского учета, создания обязательных и иных отчетов предприятия [1, с.100-102].     

Аудит, то есть аудиторская деятельность, заключает в себе несколько важнейших для государства и рынка целей:

  1. Формирование мнения о том, является ли бухгалтерская отчетность проверяемого лица достоверной или нет. Эта цель является самой важной и основной, именно ее существование делает необходимым наличие аудита в России и мире. Под достоверностью отчетности необходимо понимать ее относительную точность, которая дает возможность формировать корректное заключение о функционировании аудируемого предприятия, об его активах и иных показателях, имеющих важность для владельцев, акционеров и иных заинтересованных лиц. Фирма, имеющая подтверждение независимого аудитора о том, что бухгалтерской отчетности можно доверять, сможет стать объектом инвестиций, в отличие от прямо противоположной ситуации. Это чрезвычайно важно, так как бухгалтерская отчетность акционерных обществ является одним из немногих документов, находящихся в открытом доступе для всех участников рынка, анализ которого может предоставить важные сведения, влияющие на решения инвестора;
  2. Формирование мнения о том, что, является ли бухгалтерский учет компании верным, то есть, соответствует ли он законам России. Данная цель в первую очередь важна для государства и непосредственно самих предприятий [2, с.55-58].

Для достижения двух указанных целей, аудит имеет несколько ключевых задач:

  1. Создание результативного финансово-хозяйственного рынка Российской Федерации;
  2. Обеспечение лишь продуктивных связей между участниками рынка;
  3. Профилактика появления значительных нарушений в функционировании и отчетах компании;
  4. Уменьшение расходов фирм (в первую очередь за счет уменьшения количества штрафов, связанных с ведением бухгалтерского учета);
  5. Недопущение функционирования предприятия вне рамок законодательства Российской Федерации.

Осуществляя свою деятельность, каждый аудитор обязан использовать несколько важнейших принципов. Перечислим и подробнее опишем каждый из них:

  1. Принцип независимости. Согласно ему, аудитор не имеет права проверять компанию, если его связывает с ней определенный интерес. Это может быть имущественная заинтересованность (например, аудитор является крупным владельцем акций аудируемой фирмы), родственная связь (например, генеральный директор аудируемой компании – брат аудитора) и иная заинтересованность. Таким образом, принцип не допускает формирования конфликта интересов, который способен нивелировать все действия аудиторской фирмы;
  2. Принцип объективности. В данном случае аудитор обязан проверить такое количество документов, которое дает ему достаточную уверенность в корректности или наоборот некорректности ведения бухгалтерского учета аудируемого лица. Руководство и сотрудники проверяемой фирмы не имеют права ограничить аудитора в вопросах, на которые он требует получить ответ. Однако, важно отметить существование разумной уверенности. Это значит, что аудитор не должен проверять абсолютно все документы, необходимы лишь выборочные методы и тесты. Важно помнить о том, что все бухгалтерские и контрольные системы имеют свои недостатки, а значит, полностью совершенная система просто не существует. Исчерпывающий характер работы не допускается;
  3. Принцип конфиденциальности или принцип аудиторской тайны. Этот принцип гласит о том, что разглашать сведения, полученные в ходе проверки без письменного разрешения аудируемого лица нельзя. Запрет не может быть нарушен, даже если данные передаются в устной форме, не могут нанести урона компании, не являются документами и так далее. Таким образом, вся информация, получаемая аудитором, должна тщательно охраняться от попадания третьим лицам;
  4. Принцип профессиональной компетентности и добросовестности. Речь идет о том, что аудитор обязан иметь соответствующую квалификацию, знания и опыт, требующиеся в каждой из сфер. Для того, чтобы принцип соблюдался, государство сформировало требование относительно аттестации аудиторов, а также о лицензировании данной деятельности и необходимости получения аккредитации объединений аудиторов [3, с.541-545].

Согласно одиннадцатой статье ФЗ «Об аудиторской деятельности», под аттестацией аудитора нужно понимать тестирование на наличие соответствующей квалификации тех граждан, которые желают быть аудиторами.

Процесс аттестации проводится в формате квалификационного экзамена, в результате которого лицо может получить квалификационный аттестат аудитора. Важно отметить, что такой аттестат не имеет срока действия.

Согласно законодательству, аттестованным может быть гражданин, имеющий:

  1. Высшее экономическое образование. Допускается наличие юридического образования. При этом признаются лишь российские вузы с государственной аккредитацией. Исключением является диплом по аналогичным специальностям, полученный заграницей, имеющий свидетельство, согласно которому документ эквивалентен первому обязательному пункту;
  2. Стаж функционирования в сфере экономики или юриспруденции три года и больше. При этом эти три года должны находиться в рамках последних пяти лет. Предприятие, где проходило функционирование лица, должно находиться на территории России или оно должно быть российским, но располагаться заграницей. Допускается работа в иностранно-российских компаниях [4, с.214-215].

Эти требования указывают на то, что стать аудитором не может любой человек, условия достаточно строгие, а потому, аудиторские проверки проводятся лишь настоящими профессионалами.

Квалификационный экзамен организует Министерство финансов России. Для этого орган создает экзаменационную комиссию, где в обязательном порядке должен находиться представитель, либо этого ведомства, либо иного федерального органа исполнительной власти, так или иначе, отвечающий за проведение аудиторских проверок. Таким образом, аттестация аудиторов является важной и ответственной процедурой, для реализации которой привлекаются наиболее компетентные представители государства. Получив аттестат, аудитор может заниматься аудиторской деятельностью даже самостоятельно.

Аудиторская проверка является достаточно специфической процедурой. Законодательство установило основные ее проведения, однако, определенные моменты могут быть детализированы составленным между аудиторской компанией и проверяемой фирмой договором. Согласно тринадцатой статье ФЗ «Об аудиторской деятельности» в ходе проверки аудиторы могут:

  1. Избрать наиболее подходящие в каждой ситуации формы и методику проведения аудиторской проверки;
  2. Получить доступ к любой документации, демонстрирующей финансово-хозяйственную деятельность аудируемого лица, потребовать разъяснения относительно нее или нужные для проверки данные. Законодатель не установил, к каким документам компания обязана предоставить доступ, а что можно не выдавать даже по запросу. В результате, фирма может подвергнуть экспертизе учредительные документы, изучать хозяйственные договоры, первичную бухгалтерскую документацию, учетную политику, план счетов, затраты, включенные в себестоимость, налогооблагаемую базу, уплаченные налоги и иные многочисленные аспекты. Таким образом, аудитор может проанализировать любой документ, который в любой степени связан с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, отказать ему нельзя;
  3. Отказать проверяемому лицу в проверке или формирования мнения об его отчетности по следующим причинам:

1) Аудитор не получил всех требуемых ему сведений;

2) Определение данных, которые формируют конфликт интересов, который может оказать влияние на вынесение мнения об аудируемом предприятии.       

В ходе аудиторской проверки, представители проверяемой организации обязаны:

  1. Сформировать условия, в которых аудитор сможет полно и в срок реализовать процедуру. Здесь же особое значение имеет быстрое предоставление сведений и отчетов, требуемых аудиторами. Ответы на запросы, то есть разъяснения, тоже должны быть быстрыми и максимально полными. Разрешается предоставлять объяснения устно и письменно. В случае необходимости, аудитор и аудируемый могут привлечь третьих лиц для необходимой помощи;
  2. Быстро вносит изменения, определенные в ходе аудита в направлении составления бухгалтерской отчетности, бухгалтерского учета и тому подобных аспектах;
  3. Не допускать действий, которые могут ограничить количество вопросов аудиторов, необходимых для выяснения;
  4. Заключить контракт на обязательный аудит, согласно временным рамкам, предоставленным законодательством Российской Федерации;
  5. Вовремя и полно оплатить услуги аудиторской фирмы, даже если мнение аудитора оказалось иным, по сравнению с ожиданиями аудируемого лица. Основанием для неполной оплаты не может быть неполное выполнение работы аудитора, если возникли независящие от него причины.  

К самим аудиторам законодатель тоже предъявил достаточно строгие требования. Среди важнейших отмечаем:

  1. Полное соблюдение законодательства Российской Федерации, особенно в сфере аудиторской деятельности;
  2. Обязательство предоставить проверяемому лицу данные относительно норм и стандартов аудита, сформированных законодателем;
  3. При составлении заключения, аудитор обязан подробно прописать нормативные акты и их статьи, на которые он ссылался при формировании решения;
  4. Отправить заключение аудируемому лицу, согласно срокам, установленным законодательством Российской Федерации;
  5. Сохранить в первоначальном виде все переданные аудитору в ходе проверки документы, обязанность сохранять конфиденциальность сведений.

Таким образом, аудиторская проверка является важной процедурой, которая строго регламентирована законодательством Российской Федерации. Именно от аудита зависит, будет ли публичная отчетность крупной компании верной, смогут ли инвесторы сделать верное решение на ее основе, получит ли государство налоги в причитающемся объеме и так далее. Правительство установило требования, которые четко постановили, кто может быть аудитором, какие у него есть обязательства, права, как он должен проводить проверку. В отношении аудируемого лица у законодателя тоже сформировались требования и были предоставлены некоторые права. В результате, российское законодательство относительно аудиторской деятельности можно считать достаточно полным.

Единственным действительно важным замечанием является отсутствие четкого списка документов, который может и наоборот не может быть потребован аудитором. По моему мнению, необходимо проработать данный вопрос. Причина заключается в том, что, согласно принципу объективности, исчерпывающей проверка не должна быть, а потому, список документов тоже не должен быть безграничным. Максимизируя его, аудитор получает чрезмерное влияние, что недопустимо. Таким образом, по моему мнению, нужно ограничить список документов для недопущения злоупотреблений со стороны аудиторов.  

 

Список литературы:
1. Гузенкова, О. Ю. Административно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ / О. Ю. Гузенкова // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 4(155). – С. 214-215. – EDN UEVSGA.
2. Коновалов, В. В. Основы правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации / В. В. Коновалов, Л. Б. Рейдель // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений : сборник научных статей по итогам работы шестого круглого стола со Всероссийским и международным участием, Шахты, 29–30 июня 2020 года / Донской государственный технический университет. – Шахты: ООО «Конверт», 2020. – С. 55-58. – EDN OZRPNT.
3. Султанов, Г. С. Развитие аудиторской деятельности в Российской Федерации / Г. С. Султанов // Вопросы устойчивого развития общества. – 2020. – № 2. – С. 541-545. – DOI 10.34755/IROK.2020.61.98.066. – EDN ATLQIE.
4. Шевченко, И. А. Проблемы государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ / И. А. Шевченко // Студенческий. – 2021. – № 23-3(151). – С. 100-102. – EDN QNJCDY.