СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ НА «СИРОТСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ НАУКА И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ НА «СИРОТСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ»: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ НАУКА И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Исследование форм и способов защиты интеллектуальных прав, система которых предусмотрена в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ), приобретает особое значение в том случае, если речь идет о решении накопленных и существующих в ней правовых проблем, поскольку пробел в регулировании какого-либо правового института означает, как правило, и существенные проблемы в защите прав правообладателей [4].
Одной из актуальных проблем существующей системы интеллектуальных прав в Российской Федерации является отсутствие какого-либо правового регулирования института т.н. «сиротских произведений». Данному правовому институту работы исследователей – Давыдова А.Ю. [6], Дмитриевой Г.К. и Лутковой О.В. [7], Кузеванова А.И. [8], Кочевцевой Н.И. [9], Пузина Р.С. [10], Шиляевой П.Б. [11] и некоторых других. Повышенный интерес исследователей, с учетом количества работ только за последние пять лет (более 15 исследований, в т.ч. одно диссертационное) только подтверждает тезис об актуальности данной темы.
1. Понятие «сиротских произведений» и постановка проблемы
Как отмечают исследователи, легального определения, как и правового регулирования института «сиротских произведений» в отечественном законодательстве не имеется. Авторы различным образом подходят к формулированию дефиниции «сиротских произведений». Так, А.Ю. Давыдов полагает, что сиротскими произведениями следует называть объекты авторских прав, защита которых осложнена тем, что личность или местоположение их правообладателей неизвестно ни потенциальным пользователям, ни государству. Н.И. Кочевцева считает, что сиротское произведение – это произведение науки, литературы или искусства, опубликованное анонимно или под псевдонимом (за исключением случаев, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности), в отношении которого законный представитель автора не может быть найден и (или) прекратил свое существование. В целом, как в зарубежном праве, так и в отечественной науке «сиротские произведения» зачастую называют произведениями, не определяемыми по субъекту авторского права; бесхозяйными произведениями (orphan work); произведениями с недоступным правообладателем; произведениями с потерянным автором и т.д.
Все исследователи едины в том, что специфика правового положения таких произведений в том, что обладатель (обладатели) прав на них не установлен и (или) не установлено его местонахождения.
Сами произведения, как справедливо отметили в своей работе Дмитриева Г.К. и Луткова О.В., предположительно находятся под охраной авторского права, что означает действие исключительных прав на них и потенциальную необходимость получать разрешение у правообладателя на любое использование такого произведения. Иной подход бы приводил к тому, что указанные произведения входили бы в общественное достояние и исключительные права на них прекратили бы действие. С другой же стороны, если правообладатель не установлен, то потенциальный пользователь не имеет объективной возможности и получить разрешение от него на использование произведения.
В практической плоскости необходимость правового регулирования сиротских произведений обосновывается тем, что такое произведение оказывается вне социума, исключенным из культурного оборота и обречено храниться на первоначальном носителе с опасностью полной утраты. Оно не только не может быть правомерно выпущено в оборот, но не может даже стать частью электронного фонда библиотеки, музея или архива. В частности, авторы указывают, что общество должно иметь доступ к произведениям, чьих авторов невозможно установить или найти, поскольку такие произведения могут содержать ценность – художественную, коммерческую, историческую, культурную; многие произведения нуждаются в оцифровке, т.к. находятся в единственном экземпляре на испорченных временем носителях; размещенное в сети произведение неминуемо «разойдется» по миру, включая юрисдикции, не предусматривающие его охрану.
Кузеванов А.И. в своем диссертационном исследовании исходил из того, что сиротские произведения, как и иные творческие работы, имеют важное культурное и образовательное значение. Точное количество таких произведений подсчитать невозможно, но, в любом случае, оно велико. Возможность использовать их в общественных интересах крайне необходима, но без согласия правообладателей почти любое использование будет незаконным. В этой связи как новую меру оперативного воздействия он предлагает ввести регулирование, которое бы служило балансу частных и публичных интересов правообладателя (автора) и общества. Пузин Р.С. в своей статье также отметил, что сложившаяся ситуация означает заметное ограничение сферы общественного достояния, т.к. точные данные о владельцах прав отсутствуют и значительная часть произведений, которые могли бы стать общедоступны, остаются в неопределенном правовом статусе.
Приведенные заключения свидетельствуют о том, что в настоящее время в научной сфере сформулированы достаточные и необходимые предпосылки для установления соответствующего правового регулирования использования и статуса сиротских произведений.
2. Существующие предложения по устранению пробела в правовом регулировании и их достоинства и недостатки
Существующие работы по вопросу правового регулирования сиротских произведений в отечественном законодательства практически не содержат в себе конкретных предложений по изменению законодательству. Как правило, критика наличия пробелов в законодательстве по данному вопросу сопровождается предложением создать такое регулирование. Единственная работа, в которой было сделано конкретное предложение – диссертационное исследование Кузеванова А.И., в котором он предлагает ввести в ГК РФ статью 1299.1 «Сиротские произведения» следующего содержания:
«1. Охрана н защита предоставляется произведениям с недоступным правообладателем (сиротским произведениям) в течение 70 лет с момента обнаружения такого произведения.
2. Сиротскими произведения признаются в тех случаях, когда автор произведения неизвестен, или автор известен, но по истечении разумного и достаточного для поиска срока признан судом безвестно отсутствующим или умершим в отсутствие наследников по закону или по завещанию.
3. Использование сиротских произведений возможно исключительно в интересах общества (сохранения произведения, оцифровки, предоставления доступа к произведениям в культурных и образовательных целях и т.д.) с выплатой вознаграждения автору за весь период такого использования в случае, когда он заявит о своем авторстве на данное произведение в установленном законом порядке».
Анализ приведенной статьи обнаруживает ряд недостатков в ней. Так, данная статья использует конструкцию «момент обнаружения», не определяя его; ГК РФ содержит понятие обнародования произведения и в большинстве своем исследования в области сиротских произведений оперируют именно этим понятием, а не обнаружением. Действительно, по смыслу пункта 1 статьи 1268 ГК РФ, обнародование – осуществление действий или дача согласия на осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения или любым другим способом. В то же время, отсутствие обнародования не лишает правообладателя исключительных прав, на что указывает пункт 3 этой статьи. Таким образом, предложенная исследователем категория «обнаружение» более подходит для использования, но требует при этом подробного ее объяснения. Конструкция сиротского произведения в предложенной им норме несколько шире – произведение, автор которого неизвестен, или автор известен, но по истечении разумного и достаточного для поиска срока признан судом безвестно отсутствующим или умершим в отсутствие наследников по закону или по завещанию. Из общего понятия сиротских произведений тем самым уточнено понятие автора, местонахождение которого неизвестно, т.е. этот вопрос в ГК РФ решается через признание лица безвестно отсутствующим или умершим. Является также непроработанной категория «использование … в интересах общества», т.к. приведенный список путей такого использования открытый.
Примечательно, что приведенный проект статьи не содержит самого механизма защиты прав автора: каким образом автор может узнать об использовании его произведения; каков размер вознаграждения и т.д.; в какой форме и в каком порядке автор сиротского произведения вправе заявить авторство. С нашей точки зрения, данные отдельные аспекты должны быть освещены в проекте указанной статьи о сиротских произведениях. Для указанных целей следует обратиться к зарубежному законодательству.
3. Зарубежный опыт правового регулирования сиротских произведений и защиты прав автора
Наиболее полно зарубежное законодательство исследовано Дмитриевой Г.К. и Лутковой О.В.; предметом их исследования было законодательство ЕС, Франции, ФРГ, Соединенного королевства, США, Канады, Индии, Японии и Южной Кореи. Следует отметить недостаточность исследования права стран романо-германской правовой семьи, который следовало бы расширить.
Они отметили, что анализ зарубежного правового регулирования сиротских произведений показал, что он специфично и далеко не только от унификации, но и от гармонизации. Различно оценивается большинство элементов данного института; само понятие сиротских произведений, их виды, к которым может быть открыт доступ, способы их возможного использования, субъектный состав пользователей и лиц, отвечающих за эксплуатацию произведений, сроки, в течение которых автор может прекратить статус сиротского произведения, возможность коммерческого использования таких произведений и т.д.
В настоящей статьи остановимся на регулировании сиротских произведений в Чехии и в Польше, которые еще не были предметом исследования в отечественной литературе.
В Чехии данные вопросы урегулированы в статьях 27а и 27b Закона «Об авторском праве, о правах, смежных с авторскими и о внесении изменений в некоторые законы» [2]. Так, согласно статье 27а произведение считается сиротским, если его автор не указан, или указан, но после проведения тщательного поиска в установленном законом порядке (статья 27b) не был найден; применительно к произведениям с несколькими авторами – если все авторы не идентифицированы или не был найдены; идентифицированный автор имеет права на использование произведения. Если соблюдены указанные условия, произведение считается сиротским пока не доказано обратное. Порядок поиска автора урегулирован в статье 27b и указывает на поиск в «соответствующих источниках информации об отдельных видах произведений» и предполагает обращение как в страны ЕС, так и за его пределы.
Сиротские произведения могут быть использованы на основании лицензии; автор вправе прекратить такое использование, уведомив об этом лицензиата в письменной форме; последний в разумный срок обязан обратиться к администратору сиротских произведений о прекращении статуса сиротского произведения или, в противном случае, автор вправе прекратить этот статус, обратившись напрямую к администратору.
Лицензирование использование сиротских произведений урегулировано в статье 37а исключительно для достижения целей, связанных с интересами общества, для целей оцифровки и обнародования, индексации, каталогизации, сохранения, восстановления проведения. Доход от такого использования может быть использован только в целях покрытия расходов на обнародование. Автор, который прекратил статус сиротского произведения, имеет право на вознаграждение, сумма которого определяется с учетом целей и обстоятельств использования произведения, размера убытков от такого использования.
В Польше вопросы сиротских произведений урегулированы в Законе 1994 года «Об авторском праве и смежных правах» [3], в статьях 35.5 – 35.9. К сиротским произведениям данный закон относит произведения, которые опубликованы в книгах, журналах, дневниках, иных публикациях в печати; аудиовизуальные произведения, фонограммы, если авторское право на них не установлено и правообладатели не были обнаружены, несмотря на проведение поиска (статья 35.6).
Примечательно, что архив, учебные заведения, университета, научно-исследовательские институты, научные институты Польской академии наук, библиотеки и музеи, иные учреждения культуры, уставной задачей которых является сбор, защита, распространение коллекций кино- и фотографического наследия, организации общественного радио и телевидения вправе воспроизводить сиротские произведения как обнародованные, так и не обнародованные, чтобы сделать их общедоступными таким образом, чтобы каждый мог иметь к ним доступ в любом месте и любое время по своему выбору. Допускается и использование в том случае, если имеется правообладатель исключительного права, - использование сиротского произведения в таком случае возможно, если можно предположить, что уполномоченные лица не будут возражать против такого использования. Порядок вознаграждения и защиты прав автора в данном законе отсутствует.
Таким образом, указанные примеры показывают, что круг возможного использования сиротских произведений должен быть достаточно четко определен с тем, чтобы существенно не нарушить права автора. Защита автора регулируется различно, в частности, путем лицензирования специальным органом лиц на использование таких произведений, с последующей компенсацией и возмещением убытков обнаружившемуся автору произведения.
Аналогичные механизмы защиты выявлены исследователями и в иных примерах правового регулирования – выдачу неисключительных, или принудительных лицензий при условии совершения необходимых и достаточных действий для поиска правообладателей (Соединенное королевство, Канада, Корея, Индия); в Японии компенсация, к примеру, вносится сразу при выдаче лицензии на использование сиротского произведения.
4. Выводы
Существующие механизмы правового регулирования сиротских произведений основаны, как отмечают Дмитриева Г.К. и Луткова О.В., на механизме свободного использования, т.е. ограниченного перечня возможностей использования произведения без разрешения правообладателя и выплаты ему гонорара (статьи 1273 – 1279 ГК РФ). Регулирование сиротских произведений, их понятие, способы защиты автора, ГК РФ не урегулированы, существующие предложения не проработаны. Анализ зарубежного законодательства показывает, что к способам защиты автора сиротского произведения следует отнести:
1) претензионно-административный, а затем судебный порядок прекращения статуса сиротского произведения, прекращения использования произведения;
2) выплата компенсации за использование сиротского произведения за период его использования;
3) возмещение убытков (ущерба или упущенной выгоды), причиненных автору использованием сиротского произведения.
Общие тенденции регулирования сиротских произведений: требования по предварительному поиску правообладателя, который не привел к установлению его личности, местонахождения; создание банков-хранилищ произведений; возможность правообладателя в течение определенного времени восстановить свои права и получить компенсацию за использование произведения; разумное ограничение компенсации автору.
Полагаем, при установлении правового регулирования сиротских произведений (понятия, срока защиты исключительного и авторского права, порядок обязательного поиска автора и правообладателей) одновременно следует установить достаточные и необходимые средства и способы защиты прав автора таких произведений, которые бы соответствовали балансу частных и публичных интересов. Представляется, что существенную основу для выработки наиболее адекватного подхода к регулированию может составить Директива ЕС «О некоторых случаях разрешенного использования сиротских произведений» от 14.10.2012 № 2012/28/EU [5], которая приводится в качестве примера почти всеми исследователями, и заложенные в которой основы составили уже нормы в законах об авторском праве и смежных правах в странах ЕС, таких как Франция, ФРГ и приведенные нами примеры Чехии, Польши.