Статья:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ СО СТОРОНЫ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ СТРАН

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Щеглова Н.И. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ СО СТОРОНЫ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ СТРАН // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/114040 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ СО СТОРОНЫ НЕДРУЖЕСТВЕННЫХ СТРАН

Щеглова Наталья Игоревна
студент, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва
Иванов А. М.
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 и, последовавшее за ней санкционное давление со стороны ряда недружественных стран в отношении Российской Федерации, выразившееся в массовом уходе иностранных компаний с российского рынка, ограничении экспорта значимых медицинских товаров и оборудования, в том числе высокотехнологичного, прекращение инвестиций – безусловно отразятся на российской системе здравоохранения. И процесс уже активизирован. В оперативном порядке Правительством Российской Федерации принят ряд мер для стабилизации многих секторов экономики, внесены изменения в медицинское законодательство Российской Федерации, а также рассматриваются изменения в программу реализации национального проекта «Здравоохранение», разработанного Министерством здравоохранения Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В настоящей статье рассматривается вопрос о трансформации государственного управления в области здравоохранения в постпандемийное время и в условиях санкционного давления.

 

Ключевые слова: Система здравоохранения, государственное управление, санкционное давление, недружественные страны, нацпроекты.

 

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 и, последовавшее за ней санкционное давление со стороны ряда недружественных стран в отношении Российской Федерации, выразившееся в массовом уходе иностранных компаний с российского рынка, ограничении экспорта значимых медицинских товаров и оборудования, в том числе высокотехнологичного, прекращение инвестиций – безусловно отразятся на российской системе здравоохранения. И процесс уже активизирован.

В оперативном порядке Правительством Российской Федерации принят ряд мер для стабилизации многих секторов экономики, внесены изменения в медицинское законодательство Российской Федерации, а также рассматриваются изменения в программу реализации национального проекта «Здравоохранение», разработанного Министерством здравоохранения Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [6].

О том какое влияние санкционное давление оказывает на государственное управление в сфере здравоохранении будет рассмотрено в настоящей статье.

Условно принятые меры можно классифицировать на три группы:

1. Меры, направленные на предотвращение дефицита медицинских изделий и лекарственных средств;

2. Меры, направленные на ограничение импорта производителей и поставщиков из недружественных стран;

3. Меры, направленные на поддержку потребителей медицинских услуг и социальные гарантии гражданам.

Что касается первой группы, то 8 марта 2022 года Правительством Российской Федерации принято Постановление от 6 марта 2022 года № 302, которым устанавливается временный запрет на вывоз за пределы Российской Федерации медицинских изделий из «недружественных» государств [7]. Но уже 17 марта 2022 года, в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2022 года № 390 [8] Постановление от 6 марта 2022 года № 302 признано утратившим силу.

Согласно Постановлению от 6 марта 2022 года № 390 существенно расширен перечень случаев, на которые не распространяется запрет на вывоз товаров. Абхазия и Южная Осетия исключены из временного разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров. Кроме того, определено, что по решению Правительства Российской Федерации при согласовании с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации могут предоставляться временные разрешения на вывоз определенных товаров, включенных в установленный Постановлением от 6 марта 2022 года № 390 перечень.

Основной целью предлагаемых изменений является предотвращение в стране дефицита медицинских изделий, техники и оборудования. При этом запрет распространяется только на «недружественные» государства, медицинские изделия из Китая и Индии могут поставляться и вывозиться из страны в прежнем порядке.

Ко второй группе следует отнести следующие меры. 6 марта 2022 года принято Постановление Правительства Российской Федерации № 299 [7].

Указанная мера направлена на лишение прибыли от деятельности на территории Российской Федерации производителей и изобретателей медицинской техники и оборудования, в том числе патенты на лекарственные средства, диагностические и терапевтические методы и средства из «недружественных» государств.

В отношении остальных государств будет сохранен прежний порядок. Указанная мера приведет к уменьшению притока «интеллектуальных инвестиций» из «недружественных» государств.

Что же касается третьей группы – социальной поддержки граждан и финансирования здравоохранения, то согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года №346 [10] медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь за счет средств ОМС, смогут приобретать медицинские изделия стоимостью до 1 млн рублей (за единицу), а не до 100 тысяч рублей, как это было раньше. Речь идет о медицинских изделиях, необходимых для проведения операций, лабораторных и инструментальных исследований.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2022 года № 444 [11] устанавливается, что в случае возникновения дефектуры или риска дефектуры жизненно важных лекарственных средств, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения формирует специальное заключение, которое позволяет установить предельную отпускную цену на лекарственные средства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2022 года № 447 [11] расширены возможности для получения государственных субсидий медицинскими организациями.

Особое значение также имеет Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 года № 298 [13], которое регламентирует оказание бесплатной медицинской помощи беженцам из областей военных действий на территории ЛНР, ДНР и Украины.

3 марта 2022 года Правительством Российской Федерации внесен на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона [15], направленный на совершенствования механизмов, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств.

Предлагаемые изменения в том числе в Федеральный закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», [5] Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2], Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 180-ФЗ «О биомедицинских клеточных продуктах» [3] и ряд других федеральных законов, имеющих значение для здравоохранения. Кроме того, указанным проектом федерального закона расширены полномочия Правительства Российской Федерации в целях стимулирования создания и развития на территории Российской Федерации производства лекарственных препаратов для медицинского применения или медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов.

Для принятия Государственной Думой во всех трех чтениях законопроекта потребовался один день. Федеральный закон от 8 марта 2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7] (далее – Федеральный закон № 46-ФЗ) подписан Президентом Российской Федерации 8 марта 2022 года.

Статья 6 Федерального закона № 46-ФЗ предусматривает специальный порядок регистрации лекарственных средств в случае их отсутствия (недостатка) лекарственных средств или риска возникновения отсутствия (недостатка) в связи с введением в отношении Российской Федерации санкций.

Следует отметить, что до вступления в силу Федерального закона № 46-ФЗ такой специальный порядок регистрации лекарственных средств уже был предусмотрен для лекарственных средств, которые предназначены для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов (в соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» [5]).

Статьей 7 Федерального закона № 46-ФЗ предусматривается специальный порядок оборота медицинских изделий. Так, в случае отсутствия (недостатка) или риска возникновения отсутствия (недостатка) медицинских изделий применяется особый порядок, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 430 [14], которое упрощает общий порядок обращения медицинских изделий на территории Российской Федерации. В частности, он делает необязательными проведение оценки соответствия медицинских изделий в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний в целях государственной регистрации медицинских изделий, которые включены в соответствующий перечень.

Также Постановлением от 3 апреля 2020 года № 430 допускается ввоз в Российскую Федерацию без получения разрешения Росздравнадзора незарегистрированных медицинских изделий из указанного перечня в объеме, необходимом для проведения испытаний, государственной регистрации и последующей реализации.

Кроме того, Правительство Российской Федерации получает новое полномочие, в рамках которого оно может принять решение об установлении ограничений на вывоз из Российской Федерации медицинских изделий из «недружественных» государств.

Существенные изменения коснулись и сферы государственных закупок лекарств и медицинских изделий. К их числу относится повышение максимальной цены закупки лекарственных препаратов у единственного поставщика. Ранее цена такой закупки не должна была превышать 1 млн. рублей, теперь максимальная цена – 1,5 млн. рублей.

Статья 12 Федерального закона № 46-ФЗ предусматривает дополнение Федерального закона от 23 июня 2016 года № 180-ФЗ «О биомедицинских клеточных продуктах» [3] положением, согласно которому Правительство Российской Федерации может установить особенности обращения биомедицинских клеточных продуктов, в том числе особенности их государственной регистрации.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 46-ФЗ Правительство Российской Федерации в целях импортозамещения наделяется дополнительными полномочиями, направленными на стимулирование создания и развития на территории Российской Федерации производства лекарственных препаратов для медицинского применения или медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов.

Влияние геополитической обстановки на внутренние дела государства колоссально.

И в новых реалиях Правительство Российской Федерации и все органы государственной власти действуют крайне оперативным образом. Федеральные законы принимаются Парламентом за один день, издаются сотни ведомственных актов. В условиях тотальной трансформации российской экономики совершенно оправданно следует ожидать постоянных изменений всех сфер деятельности, включая систему здравоохранения.

Кроме того, с уверенностью можно сказать, что принятые ранее стратегические документы будут скорректированы с учетом обстоятельств, обусловленных внешнеэкономической ситуацией. И такие изменения могут коснуться целей, целевых показателей и задач многих национальных проектов, определенных указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204. С большой долей вероятности порядок достижения, а также сами цели, целевые показатели и задачи могут быть пересмотрены.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 16. Ст. 1815.
2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 48. Ст. 6724.
3. Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 180-ФЗ «О биомедицинских клеточных продуктах» // собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 26 (Часть I). Ст. 3849.
4. Федеральный закон от 8 марта 2022 года № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 11. Ст. 1596.
5. Федеральный закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 16. Ст. 1815.
6. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 20. Ст. 2817.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 марта 2022 года № 302 «О введении временного запрета на вывоз за пределы Российской Федерации медицинских изделий, ранее ввезенных в Российской Федерации» // собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 11. Ст. 1696.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2022 года № 390 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2022. № 11. Cт. 1873.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 года № 299 «О внесении изменений в пункт 2 методики определения размера компенсации, выплачиваемой патентообладателю при принятии решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без его согласия, и порядка ее выплаты» // собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 11. Ст. 1693
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 346 «О внесении изменения в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» // собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 12. Ст. 1832.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 марта 2022 года № 444 «О внесении изменений в особенности государственного регулирования предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств» // собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 13. Ст. 2105.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2022 года № 447 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения» // собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 14. Ст. 2253.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 года № 298 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 года № 1134 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 11. Ст. 1692
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 430 «Об особенностях обращения медицинских изделий, в том числе государственной регистрации серии (партии) медицинского изделия» // собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 15 (часть IV). Ст. 2284
15. Проект федерального закона № 80712-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие в условиях санкционного давления со стороны иностранных государств)» // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/80712-8 (дата обращения: 29 мая 2022 года).