Статья:

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ 21 ВЕКА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Черджиева И.О. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ 21 ВЕКА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/114068 (дата обращения: 03.10.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ 21 ВЕКА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА

Черджиева Ирина Олеговна
студент, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, РФ, г. Владивосток

 

Этническое, культурное, религиозное и языковое разнообразие является обычным явлением для большинства стран. К примеру, на мировой арене Африка является домом для самых разных наций, в то время как Япония и Корея являются одними из самых однородных в этническом отношении. Некоторые части Северной и Южной Америки, речь о Перу и Канаде, очень разнообразны; на Ближнем Востоке есть большие различия; и, хотя разнообразие в Европейском союзе увеличивается, большинство европейских стран относительно однородны.

Ясно, что увеличение разнообразия не обязательно ведет к конфликту или сокращению социального капитала. В целом, многопрофильные исследования сходятся к выводу, что влияние разнообразия на межкультурные отношения в разных странах определяется более широкими демографическими, социальными и политическими факторами. На институциональном уровне культурное разнообразие приносит как преимущества, так и проблемы. [1]

В связи с этим последние 20-30 лет в результате международной миграции «мультикультурализм» стал доминирующей теорией в некоторых странах западной цивилизации. Было общепризнано, что благодаря практике «мультикультурализма» разные культуры могут мирно жить бок о бок. Эта теория получила широкое распространение в 1970-х годах. Рассматривая как политическую теорию, это понятие можно интерпретировать по-разному, и его границы часто размываются при попытке отличить его от глобализма или либерализма. Говоря простым языком, «мультикультурализм» часто идентичен интеграции иммигрантов. Мультикультурализм — это политическая философия и социальная доктрина, которая принимает во внимание разнообразие и культурные различия и определяет себя как альтернативу ассимиляции. Важно уточнить, что модель может применяться только в государствах, где есть много сильных сообществ, которые способны выживать и активно пытаются сделать это. Оно неприменимо, если есть большое количество иммигрантов из разных стран, с разной культурой, однако только некоторые из них или вовсе никто не желает сохранять свою идентичность. В прошлом намного больше были распространены такие термины, как «метисизация», «мультирасовый», «культурный плюрализм». На смену им пришёл более доступный и простой термин «мультикультурализм» - фактически, это всего лишь переосмысление тех же религиозных и культурных проблем, но с другим названием, имеющим менее жёсткое и четкое описание современного общества, переполненного конфликтами.

Нидерланды также экспериментировали с этой идеей. Концепция мультикультурализма в Нидерландах появилась после увеличения миграции в 50-х и 60-х годах ХХ века. В результате, в начале 1980-х годов была официально закреплена в качестве национальной политики. Однако, большая часть страны предпочитает, чтобы иммигрирующее население ассимилировало, а не сохраняло свою родную культуру. По этой причине большинство коренного населения относится негативно к иммиграции.[2]

В Канаде же «мультикультурализм» появился впервые в 1960-е годы в результате поиска пути разрешения конфликта между англоязычной Верхней Канадой - сегодня провинция Онтарио и франкоязычной Нижней Канадой - сейчас провинция Квебек. В попытке нейтрализовать опасность со стороны Квебека.

Говоря про Австралию, это государство до 50-х годов XX века жило по пан европейской распространенной концепции "плавильного котла". Австралия вела политику расизма, при которой иммиграцию рассматривали безопасной для нации только при условии, что данная иммиграция ограничивалась белокожими европейцами. Однако, после 50-х годов, благодаря экономическим особенностям - только британской иммиграции перестало хватать на нужды страны, Австралия стала более терпимой. К этому можно добавить и тот факт, что в то время у Австралии формировались торговые отношения с Японией и в целом с Юго-Восточной Азией, а это требовало появления в стране высокообразованных иммигрантов, потому им пришлось позволить не только британцам иммигрировать в страну. Поэтому с 70-х годов понятие "мультикультурализм" начало употребляться в Австралии. Но увы, австралийская экономика позднее потерпела падение, как следствие, перестала нуждаться в небелой рабочей силе.

В Соединенных Штатах идея мультикультурализма зародилась появилась относительно поздно, причиной появления данной концепции служит большое количество критики в сторону концепции «плавильного котла», которая так популярна на территории Соединенных Штатов.  В идее мультикультурализма принадлежность к этносу и культурный шовинизм перешли границы расы и этноса и начали содержать в себе также сексуальную ориентацию, пол, социальный класс и так далее.

Со временем концепцию мультикультурализма стали приравнивать к неевропейской миграции, поскольку такая иммиграция затронула Италию, Грецию, Швецию Испанию, Португалию, фактически всю Европу в конце 1980-х. Но в то же время эти государства сами считались источниками потоков миграции. К 1995 году Франция состояла на 11 % из населения, которое родилось за пределами страны. В 60-х годах ХХ века Западная Германия массово заселялась темнокожими народами. В конце ХХ века 1/5 часть Лондона состояла из темнокожего населения. А в Швеции в середине 1990-х примерно 10 % населения прибыло из-за границы.[3]

Язык, культура и религия иммигрантов не защищены. Защита может быть гарантирована в основном индивидуальным образом, в основном с использованием таких свобод, как свобода вероисповедания. Однако, чтобы рассмотреть это со всех сторон, нужно разобраться в термине «мультикультурализма». Наиболее общее определение означает разнообразие в противоположность сходству, различие в противоположность единству. Более подробное определение говорит, что «мультикультурализм» это культурная и политическая платформа для различных принципов, концепций и руководящих принципов, с целью продвижения справедливости, равенства всех культурных меньшинств в общественной среде и создание баланса между расами или языками. «Мультикультурализм» обеспечивает политическую основу для социального равенства и культурных различий, как для существенных элементов социального порядка. Предлагает стратегические руководящие принципы для переосмысления, переопределения и разрешения расовых и этнических конфликтов. Он считает все этнические и культурные группы равными. Утверждает, что каждый человек имеет право ассоциировать и идентифицировать себя с культурой по своему выбору, при этом в полной мере пользоваться возможностями экономического и социального равенства. Ни одна культурная единица не имеет права пользоваться привилегиями перед другими, более того, поскольку они обогащают общество, все они должны получать уважение и поддержку.

Идеология «мультикультурализма» — это самое молодое решение проблем культурных меньшинств. Концепция стремится не интегрировать их в общество, а поддерживать разнообразие, которое они представляют, и тем самым делает людей разных культур лояльными к данному государству. Его цель двоякая: предотвращение трений и, с другой стороны, экономическое использование этого разнообразия. Осуществление всего этого требует активного участия как государства, так и общества.

«Мультикультурализм» возник именно потому, что некоторые культуры были угнетены. Основная цель концепции также связана с тем фактом, что политика интеграции не способна разрешить конфликты - однако, по мнению сторонников мультикультурализма, если культуры получат равное признание, такие конфликты можно предотвратить. Так, появилась идея мультикультурализма и провозгласила, что все сообщества равны и должны пользоваться одинаковым уважением, потому что государство принадлежит обоим сообществам, и никто не может его экспроприировать. Следовательно, им должны быть предоставлены те же права.[1]

Таким образом, можно сказать, что несмотря на то, что конкретно концепция «мультикультурализма» появилась всего несколько десятилетий назад, сама идея появилась намного раньше, лишь в другом виде и другой интерпретации. Безусловно, это охватило большую часть мира, повлияло на все разнообразие этносов и культурных меньшинств, также отметить можно и то, сколько различных причин поспособствовало появлению и закреплению данной идеологии.

 

Список литературы:
1. Berry J. The Cambridge Handbook of Acculturation Psychology / J. Berry, C. Ward. - Cambridge University Press, 2016. – 575 p. (дата обращения:03.06.2022)
2. Wikipedia, the Free Encyclopedia. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Multiculturalism_in_the_Netherlands (дата обращения: 03.06.2022)
3. Некрасов С. И. Американский мультикультурализм: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова, В. В. Платошина. - Москва: Академия естествознания, 2011. – 151 с.