Статья:

Проблемы местного самоуправления сельской территории

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(33)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Климова А.В. Проблемы местного самоуправления сельской территории // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 12(33). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/32/38362 (дата обращения: 23.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы местного самоуправления сельской территории

Климова Алина Вадимовна
студент, СибГУ им.М.Ф.Решетнева, РФ, г. Красноярск

 

На данном этапе местное самоуправление - это обязательный атрибут всех цивилизованных и правовых государств. Наличие или отсутствие в государстве вышеназванного института позволяет во многом говорить о его демократическом или антидемократическом характере.

Местное самоуправление – основной институт гражданского общества, позволяющий гражданам в государстве на самом близком для них низовом уровне принять участие в управлении государственными делами, самостоятельно решать отдельный вопрос местного значения. Отметим и то факт, что за последний ряд лет произошло много изменений на пути к закреплению местного самоуправления как неотъемлемого элемента демократического и правового Российского государства. Приняли ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность населения по осуществлению конституционного права на местное самоуправление. Создали систему органов местного самоуправления, сформировали финансово - экономическую базу [1]

Однако, невзирая на множество усилий, еще существует ряд проблем на пути развития муниципального образования, которые не решаются в полной степени. Проблема развития у муниципального образования часто возникает на первоначальном этапе его создания и установления территориальной основы местного самоуправления. Вопрос, связанный с разделением территории субъекта РФ на отдельные муниципальные образования и установления их административно-территориальных границ, являлся самым сложным при разработке нового Федерального закона РФ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Данным актом были устранены некоторые недочеты рационального разделения субъекта РФ на муниципалитеты с равномерным распределением численности граждан в каждом. Этим законом были распределены полномочия между муниципальными образованиями различных организационных форм. Была исключена ситуация, когда городские муниципальные образования с миллионной численностью граждан и маленькие сельские муниципалитеты в 2-3 тысячи человек обладали одинаковыми полномочиями при различных возможностях.

Однако окончательно вышеназванную проблему не разрешили. И на данном этапе времени часто возникает сложность при определении территории отдельного муниципального образования. К примеру, тяжело распределяются межселенные территории между сельскими поселениями так, чтобы полностью обеспечивать сельскохозяйственные и другие потребности каждого муниципального образования.

Частая ситуация, когда объект жилищно-коммунального хозяйства, необходимый для обеспечения бытовыми услугами жителя одного муниципалитета, на самом деле находится на территории иного муниципалитета. Данное обстоятельство влечет неразбериху по вопросу обеспечения нормального функционирования данного объекта, потому что органы местного самоуправления перекладывают коммунальные проблемы учреждения ЖКХ друг на друга. Но оптимальная территориальная организация муниципальных образований для РФ с ее большой площадью, различиями регионов в экономическом, природном, человеческом потенциалах, особенностях жизнедеятельности отдельного народа является чрезвычайно важной.

С совокупностью территориальных проблем развития муниципального образования часто связана проблема, связанная с развитием муниципального хозяйства. Ряд муниципальных предприятий и учреждений, в особенности, работающих в сфере ЖКХ, осуществляет собственный функционал крайне неэффективно. Для развития ЖКХ муниципальные образования должны найти решения целого ряда разных задач. Специалистами по местному самоуправлению выделены проблемы, непосредственно связанные с ЖКХ.

К примеру, В. Н. Парахиной назван хронический дефицит финансовых средств; низкий уровень научно-технического потенциала и большая нехватка современных машин, оборудования, инструментов, материалов, средств механизации и автоматизации; отсталые технологии; негибкие формы организации производства и труда; недостаточно квалифицированные работники; неоправданное совмещение функций заказчиков и подрядчиков на предприятии муниципального хозяйства; отсутствуют действенные стимулы к повышению качества работы и более полному удовлетворению потребностей граждан; фактическое отстранение потребителя (граждан) от влияния на результат деятельности производителя работ и услуг в муниципальном хозяйстве [1].

Скажем и о том, что на данном этапе времени из-за становления и развития рыночных отношений в РФ существенным образом изменилось и содержание деятельности предприятия и учреждения муниципального и городского хозяйства. К примеру, растут тарифы на жилищно-коммунальные и транспортные услуги, вырос доход работника вышеназванной сферы. Однако, не всегда растущие тарифы на перечисленные услуги сопровождаются улучшением качества предоставляемой услуги. 

Сейчас в РФ житель муниципального образования все чаще предпочитает организовать местное самоуправление на самом низшем уровне - подъезд или дом. Товарищество собственников жилья приобретает массовый характер. В некоторой степени это позволило местным жителям самостоятельно решить свою жилищную и бытовую проблемы без расчета на помощь со стороны государства и местной власти. Однако далеко не каждый житель дома или подъезда принимает активное участие в деятельности ТСЖ. Такую картину можно наблюдать и при осуществлении жителями муниципальных образований непосредственной формы местного самоуправления в целом. Граждане, обычно, неохотно участвуют в местных выборах, референдуме, сходах, публичных слушаниях. Абсентеизм избирателя на муниципальных выборах приводит к тому, что на последних вообще не устанавливают необходимый процент явки избирателей для признания выборов состоявшимися. 

В завершении выделим еще проблемы, которые не были озвучены ранее:

1. Плохо работающая финансово-экономическая база. Объекты ЖКХ финансово не подкреплены. Доходы от основной части налогов получает федеральный бюджет и бюджет субъекта.

2. Бюджетные полномочия очень размыты.

3. Правовое регулирование муниципальной службы не имеет единого подхода. Нет престижа муниципальной службы.

4. Полномочие, которое передается по соглашению, не подкрепляется субвенцией.

5. Проблемы с выдачей справок гражданам о составе семьи, Ф-8. Органы местного самоуправления не регистрируют граждан, похозяйственный учет почти не ведется, данные предоставляются со слов соседей [2].

 

Список литературы:
1. Полухина М.Г., Панарина В.И., Малыгина Н.С. Экономический анализ обеспеченности сельской местности объектами массовой культуры и туризма // Вестник ОрелГИЭТ. - 2016. - №4(38). - С. 103-111.
2. Шабалина Т.А. О некоторых проблемах развития сельского самоуправления на этапе рыночной трансформации // Государственное и муниципальное управление в xxi веке: теория, методология, практика. 2016. №21. С.100-105.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
4. Чупрякова Алена Григорьевна, Косинский Петр Дмитриевич Муниципальный маркетинг как инструмент устойчивого развития сельских территорий // Вестник КемГУ. 2013. №4 (56) С.273-278.
6. Блинов Михаил Владимирович Местное самоуправление в свете институциональной теории // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2013. №3 С.51-53.
7. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
8. Полухина М. Г. Проблема закрепления молодых специалистов на селе // АПК: экономика, управление. - 2017. - № 2. - С. 77-82.
9. Полухина М.Г. Местного самоуправления как элемента развития сельских территорий // Современные научные исследования и разработки. 2017. №4. С.465-467.