КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Политология
XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
CONTROL FUNCTIONS OF MUNICIPAL AUTHORITIES
Ildar Kalimullin
Master student, Kazan State Agrarian University, Russia, Kazan
Аннотация. В статье представлен перечень основных контрольных функций, которыми обладают муниципальные органы управления. Приведено краткое описание перечисленных функций. Приведены аргументы усиления контрольных функций муниципальных органов власти.
Abstract. The article presents a list of the main control functions that municipal government bodies have. A brief description of the listed functions is provided. The arguments for strengthening the control functions of municipal authorities are presented.
Ключевые слова: контрольные функции; государственное и муниципальное управление; менеджмент.
Keywords: control functions; state and municipal administration; management.
Важность контрольных функций управления заключается в первую очередь в том, что они представляют собой систему наблюдения за всеми процессами, происходящими в муниципальном образовании, которая позволяет своевременно выявить наличие отрицательных факторов и отклонений от поставленных задач, организовать корректирующие мероприятия.
Роль контрольных функций включает в себя одновременное достижение нескольких целей:
- получение информации, которую в дальнейшем можно использовать для принятия определенных управленческих решений;
- профилактика, способствующая нормальному функционированию объекта контроля, и своевременное устранение нежелательных факторов;
- активизация деятельности объектов контроля и повышения качества работы, в том числе более рационального использования имеющихся ресурсов, соблюдения законности и надлежащего исполнения своих обязательств всеми должностными лицами.
В зависимости от области применения контроль управления можно условно разделить на 3 типа: экономический, правовой и производственно-технический контроль.
Экономический контроль предполагает проведение финансовых, бухгалтерских, ревизионных учетов. Данная прерогатива в отношении органов местного самоуправления возложена на контрольно-счетные органы (контрольно-счетную палату). Зачастую такой контроль является внешним по отношению к органам местного самоуправления.
Правовой контроль включает в себя проверку на соответствие всех нормативно-правовых актов, а также деятельности всех отделов и должностных лиц текущему законодательству. Его также можно рассматривать как внешний контроль по отношению к местному самоуправлению. Функции правового контроля возложены главным образом на прокуратуру и суд.
Производственно-технический контроль осуществляется с целью оперативного регулирования всех процессов, происходящих на территории муниципального образования и в организациях, относящихся к ведению местного самоуправления. Данная функция чаще всего является внутренней и возложена на диспетчерские службы, отделы качества и т.д.
Любые мероприятия, связанные с контролем деятельности органов местного самоуправления, направлены главным образом на соблюдение принципа законности, что отражено в п.2 статьи 15 Конституции РФ [2]. Кроме того, если органы местного самоуправления наделяются дополнительными полномочиями с целью целесообразности управленческой деятельности, получая при этом дополнительное финансирование и определенную материальную поддержку, их деятельность в области указанных полномочий становится подконтрольной государственным органам власти (п.2 статьи 132 Конституции РФ). Степень вмешательства контрольных органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления должна быть соразмерной уровню значимости подконтрольных функций. Таким образом, осуществление внешнего административного контроля должно производиться лишь в законодательно установленных случаях и в регламентируемом порядке. Данные условия отражены также в статье 8 Европейской хартии местного самоуправления [1].
К субъектам контроля могут быть отнесены не только органы местного самоуправления, но и органы государственной власти, отвечающие за надзорную деятельность в отношении к органам местного самоуправления, судебные органы, а также конкретные должностные лица и население муниципального образования (МО).
Государственными ведомственными органами, обладающими контрольно-надзорными функциями по отношению к органам местного управления, являются Центральный исполнительный комитет, Министерство юстиции, Счетная палата.
В зависимости от объектов контроля формы проведения контрольных мероприятий могут существенным образом отличаться: это может быть экспертиза, проверка и оценка отчетных документов и мероприятий, наблюдение, аудит и проверка на соответствие требуемым компетенциям должностных лиц или кандидатов на замещение должностей, работа с поступившими предложениями или жалобами, установление фактических данных по представленным отчетам и др.
Как результат, по итогам проведенного контроля могут быть применены разного рода меры наказания и принуждения (в случае выявления существенных нарушений), от рекомендаций к исправлению ошибок до привлечения к юридической ответственности.
Рецензируя вышесказанное, можно сказать, что внешние контрольные функции призваны обеспечивать гарантии эффективности деятельности муниципальных органов власти и соблюдение интересов населения, что повышает уровень социальной справедливости в целом.
Что касается внутренних контрольных функций, т.е. таких надзорных полномочий, которые осуществляют непосредственно органы местного самоуправления или их представители, то к ним чаще всего относят финансовый, экологический, земельный, лесной контроль, надзор за размещением рекламы и вывесок, контроль в области торговой деятельности и др.
Статья 6 Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" конкретизирует полномочия органов муниципального управления в области муниципального контроля [4].
Исходя из него, роль органов муниципального управления заключается главным образом в мониторинге и проверках отдельных областей деятельности организаций, расположенных на территории подведомственного МО в соответствии с законодательством РФ.
Для повышения качества контрольных функций, в том числе муниципального контроля, в настоящее время создаются единые информационные системы, обеспечивающие быструю передачу данных между различными ведомствами и контролирующими органами, а также отражающие все виды контрольных и профилактических мероприятий и результатов проведенных мероприятий (глава 4 ФЗ №248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" [3]).
Роль информационных реестров заключается также в организации взаимодействия контрольных органов и иных ведомств (в том числе органов местного самоуправления) по вопросам учета объектов контроля, сведений о соблюдении ими установленных требований, планирования и проведения профилактических и надзорных мероприятий, учета результатов проведенных мероприятий и принятых должностными лицами решений, информационного сопровождения любых вопросов, связанных с муниципальным контролем (статья 17 ФЗ №248).
Усиление контрольных функций управления в настоящее время является актуальной задачей в первую очередь потому, что позволяет оперативно найти слабые стороны в процессах управления или технологических процессах деятельности организаций МО, принять меры по профилактике нарушений и предотвращению ошибок, а также определить возможные меры пресечения в случае возникших нарушений. Меры усиления включают в себя расширение компетенций органов местного самоуправления за счет передачи им некоторых полномочий государственными органами власти, активизацию общественного контроля, а также активное внедрение информационных ресурсов, позволяющее быстро реагировать на негативные факторы, возникающие в результате деятельности должностных лиц, органов управления и функционирования организаций, относящихся к МО.