Статья:

КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»

Секция: Политология

Выходные данные
Калимуллин И.Р. КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам XLVI междунар. науч.-практ. конф. — № 8(46). — М., Изд. «МЦНО», 2021.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Калимуллин Ильдар Рифкатович
магистрант, Казанский государственный аграрный университет, РФ, г. Казань

 

CONTROL FUNCTIONS OF MUNICIPAL AUTHORITIES

 

Ildar Kalimullin

Master student, Kazan State Agrarian University, Russia, Kazan

 

Аннотация. В статье представлен перечень основных контрольных функций, которыми обладают муниципальные органы управления. Приведено краткое описание перечисленных функций. Приведены аргументы усиления контрольных функций муниципальных органов власти.

Abstract. The article presents a list of the main control functions that municipal government bodies have. A brief description of the listed functions is provided. The arguments for strengthening the control functions of municipal authorities are presented.

 

Ключевые слова: контрольные функции; государственное и муниципальное управление; менеджмент.

Keywords: control functions; state and municipal administration; management.

 

Важность контрольных функций управления заключается в первую очередь в том, что они представляют собой систему наблюдения за всеми процессами, происходящими в муниципальном образовании, которая позволяет своевременно выявить наличие отрицательных факторов и отклонений от поставленных задач, организовать корректирующие мероприятия.

Роль контрольных функций включает в себя одновременное достижение нескольких целей:

- получение информации, которую в дальнейшем можно использовать для принятия определенных управленческих решений;

- профилактика, способствующая нормальному функционированию объекта контроля, и своевременное устранение нежелательных факторов;

- активизация деятельности объектов контроля и повышения качества работы, в том числе более рационального использования имеющихся ресурсов, соблюдения законности и надлежащего исполнения своих обязательств всеми должностными лицами.

В зависимости от области применения контроль управления можно условно разделить на 3 типа: экономический, правовой и производственно-технический контроль.

Экономический контроль предполагает проведение финансовых, бухгалтерских, ревизионных учетов. Данная прерогатива в отношении органов местного самоуправления возложена на контрольно-счетные органы (контрольно-счетную палату). Зачастую такой контроль является внешним по отношению к органам местного самоуправления.

Правовой контроль включает в себя проверку на соответствие всех нормативно-правовых актов, а также деятельности всех отделов и должностных лиц текущему законодательству. Его также можно рассматривать как внешний контроль по отношению к местному самоуправлению. Функции правового контроля возложены главным образом на прокуратуру и суд.

Производственно-технический контроль осуществляется с целью оперативного регулирования всех процессов, происходящих на территории муниципального образования и в организациях, относящихся к ведению местного самоуправления. Данная функция чаще всего является внутренней и возложена на диспетчерские службы, отделы качества и т.д.

Любые мероприятия, связанные с контролем деятельности органов местного самоуправления, направлены главным образом на соблюдение принципа законности, что отражено в п.2 статьи 15 Конституции РФ [2]. Кроме того, если органы местного самоуправления наделяются дополнительными полномочиями с целью целесообразности управленческой деятельности, получая при этом дополнительное финансирование и определенную материальную поддержку, их деятельность в области указанных полномочий становится подконтрольной государственным органам власти (п.2 статьи 132 Конституции РФ). Степень вмешательства контрольных органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления должна быть соразмерной уровню значимости подконтрольных функций. Таким образом, осуществление внешнего административного контроля должно производиться лишь в законодательно установленных случаях и в регламентируемом порядке. Данные условия отражены также в статье 8 Европейской хартии местного самоуправления [1].

К субъектам контроля могут быть отнесены не только органы местного самоуправления, но и органы государственной власти, отвечающие за надзорную деятельность в отношении к органам местного самоуправления, судебные органы, а также конкретные должностные лица и население муниципального образования (МО).

Государственными ведомственными органами, обладающими контрольно-надзорными функциями по отношению к органам местного управления, являются Центральный исполнительный комитет, Министерство юстиции, Счетная палата.

В зависимости от объектов контроля формы проведения контрольных мероприятий могут существенным образом отличаться: это может быть экспертиза, проверка и оценка отчетных документов и мероприятий, наблюдение, аудит и проверка на соответствие требуемым компетенциям должностных лиц или кандидатов на замещение должностей, работа с поступившими предложениями или жалобами, установление фактических данных по представленным отчетам и др.

Как результат, по итогам проведенного контроля могут быть применены разного рода меры наказания и принуждения (в случае выявления существенных нарушений), от рекомендаций к исправлению ошибок до привлечения к юридической ответственности.

Рецензируя вышесказанное, можно сказать, что внешние контрольные функции призваны обеспечивать гарантии эффективности деятельности муниципальных органов власти и соблюдение интересов населения, что повышает уровень социальной справедливости в целом.

Что касается внутренних контрольных функций, т.е. таких надзорных полномочий, которые осуществляют непосредственно органы местного самоуправления или их представители, то к ним чаще всего относят финансовый, экологический, земельный, лесной контроль, надзор за размещением рекламы и вывесок, контроль в области торговой деятельности и др.

Статья 6 Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" конкретизирует полномочия органов муниципального управления в области муниципального контроля [4].

Исходя из него, роль органов муниципального управления заключается главным образом в мониторинге и проверках отдельных областей деятельности организаций, расположенных на территории подведомственного МО в соответствии с законодательством РФ.

Для повышения качества контрольных функций, в том числе муниципального контроля, в настоящее время создаются единые информационные системы, обеспечивающие быструю передачу данных между различными ведомствами и контролирующими органами, а также отражающие все виды контрольных и профилактических мероприятий и результатов проведенных мероприятий (глава 4 ФЗ №248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" [3]).

Роль информационных реестров заключается также в организации взаимодействия контрольных органов и иных ведомств (в том числе органов местного самоуправления) по вопросам учета объектов контроля, сведений о соблюдении ими установленных требований, планирования и проведения профилактических и надзорных мероприятий, учета результатов проведенных мероприятий и принятых должностными лицами решений, информационного сопровождения любых вопросов, связанных с муниципальным контролем (статья 17 ФЗ №248).

Усиление контрольных функций управления в настоящее время является актуальной задачей в первую очередь потому, что позволяет оперативно найти слабые стороны в процессах управления или технологических процессах деятельности организаций МО, принять меры по профилактике нарушений и предотвращению ошибок, а также определить возможные меры пресечения в случае возникших нарушений. Меры усиления включают в себя расширение компетенций органов местного самоуправления за счет передачи им некоторых полномочий государственными органами власти, активизацию общественного контроля, а также активное внедрение информационных ресурсов, позволяющее быстро реагировать на негативные факторы, возникающие в результате деятельности должностных лиц, органов управления и функционирования организаций, относящихся к МО.

 

Список литературы:
1. Европейская Хартия местного самоуправления [принята Советом Европы от 15.10.1985г.].
2. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.].
3. Федеральный закон №248-ФЗ от 31.07.2020 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
4. Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".