Статья:

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АРТИСТОВ БАЛЕТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Спевакина И.А. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АРТИСТОВ БАЛЕТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/114151 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АРТИСТОВ БАЛЕТА

Спевакина Ильмира Альбертовна
магистрант, ФГБОУ ВО Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, РФ, г. Тамбов
Юрьева Марина Николаевна
научный руководитель, д-р пед. наук, профессор кафедры сценических искусств, ФГБОУ ВО Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, РФ, г. Тамбов

 

Аннотация. Актуальность: для создания хореографического образа профессионального артиста балета важной частью профессиональной деятельности является эмоционально-волевая регуляция поведения. В данной статье рассмотрены особенности влияния эмоционально-волевого компонента на профессиональную деятельность артистов балета.

 

Ключевые слова: хореография, профессиональные артисты балета, эмоционально-волевой компонент, сценическое воплощение, сценическое выступление.

 

Профессиональная деятельность артистов балета отличается от других направлений творческих профессий в том, что личность артиста в процессе выступления трансформируется в личность персонала. Это действие происходит на сцене на глазах у зрителя и от качества процесса перевоплощения и создания хореографического образа во многом зависит эмоциональный отклик зрителя.

Артист балета при создании хореографического образа использует выразительные движения, что позволяет ему передать всю палитру эмоций и чувств персонажа без слов. Несомненно, что на характер персонажа во многом будет влиять индивидуальность артиста балета. В свою очередь, индивидуальность артиста балета основывается на жизненном и душевном опыте.

Следует отметить важность эмоционально-волевого компонента для профессиональной деятельности артистов балета. Профессиональные танцоры регулярно сталкиваются с психологическим выгоранием, регулярными изнуряющими физическими тренировками, нервным напряжением при подготовке к выступлениям, а также стрессу, связанному с непосредственным выступлением. Огромная конкуренция среди профессиональных артистов балета приводит к формированию жестких требований к эстетическому, художественному и духовно-творческому содержанию трудовой деятельности артиста. Перед танцовщиком стоит задача не только воспроизвести хореографический образ, но воссоздать этот образ.

Профессиональная готовность артиста балета проявляется в следующих основных компонентах:

– операционный – владение необходимым уровнем знаний, умений и навыков, обладание опытом, владение способами и приемами деятельности;

– эмоционально-волевой – эмоциональное переживание своего отношения к деятельности, самоконтроль, стрессоустойчивость;

– мотивационный – мотивация достижения, формирование ответственного подхода к своей профессиональной деятельности, желание повышать уровень своего профессионализма.

Таким образом, если операционный компонент отражает эффективность учебного и тренировочного процесса, то эмоционально-волевой компонент отражает психологическую готовность артиста балета.

Артисты балета непременно сталкиваются с дискомфортными психическими состояниями, связанными со сценическим выступлением. Подобные дискомфортные ситуации очень сильно разнятся, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей реакция на стрессовую ситуацию может значительно отличаться. При этом для артистов балета наиболее частым является стрессовое состояние, связанное со страхом сцены, тревожным состоянием непосредственно перед выходом на сцену, а также страхом забыть хореографический материал или ошибиться [3, c. 142].

Эмоционально-волевая устойчивость – это характеристика личностного развития, в которой взаимосвязано представлены волевые состояния и волевые качества, способствующие осуществлению личностью волевых действий в ситуациях повышенной эмоциональной напряженности [2, c. 83].

Эмоционально-волевая сфера формируется еще в подростковом возрасте, когда происходит становление основных черт характера, а также основных форм межличностного поведения.

Несомненно, что для профессиональной деятельности артиста характерно включение личности в профессиональное развитие еще в детском возрасте, что связано с необходимостью ускорить достижение артистом балета необходимого уровня профессиональных достижений во взрослом возрасте.  

В профессиональной деятельности артистов балета эмоционально-волевой компонент становится одним из аспектов оценки их профессионализма. Через данный компонент проявляются такие важные профессиональные свойства, как впечатлительность, способность к чувственному проявлению эмоций, способность к саморегуляции и самоконтролю. Способность к регуляции своих эмоций проявляется не только в снижении уровня тревожности перед сценой, но и способностью проявлять необходимые эмоции непосредственно во время танца, передавать чувственность и переживания через танцевальные движения.

Повышение эмоционально-волевой устойчивости возможно через целенаправленное формирование волевых качеств личности, а также навыков регуляции эмоционального состояния. Эмоционально-волевые состояния преимущественно имеют ситуационный характер и продолжаются небольшой период времени.

Диагностика эмоционально-волевой устойчивости артистов балета может быть проведена с помощью использования различных методик, направленных на выявление уровней психологических процессов.

В основу методики В.Ф. Вайсеро положены качественные и экспрессивные характеристики устойчивых эмоциональных переживаний [2, c. 94].

О.А. Пугачева предлагает для оценки эмоционально-волевой устойчивости артистов использовать оценку противоположных эмоциональных состояний артистов балета:

– спокойствие-тревожность;

– энергичность-усталость;

– приподнятость-подавленность;

– уверенность в себе-беспомощность [3, c. 143].

В процессе диагностики существует проблема определения соответствия эмоциональных переживаний и эмоций внешним реакциям человека, что существенно затрудняет процесс регуляции негативных эмоций.

Для повышения устойчивости эмоционально-волевого компонента артистов балета могут быть даны следующие рекомендации, заключающиеся в реализации следующих этапов:

1. Формирование эмоциональной зрелости – использование различных диагностик, позволяющих оценить эмоциональное состояние, а также расширение эмоционально-чувственного опыта.

2. Формирование эмоционально-волевой устойчивости – поиск артистом балета таких способов саморегуляции, которые могут помочь войти в необходимое эмоциональное состояние, умение ощущать себя отделенным от эмоций, умение абстрагироваться от сильных переживаний.

3. Формирование способности к адекватной самооценке – самопознание, осознание границ профессиональной компетенции, поиск эффективных способов взаимодействовать с окружающим миром. Здесь также формируется оценка артистом балета уровня своего профессионализма, определяются направления своего дальнейшего развития.

4. Формирование самостоятельности принятия решений. Работа над преодолением страха, устранением препятствий к цели, воспитание решительности, развитие способности прислушиваться к себе, не обращая внимания на внешние факторы.

5. Формирование лидерских качеств, которые позволят брать на себя ответственность в сложных ситуациях.

Несомненно, что исполнительские способности меняются вместе с опытом и совершенствуются в процессе профессиональной деятельности артистов. Эмоционально-волевая устойчивость развивается вместе с уровнем профессионализма, а уровень профессионализма, в свою очередь, оценивается уровнем эмоционально-волевой устойчивости.

Таким образом, стабильность и успешность творческой деятельности артиста во многом зависит от эмоционально-волевого компонента и уровня осознанности его регулирования. Для артиста балета эмоционально-волевая устойчивость является отражением степени психологической готовности к выступлению, позволяет использовать жизненный опыт в создании и передаче хореографического образа жизни. Все это позволяет сделать вывод о том, что эмоционально-волевой компонент является одним из важных компонентов совершенствования исполнительского мастерства артистов балета, наравне с технической подготовленностью и мотивированностью на успех и профессиональное развитие.

 

Список литературы:
1. Абусева, А.З. Воздействие занятий по народно-сценическому танцу на исполнительское мастерство в хореографическом коллективе / А.З. Абусева, О.В. Крылова // Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, Шыкент, Казахстант. – 2019. – С. 52-55.
2. Вайсеро, В. Ф. Исполнительское мастерство: учебное пособие: [14+] / В. Ф. Вайсеро ; Высшая школа народных искусств (академия). – Санкт-Петербург: Высшая школа народных искусств, 2018. – 119 с.
3. Пугачева О. В. Взаимосвязь личностных характеристики эмоционально-волевой регуляции поведения артиста балета в ситуации сценического выступления //Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2013. – Т. 1. – №. 2. – С. 141-145.