ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ
Аннотация. В статье идет речь о роли дополнительного образования в системе образования, об уникальных возможностях данной системы, которая положительно влияет на развитие, выявление и поддержку творческих способностей одарённых детей и их семей.
Ключевые слова: одаренные дети, творческий потенциал, одаренность, педагогические технологии и методики, поддержка одарённых детей.
В современной России всё почаще рождаются одарённые дети и специалисты не всегда умеют или знают как «зажечь» одарённого ребенка, чтобы он добился больших высот.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, бесспорными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
В системе дополнительного образования можно выделяют следующие форм обучения одарённых детей:
1) обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;
3) очно-заочные школы;
4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
6) детские научно-практические конференции и семинары.
Чтобы мотивировать ребёнка на дальнейшую деятельность используются следующие приемы:
«Особое задание» Одаренные ученики получают право на выполнение особо сложного задания в тетради.
Прием «Энциклопедист» Самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся для решения усложнённых заданий или дополнения в занятия.
Прием «Три уровня домашнего задания». Одновременно домашнее задание двух или трех уровней. Первый уровень - обязательный минимум, второй уровень задания – тренировочный: его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особых трудностей осваивают программу. Третий уровень это - творческое задание.
Опыт работы подсказал нам, что использование перспективных образовательных технологий даёт высокий результат в обучении всех детей и одарённых детей, в частности, поэтому педагоги нашего учреждения активно апробируют передовые педагогические технологии и методики, такие как:
1. Технология проблемного обучения.
2. Технология проективного обучения.
3. Информационно-коммуникационные технологии.
4. Здоровьесберегающие технологии
5. Игровые технологии
Для поддержки развития одарённых детей используются:
-методы поощрения.
-награждение по итогам мероприятий или учебного года одаренных детей и их родителей
(законных представителей):
- размещение на «доске почета»
Наиболее успешно работа с одаренными детьми строится в образовательных учреждениях повышенного уровня обучения с углубленным изучением отдельных предметов.
Работа с одарёнными детьми — это сложная, но интересная работа, которая должна вестись родителями и педагогами. Каждый шаг в этом направлении принесёт пользу в будущем. Воспитание одаренных детей в силу их особенностей требует индивидуального творческого подхода. Индивидуальная работа по развитию одаренных детей при активном включении их в совместную творческую деятельность повышает не только уровень их самостоятельности, но и помогает развивать их мыслительную деятельность и речь.