Статья:

УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ГОВОРЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ УСВОЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Погорелова В.С. УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ГОВОРЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ УСВОЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/114327 (дата обращения: 29.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ГОВОРЕНИЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ УСВОЕНИЯ

Погорелова Виктория Сергеевна
студент, Вятский государственный университет, РФ, г. Киров

 

Как известно, лексическая сторона говорения отвечает за содержательную сторону устных высказываний, которые в соответствие с Примерной программой по иностранному языку [5, с.10], должны научиться строить обучающиеся. В связи с этим знание условий, необходимых для использования рациональных стратегий усвоения в обучении лексической стороне говорения является составляющей успешной организации обучения ей. Их выявление и характеристика является задачей данной статьи. Среди таковых условий выделяют, во-первых, внутренние условия, представляющие психолого-педагогические характеристики учеников, а также внешние условия, в составе ФГОС ВО, рабочих программ, учебно-методического комплекса и наполняемости групп.

Для того, чтобы выявить внутренние условия, рассмотрим особенности возраста как такового, а затем качества индивидуальности обучающихся в трех аспектах: как индивида, как субъекта и как личности. Успех учебной работы с учащимися зависит от знания и учета их психолого-педагогических особенностей. По мнению А.А. Крутецкого, учащиеся подросткового возраста не склонны к дословному восприятию учебного материала, стремятся излагать материал «своими словами» [3, с.55]. Часто такое поведение сказывается на овладении лексическим материалом, когда подросток не желает слушать учителя. Но есть и плюсы такой независимости подростков, например, они уже смогут объяснить тему или задание своими словами, что является самостоятельностью в обучении.

Для подросткового возраста, по мнению, И.А. Зимней, характерно стремительное развитие речемыслительной деятельности [2, с.89]. В своей коммуникативной деятельности подросток решает разнообразные коммуникативные задачи, совершенствует способы решения этих задач. Подростки продолжают совершенствовать способы формирования и формулирования мысли, также совершенствуются все речевые механизмы – память, мышление, вероятностное прогнозирование.

Подростки начинают сознательно применять специальные приёмы запоминания, производят специальную мыслительную работу сравнения, систематизации, классификации. Например, в обучении лексической стороне говорения учащиеся часто используют опоры, чтобы эффективнее усвоить новый материал. Особенностью памяти подростка является возможность установления более сложных ассоциаций, связи нового материала со старым, включение нового в систему знаний [4, с.98], что действительно важно для обучения лексической стороне говорения.

По нашему мнению, для овладения новой лексикой целесообразнее использовать рациональные стратегии усвоения, под которыми мы понимаем наиболее разумное, целесообразное определение целей и задач, утверждение алгоритма действий в единстве интеллектуальной, эмоциональной и речевой активности учащихся. Соответственно у учащихся развивается языковая догадка, появляется больше практики в языке и создаются прочные ассоциативные связи. При обучении лексической стороне говорения иностранного языка действительно важно, чтобы учащиеся имели мотивацию изучать язык, поэтому, чтобы достичь желаемого результата, нужно обеспечить учеников необходимыми учебными стратегиями.

В ходе констатирующего эксперимента нами была проведена проверка уровня психического развития учащихся 8 класса, влияющего на результаты учебной деятельности по обучению лексической стороне говорения при использовании рациональных стратегий усвоения. Данный уровень представляет собой совокупность индивидных, субъектных и личностных качеств обучающихся. Для их выявления используются различные психологические тесты:

  1. Тест для выявления индивидных качеств (Пиктограмма) учащихся используется для исследования особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности. Проведенная методика показала следующие результаты, отраженные на рис.1:

 

Рисунок 1. Пиктограмма

 

Большинство учащихся (46%–6 человек) показали преобладание опосредованного запоминания и его продуктивности. Результаты учащихся, которые набрали менее 9 баллов, свидетельствуют о наличии поспешности и импульсивности в выполнении лексических заданий.

  1. Методика для выявления субъектных качеств (Методика дополнения) исследует коммуникативные универсальные учебные действия: - адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; - формулировать собственное мнение и позицию; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения. Проведенная методика показала следующие результаты, отраженные на рис.2:

 

Рисунок 2. Методика дополнения

 

У 23% учащихся коммуникативные УУД сформированы на высоком уровне (3 учащихся). Данная методика подтвердила прогнозы учителя, так как именно эти учащиеся активно занимаются на уроке, обладают высоким уровнем обучаемости. 39% (6 человек) учащихся показывают средние способности, то есть у данных учеников средний уровень обучаемости. 38% (4 человека) учащихся требуют индивидуального подхода.

  1. Тест для выявления личностных качеств (Мотивация успеха и боязнь неудачи) использовался для определения мотивации успеха и боязни неудачи. При обучении лексической стороне говорения мотивация играет важную роль, потому что при мотивации на успех учащиеся будут чувствовать, что у них получится, они смогут справиться и понять материал. Проведенная методика показала следующие результаты:

 

Рисунок 3. Мотивация успеха и боязнь неудачи

 

У 62% (8 учащихся) преобладает мотивация на успех. Данная мотивация относится к позитивной мотивации. Такие ученики обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность. 38% (5 человек) учащихся склонны антиципировать неудачу. Анализ психолого-педагогических характеристик учащихся в трех аспектах (индивидном, субъектном, личностном) показал, что ученики обладают абстрактным, творческим и конкретно-действенным мышлением. Наличие у большинства учеников среднего и низкого уровня коммуникативных УУД говорит о том, что восьмиклассникам требуется больше внимания во время объяснения лексического материала, необходимость сделать упор на конкретных явлениях и индивидуальный подход во время учебного процесса.

Рассмотрим внешние условия обучения, которыми, как мы указали выше, являются ФГОС ВО, рабочие программы, УМК и наполняемость групп. По УМК «Rainbow English» обучаются 13 учащихся 8а класса, занимаются 3 часа в неделю по программе. Данный учебник отвечает требованиям государственного образовательного стандарта и ориентирован на основные характеристики современного учебника иностранного языка. Учебник разделен на 2 части, в каждой из которых 2 модуля, всего 4 модуля, соответствующие определенным программой ситуациям общения.

Так как темой исследования является обучение лексической стороне говорения при использовании рациональных стратегий усвоения, необходимо проанализировать УМК на наличие условий для обучения. Анализ разделов и представленных упражнений мы проведем на примере 4 модулей учебника «Sport and Outdoor Activities», «Performing Arts: Theatre», «Performing Arts: cinema» и «The whole world knows them». Представим информацию об упражнениях и их типах в таблице 2.1, таблице 2.2.

 Таблица 1.

Упражнения, направленные на обучение лексической стороне говорения, содержащиеся в учебнике

Тип упражнений

 Цикл

 

 

Задание

Unit 1

Unit 2

Unit 3

Unit 4

Всего

На формирование лексических навыков говорения

Answer these questions

2

2

2

2

8

Use the new words in your answers.

2

1

2

2

7

Say, what you…

2

2

0

2

6

На совершествование ЛНГ

Say what you think about…

4

3

4

4

15

What is (are) … like? Describe them.

3

3

2

3

11

Look at the pictures and say…

2

2

2

2

9

На развитие умений говорения в монологической речи

Complete the questions and answer them

2

2

3

3

10

Look around … and describe.

3

1

3

1

8

What can you tell about …

3

2

3

1

9

Количество всех лексических упражнений, направленных на обучение говорению

20

18

21

20

82

Количество всех лексических упражнений учебника

35

27

23

33

117

 

Таблица 2.

Упражнения, направленные на обучение лексической стороне говорения, содержащиеся в рабочей тетради

 

Цикл

 

Тип задания

Unit 1

Unit 2

Unit 3

Unit 4

Всего

На формирование лексических навыков говорения

0

0

0

0

0

На совершествование ЛНГ

1

1

1

1

4

На развитие умений говорения в монологической речи

2

2

2

2

8

Количество всех лексических упражнений, направленных на обучение говорению

3

3

3

3

12

Количество всех лексических упражнений рабочей тетради

15

18

16

18

67

 

Согласно представленным данным, мы можем видеть, что каждый цикл содержит систему упражнений, но, естественно, не предусматривает полной цепочки условно – речевых упражнений. Например, может быть, упражнение на формирование лексических навыков говорения, которое представлено только трансформацией или только репродукцией. Все упражнения стереотипны, что способствует прочному усвоению формата, но не рациональному обучению лексической стороне говорения учащихся.

Также в УМК находятся упражнения, которые развивают умение говорения в монологической речи, такие как: дополните вопросы и ответьте на них, посмотрите на картинку и опишите. Данные упражнения небольшие по объему и имеют содержательные и наглядные опоры, которые значительно облегчают работу учащихся. Количественное соотношение упражнений, направленных на обучение лексической стороне говорения, и всех упражнений учебника представлено на рисунке 1, который наглядно показывает, что общее количество лексических упражнений, направленных на обучение говорению, не превышает 50% от общего числа лексических упражнений УМК (учебник + рабочая тетрадь).

 

Рисунок 4. Анализ упражнений УМК

 

Всё вышеизложенное позволило нам решить задачу статьи, а именно выявить и охарактеризовать условия, необходимые для использования рациональных стратегий усвоения в обучении лексической стороне говорения. Анализ внутренних и внешних условий обучения показал, что количество упражнений в 8 классе является недостаточным и многие упражнения однотипны для обучения лексической стороне говорения, а значит мы можем наполнить УМК и создать полную цепочку комплекса упражнений для обучения лексической стороне говорения при использовании рациональных стратегий усвоения.

 

Список литературы:
1. Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М.: Английский язык: «Rainbow English» Учебник для 7 класса в 2 частях. / - М., 2015. – 128 +152 с. 
2. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
3. Крутецкий В. А. "Психология обучения и воспитания школьников", "Просвещение", Москва, 1976 г. – 300 с.
4. Крутецкий В.А. Психология, Москва: Просвещение, 1986. – 336 с.
5. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. – М.: Просвещение, 2012. – Серия «Стандарты второго поколения».
6. Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е.Е. Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. –   146 с.