Статья:

Художественное образование как основа эстетического развития школьника

Конференция: LXXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Галиуллина Р.А. Художественное образование как основа эстетического развития школьника // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(88). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(88).pdf (дата обращения: 16.06.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Художественное образование как основа эстетического развития школьника

Галиуллина Регина Альбертовна
магистрант Казанского Инновационного Университета им. В.Г. Тимирясова, РФ, г. Казань
Фахрутдинова Резида Ахатовна
научный руководитель, д-р пед. наук, профессор Казанского Инновационного Университета им. В.Г. Тимирясова, РФ, г. Казань

 

Получение эстетического образования – это совокупность изучения учениками знаний в области искусства, получение ими определенных умений и освоение навыков в области художественного творчества.

Непосредственное обучение художественному творчеству заключает в себе определенную общую цель. На уроках изобразительного искусства школьник получает основы художественной грамоты, также развивается его способность к эмпатии, происходит формирование эмоционального интеллекта, формируется эстетический вкус. Таким образом, изучение изобразительного искусства несет важную воспитательную, с помощью которой формируется полноценная личность [2].

Искусство всегда играло важную роль в общественном сознании, оно отображало отношение человека к определенным процессам и помогало выразить это отношение с помощью художественных приемов. Так, известный искусствовед Лихачев отмечает, что искусство на протяжении всей истории развития человеческого общества является важным элементом эстетики. Художественное воспитание, в свою очередь, является самым главным способом формирования эстетического вкуса у любого человека.

Стоит отметить, что истинное искусство многогранно и также многогранно оно влияет на личность. При создании объекта искусства, его творец глубоко погружается в изучение предмета, его центрального компонента. Если мы говорим про литературу – то автор вместе со своими героями переживает все неурядицы, испытывает те же чувства, познает окружающий мир. В случае рисования, художнику нередко приходится дополнительно изучать анатомию, биологию и другие науки. Что же касается хореографии – то здесь требуется дополнительные знания в области психологии, анатомии и многих других аспектов.

Знакомство с произведениями искусства не дает моментальный толчок к развитию духовности. Требуется постоянное и постепенное погружение в художественный мир, накопление опыта художественного переживания. Именно свое впечатление от работы художников человек помнит довольно долго и именно оно накладывает отпечаток на личность.

При получении ребенком художественного образования необходимо следить, чтобы оно было всесторонне, а не концентрировалось только на развитии одного из направлений таланта ребенка. Также стоит отметить, что на уроках художественного искусства необходимо обучать детей выражать свои эмоции, свое отношение к миру.

Вопросам роли художественного образования в формировании эстетического развития посвящены труды многих психологов и педагогов. Среди них Е.В, Шорохова, В.С. Кузина, Н.С. Боголюбова и многие другие. В научных исследованиях данных ученых отмечается, что с помощью занятий художественным трудом можно способствовать развитию ребенка, росту его инициативы и сообразительности, раскрывать для него внешний мир и развивать внутренний.

Роль школы в эстетическом развитии ребенка крайне велика. Именно учителя могут привить любовь к искусству, раскрыть всю глубину его изучения и научить сопереживать другим, улучшить творческое начало в ребенке и многое другое.

В свою очередь художественное воспитание представляется как несколько иной процесс. А именно – целенаправленное воздействие на личность всевозможными художественными средствами. С помощью подобного воздействия прививается любовь к прекрасному, развивается эмоциональный интеллект ребенка, закладываются основы понимания и анализа произведения искусства [5].

Эстетическое воспитание имеет более широкие границы – его главной целью является воспитание эстетической личности, которая будет занимать активную жизненную позицию. При этом, эстетическое воспитание широко использует приемы художественного.

Так, при изучении трудов Л.П. Печко становится очевидным, что для него эстетическое воспитание помогает развивать эмпатию, стремление к совершенству, перфекционизм в достижении цели.

С ним согласна и Н.И. Киященко. Она развивает данную теорию, утверждая, что любой успех будет тем больше, чем глубже познания человека в данной области. Именно поэтому так важно развивать личность ребенка с разных сторон и точек приложения. Она считает, что главной целью эстетического воспитания ребенка является всестороннее развитие его способностей для дальнейшего достижения успеха. При этом отмечается важность развития способности видеть прекрасное, наслаждаться красотой окружающего мира.

После проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что эстетическое воспитание не заканчивается только на развитии художественного вкуса. Оно затрагивает и влияет на вес аспекты жизни человека. Оно дает ребенку представление об окружающем мире, его устройстве, законах и принципах. Расширение границ знаний и является, по нашему мнению, конечной целью эстетического воспитания ребенка.

Подводя итог можно сказать, что художественное образование дает возможность сформировать гармоничную и эстетически полноценную личность. С помощью художественных приемов ребенок учится воспринимать окружающий мир, сопереживать ему и видеть его красоту.

Однако разность в подходах к определению понятия и целей художественного и эстетического воспитания повлияла и на определение задач этого вида воспитания ребенка [4, с. 140].

Основная масса педагогов, например Н.И. Киященко, Г.С. Лабковская и Б.Т, Лихачев определяют три главнейшие задачи эстетического воспитания и художественного образования как главной его составляющей.

Первая задача состоит в том, чтобы развить интерес к прекрасному у ребенка, сформировать у него постоянную жажду знания и получению новых впечатлений о прекрасном.

Вторая задача состоит в том, чтобы развивать у ребенка определенные психологические качества, которые позволяет ему более глубоко осознавать суть художественного приема, углубляет его эмоциональность, дает возможность получать эстетическое наслаждение при занятиях художественными методами.

Особенно большое внимание данной задаче уделяет в своих трудах А.В. Луначарский, который настаивает на том, что человек лучше понимает прекрасное только в том случае, если имеет опыт его создания. Если ребенок умеет рисовать – его больше будут трогать картины великих авторов. Если он занимается хореографией – то не сможет оторвать взгляда от народного ансамбля. Именно в этом и заключается важнейшая суть третьей задачи эстетического воспитания ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что главной целью эстетического воспитания ребенка выступает развитие его способности к эмпатии, самостоятельности и инициативности в творчестве.

Художественное образование является важнейшей частью эстетического развития, но не охватывает всего спектра данного понятия. Однако с помощью приемов художественного воспитания можно научить ребенка лучше и глубже понимать прекрасное, развивать его интуицию, эмоциональность и креативность.

 

Список литературы:
1. Андрюкова М. Ю. Значение художественно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования детей // Педагогическое мастерство: материалы Международной научной конференции (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. 
2. Вербовская Е.В., Филиппова Л.В. Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста: творческое объединение «Театр». Н.Новгород: ННГАСУ, 2014. 291 с.: ил.
3. Гонина О. О. Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие. М.: Флинта, 2016. 
4. Евдокимова И.Ю. Эстетическое воспитание детей в системе дополнительного образования / И.Ю. Евдокимова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VII Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 19 авг. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 139 - 142.
5. Монахова, Е. Г. Развитие педагогических взглядов в России на эстетическое воспитание / Е. Г. Монахова // IN SITU, 2015.