Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Козлова А.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/200/114358 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В СЕМЬЕ

Козлова Анастасия Алексеевна
студент, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, РФ, г. Тула
Соломатова Вера Вячеславовна
научный руководитель, доцент, канд. пед. наук, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Насилие в семье можно определить как злоупотребление властью, проявляемое одним взрослым в отношениях, чтобы контролировать другое существо; насилие и манипуляции используются для установления власти и контроля над другим человеком [3].   Жестокое обращение может быть физическими, психологическими, социальными, финансовыми или сексуальными.

Существует множество долгосрочных и краткосрочных последствий жестокого обращения: физические, которые могут принимать форму синяков, рваных ран, ожогов, переломов костей и т.д., А также распространенные психические и эмоциональные травмы, приводящие к нескольким распространенным расстройствам. Эти расстройства требуют немедленной, а иногда и постоянной медицинской помощи, а часто и психологического лечения, включая использование арт-терапии.

Некоторые распространенные несчастья, травмы и последствия, с которыми сталкиваются дети, подвергшиеся насилию в семье, включают (но не ограничиваются ими) телесные повреждения, гинекологические и репродуктивные проблемы, временную или постоянную инвалидность (часто приводящую к потере способности учиться и жить полноценной жизнью), депрессию, опасно низкую самооценку, уважение и суицидальные мысли. Из-за физического, психического, эмоционального и экономического ущерба, вызванного насилием в семье, многие дети сталкиваются с прерыванием или прекращением своего образования, вынужденным бегством или переездом в детские дома или опекунам; эти пагубные последствия приводят к тому, что многие дети оказываются ввергнутыми в безысходность и социальную нестабильность.

Дети, которые подвергаются или даже становятся свидетелями домашнего насилия, вероятно, будут страдать от проблем и расстройств в области развития, эмоциональных и поведенческих проблем и расстройств, которые потенциально могут повлиять на них на всю оставшуюся жизнь. У детей, ставших свидетелями домашнего насилия или самих ставших жертвами, могут развиться расстройства поведения, такие как ОВР (оппозиционно-вызывающее расстройство), которое может привести к крайней физической агрессивности и вовлечению в насильственные и незаконные действия[1].

Жертвы домашнего насилия, любого пола и возраста, слишком часто страдают от ПТСР (посттравматического стрессового расстройства), от которого не существует известного лекарства. Специалисты в области психического здоровья и их клиенты должны стремиться развивать навыки, которые помогут им справиться с этим разрушительным и изнурительным расстройством.

Арт-терапия применяется в самых разных условиях и с большим количеством различных групп клиентов, данный метод используется в эстетических, образовательных и клинических целях. В настоящее время арт-терапия рассматривается как косвенный метод оценки способностей и диагностики. Также арт-терапия может быть использована в качестве профессиональной и социальной терапии, а также рекреационной терапии для всех детей.

Специалисты применяют несколько установок арт-терапии, которые были специально разработаны для детей, пострадавших от жестокого обращения в семье. Хотя некоторые из них более специфичны, чем другие. Общей целью всех этих рекомендаций и методов было и остается помочь клиентам выразить себя и предоставить им столь необходимый способ преодоления трудностей, а также обеспечить им чувство безопасности и защищенности, чтобы они могли чувствовать себя комфортно, участвуя в творческом процессе, и размышлять над своими мыслями и эмоциями, не опасаясь осуждения или последствий.

Мы изучили методические рекомендации, они включают в себя материалы из бумаги оригами, бумаги для скрапбукинга с круглыми шаблонами и водорастворимой масляной пастели. Обслуживаемое население включало женщин и детей, пострадавших от жестокого обращения в семье[3].

Детям было предложено сложить голубя оригами (было предоставлено учебное пособие); использование оригами было предназначено для того, чтобы задать тон сессии как сосредоточенный, спокойный и вдумчивый. Оригами требует концентрации, точности и усилий; в идеале это поможет временно очистить сознание от любых вызывающих стресс мыслей и забот. Дети обсуждали символические характеристики голубя: мир, хрупкость, свобода, вера и т.д.

Также провели через обсуждение актуальности этого символа и того, как его можно сравнить с символом ребенка или человека, который стремится к безопасному и мирному существованию. Вербальный акцент на мир и безопасность был разработан для того, чтобы помочь сформулировать идеи о том, к чему они хотят стремиться в своей жизни.

После того, как голубь был создан, детям было поручено создать безопасное место, мирный мир, в котором голубь мог бы жить. Ребятам было предложено выбрать цвета, которые символизируют для них счастье, удовлетворенность и умиротворение, а идея «безопасного места» была оставлена на усмотрение каждого отдельного человека. Эта интерпретация может быть буквальной, образной или полностью абстрактной и выразительной. Создание мирных образов было разработано для того, чтобы обеспечить спокойствие клиентов во время творческого процесса, а готовое изделие можно было сохранить и позже использоваться в качестве визуального напоминания и источника успокаивающих мыслей. Использование мягкой, гладкой, яркой среды для рисования было задумано для придания приятных тактильных ощущений.

После этого детей попросили представить свой мир и сказать несколько слов о том, что заставляет их чувствовать себя в безопасности и покое, и как они могут работать, чтобы применить эти идеи к своей текущей жизни и ситуациям. Многие дети использовали одни и те же цвета; они заявили, что у них схожие представления об определенных цветах (таких как светло-голубой и зеленый), вызывающих спокойные и умиротворяющие ассоциации.

«Письмо к моему будущему Я». Для подготовки были использованы ресурсы: конверты, ножницы, вырезки из журналов, клеевые палочки, канцелярские принадлежности, ручки и другие письменные принадлежности. Детям было предложено выбрать и вырезать несколько обнадеживающих и позитивных слов из журналов; легкая и простая задача поиска и вырезания позитивных слов доступна для тех, кто чувствует, что им не хватает художественных способностей. Эти слова послужили источником вдохновения для клиентов, которым часто трудно думать о себе как о достойных позитива и счастья. После того, как было выбрано от 5 до 10 слов, детям было предложено выбрать письменные принадлежности и бумагу и написать письмо своим будущим «я». «Напишите о своих надеждах и желаниях, дайте позитивные советы и поддержку, напомните себе о том, как далеко вы продвинулись, и о том, что вы сильный человек, способный выжить.  Напишите о том, где вы надеетесь быть в будущем» [2].

«Дневники позитива ручной работы». Использовались следующие материалы: плотная бумага, ножницы, бумага для рисования, ручки, клей с блестками и степлеры.. Детям были предоставлены материалы и пошаговое руководство по процессу создания журнала. Они начинали с того, что складывали и вырезали страницы своих журналов из плотной бумаги, а затем им было предложено использовать степлер для создания корешков книг. Выполнение пошаговых инструкций требовало от клиентов сосредоточить все свое внимание на поставленной задаче, что должно было помочь им избавиться от любых мыслей или чувств, которые, возможно, причиняли им беспокойство в то время, а также помочь им развить навыки мирного взаимодействия посредством следуя указаниям и делясь художественными принадлежностями. Когда работа над книгами была закончена, клиентам было поручено украсить обложки и со временем наполнить страницы позитивом (вдохновляющие цитаты, коллажи, каракули и рисунки и т.д.). Цель этой установки состояла в том, чтобы предоставить ребенку удобный способ выражения, который он может продолжить использовать позже, либо для добавления новых позитивных идей, либо для прочитывания и получения положительного удовлетворения от ранее созданного произведения искусства. Акт обучения детей тому, как создавать эти дневники, также был направлен на то, чтобы дать им ценный навык, который они могут продолжать воспроизводить и который они могут использовать для дальнейшего развития чувства независимости, а также использовать в качестве инструмента для эмоциональной регуляции. Дети выразили мнение, что иметь художественный проект, над которым они могли бы продолжать работать без присмотра или помощи взрослых, было отличной идеей. Настроение и поведение детей заметно изменились от беспокойства и раздражительности в начале проекта до спокойствия и выражения счастья и чувства выполненного долга по завершении проекта [2].

Подводя итог всему выше сказанному, стоит отметить, что при выборе альтернативных методов работы с несовершеннолетними, пострадавшими от жестокого обращения в семье, специалист по социальной работе следует концертировать внимание на индивидуальные черты характера ребенка, ставить специфичные задачи, отталкиваясь от конкретной проблемы в которую попал ребенок, а так же необходимо устанавливать временные границы последующей работы.

 

Список литературы:
1. Александров, А.А. Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений / А.А. Александров. - СПб.: Спецлит, 2017. - 237 c.
2. Воронова, А.А. Арт-терапия для детей и их родителей / А.А. Воронова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 253 c.
3. Копытин, А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - М.: Когито-Центр, 2014. - 197 c.
4. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.