Статья:

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(200)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ленца С.В. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 21(200). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/201/113824 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Ленца Светлана Васильевна
студент ИГСУ РАНХиГС, РФ, г. Москва
Николаева Татьяна Альфредовна
научный руководитель,

 

ORGANIZATIONAL AND LEGAL FORMS OF SUPPORT AND DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA

 

Svetlana Lentsa

Student of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Moscow

 

Аннотация. Предметом исследования статьи являются организационно-правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Целью работы является анализ современных организационно-правовых форм поддержки малого и среднего бизнеса в РФ. Актуальность исследования обусловлена необходимостью применения мер по поддержке субъектов МСП. В работе проанализирована важность малого бизнеса для экономики страны, сделан вывод о многообразии видов его поддержки и наличии проблемных точек.

Abstract. The subject of the study is the organizational and legal foundations of state support for small and medium-sized businesses. The purpose of the study is to analyze modern organizational and legal forms of supporting small and medium-sized businesses in the Russian Federation. The relevance of the study is due to the need to apply measures to support small and medium-sized entrepreneurship. In the article importance of small business for the country’s economy is analyzed, conclusion about the variety of support forms and presence of problem points is made.

 

Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, государственная поддержка, предпринимательство, программы государственной поддержки предпринимательства.

Keywords: small business, medium business, state support, entrepreneurship, programs of state support for entrepreneurship.

 

В развитых экономических системах малый и средний бизнес является основной экономики страны. Именно субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) являются главными драйверами роста, особенно в средне- и долгосрочной перспективе. Дело в том, что крупный бизнес, несмотря на свой огромный вклад в бюджет государства и создание большого количества рабочих мест, не может составлять основу сбалансированной экономической системы. Основных причин здесь две. Во-первых, крупные предприятия неспособны работать без большого количества небольших компаний и индивидуальных предпринимателей, являющихся их поставщиками, потребителями или провайдерами услуг различного рода. МСП выступают в роли подрядчиков крупных компаний, выполняют различные работы, необходимые для нормального функционирования корпораций, на условиях аутсорсинга, и так далее. Во-вторых, компании малого размера ведут свою деятельность абсолютно во всех регионах и районах страны и представляют все возможные сферы деятельности. Этим они отличаются от компаний гораздо большего размера, которым зачастую невыгодно ведение бизнеса на определённых территориях, например, в связи с высокими логистическими издержками. Также некоторые направления оказания услуг, поставки товаров и выполнения работ не являются привлекательными для них ввиду низкого спроса, малой рентабельности и других причин. Тем самым именно субъекты малого и среднего предпринимательства выступают одновременно в роли провайдеров услуг и поставщиков товаров для большой части населения страны и связующего звена между населением и крупными компаниями, а также между субъектами крупного бизнеса.

Согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы РФ, по состоянию на 10.05.2022 общее число субъектов МСП составило более 6 миллионов, при этом в них занято более 14 с половиной миллионов человек [6]. Портал мсп.рф даёт несколько другую информацию: 5,78 млн МСП и более 3,4 млн самозанятых [3].

Вместе с тем небольшие предприятия и организации испытывают большое количество проблем. Многие исследователи вообще считают, что малый бизнес в России находится в перманентном предкризисном состоянии [7 с. 366]. Данные проблемы начинаются с самого старта ведения бизнеса, когда предприниматели тратят свои ресурсы, в том числе время, на регистрацию юридического лица, на закупку необходимого оборудования или продукцию, аренду помещения, коммунальные услуги и т. п. И далее, особенно на первых этапах, когда компании обычно отличаются низкой стабильностью, их ожидает большое количество вызовов и испытаний, начиная от внезапного изменения ценовой политики поставщиков до острой нехватки средств для развития бизнеса. Список проблем можно продолжать очень долго, в частности, отдельного упоминания стоят трудности с поиском источников финансирования и кредитования бизнеса [1, с. 162]. Кроме этого, компании малого и среднего размера практически не имеют возможностей для прямой конкуренции с лидерами своих отраслей, и данная проблема усугубляется по всему миру вследствие активного продвижения и развития крупного бизнеса, особенно сетевого, в разных сферах. Вследствие этого оздоровление экономики государства становится затруднительным [2, с. 133].

В связи с этим, осознавая огромную важность малого бизнеса для экономики страны, государственные органы Российской Федерации оказывают разностороннюю поддержку МСП в различных видах и формах. При этом подобную работу выполняют не только Правительство, министерства и федеральные службы, но и специально создаваемые институты, например федеральная корпорация по поддержке малого и среднего предпринимательства «Корпорация «МСП». Основным законом, посвящённым вопросам помощи и поддержки, является Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [5]. Законодательный акт делит бизнес, подпадающий под его действие, на три категории: микро (не более 15 сотрудников, годовой оборот не превышает 120 миллионов рублей), малый (не более 100 сотрудников, годовой оборот до 800 миллионов рублей), средний (не более 250 сотрудников, годовой оборот не превышает 2 миллиарда рублей). В федеральном законе перечислены основные формы и направления действий по поддержке малого и среднего бизнеса, которые включают в себя «финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку… поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность». Как мы видим, разнообразие видов поддержки позволяет государству вырабатывать гибкую политику в данной области, стремясь к адресной и максимально эффективной помощи предпринимателям. Условно все эти виды можно разделить на те, которые напрямую относятся к финансовой или имущественной стороне вопроса (будь то субсидия, грант, гарантия для кредитного финансирования или выделение производственных мощностей) и те, которые не имеют прямого экономического эффекта. Однако это совершенно не означает, что вторая часть мер является менее эффективной: повышение управленческой и финансовой грамотности позволяет значительно снизить риски, обучение работников предприятия вызывает рост производительности труда и т. д. Есть и такие действия по поддержке МСП, которые включают в себя одновременно и финансовую, и нефинансовую помощь. Например, в апреле текущего года было принято решение о том, что субъекты МСП смогут приобретать разработанное отечественными компаниями программное обеспечение с 50%-й скидкой [5].

Приведём лишь некоторые из мер развития и поддержки, которые используются в Российской Федерации на различных уровнях: субсидии и гранты; льготное кредитование; предоставление гарантий; льготный лизинг; бизнес-консультирование; поддержка традиционных промыслов и ремесел; особые системы налогообложения; создание технопарков; инфраструктурная поддержка; подготовка и переподготовка кадров; поддержка внешнеэкономической деятельности; защита прав предпринимателей; введение налоговых каникул; инновационные ваучеры; сопровождение бизнеса; создание локальных торговых площадок; и многое другое.

При этом субъекты РФ самостоятельно вырабатывают свою политику в области поддержки бизнеса, в том числе малого и среднего. Для этих целей принимаются нормативные акты, регламентирующие конкретные формы и методы поддержки и развития предпринимательства в регионе, разрабатываются стратегии и дорожные карты, создаются специальные комиссии, комитеты и т. п. Каждый субъект выбирает наиболее важные для него направления политики в области поддержки МСП, будь то инновационный стартап в Академгородке Новосибирска или небольшой зерновой элеватор на Кубани. То же самое относится к инициативам в данной области органов местного самоуправления: они также вольны выбирать доступные им и подходящие к ситуации формы и методы поддержки и развития МСП.

Помимо 209-ФЗ, существует достаточное большое количество законодательных актов, прямо или косвенно регулирующих вопросы поддержки и развития МСП, например Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», указ Президента РФ от 15.05.2008 N 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», указ Президента РФ от 29.06.1998 N 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» и иные нормативные акты. Кроме них, разрабатываются и принимаются документы общего характера, являющиеся руководствами к действию, и в первую очередь здесь достойна упоминания Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года, в которой среди прочего постулируется постепенное достижение субъектами МСП 40%-й доли в ВВП страны.  

С одной стороны, можно сказать, что в Российской Федерации существует огромное разнообразие форм поддержки небольших предприятий, а законодательная база достаточно развита и способствует чёткому и слаженному их развитию с целью достижения максимальной занятости населения, экономического роста и обеспечения здоровой конкуренции в экономике [8, с. 2921]. Так, Президент Российской Федерации Путин В. В. неоднократно высказывался по теме важности именно малого бизнеса для экономики страны и о необходимости его комплексной поддержки со стороны государства. Однако, с другой стороны, субъекты МСП всё ещё сталкиваются со слишком большим количеством трудностей при ведении своего бизнеса, к которым относится в том числе и деятельность государственных органов РФ: излишний контроль, отсутствие чёткого разъяснения принципов построения отчётности при получении финансовой помощи, излишне формализованный подход к оценке критериев необходимости поддержки и так далее. Отдельной проблемой является слабое информирование представителей бизнеса о текущих программах поддержки и связанных с ними преимуществах, а также о прохождении необходимых процедур для предоставления консультационной, товарной или финансовой помощи.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что малый и средний бизнес в России имеет неплохие шансы на получение поддержки различного рода, однако конкретные программы и инициативы должны стать более понятными и доступными для предпринимателей.

 

Список литературы:
1. Григорьев К.В. Доступность источников финансирования для предприятий малого и среднего предпринимательства // Творчество молодых ученых. 2022.  – С. 161-165. 
2. Мамчуева З.И., Джаубаева Ф.Ю. Общие тенденции и проблемы развития малого бизнеса // Journal of Economy and Business. 2022. vol. 1-1 (83). С. 133-135. 
3. Официальный сайт Государственной платформы поддержки предпринимателей «Цифровая платформа МСП». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://мсп.рф/ (дата обращения 17.05.2022)
4. Официальный сайт официального интернет-портала правовой информации. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102115928 (дата обращения 18.05.2022)
5. Официальный сайт Правительства Российской Федерации. Новости. Дмитрий Чернышенко: Малый и средний бизнес сможет приобрести новые программные продукты со скидкой 50% [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/news/45084/ (дата обращения 19.05.2022)
6. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения 17.05.2022)
7. Соколинская Ю.М., Колесниченко Е.А., Чекудаев К.В. Тенденции развития малого предпринимательства // Вестник ВГУИТ. 2020. Т. 82. № 1. С. 365-368.   
8. Солдатова С.С., Тимохина Дарья Д.М. Роль государства в решении проблем развития малого и среднего предпринимательства // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet». 2022. №4. С. 2920-2928.