АДАПТИВНЫЙ СПОРТ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
АДАПТИВНЫЙ СПОРТ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ADAPTIVE SPORT IN THE MEDIA
Almaz Tukhvatullin
Student, Department of Journalism, Bashkir State University, Russia, Ufa
Аннотация. В статье автор анализирует проблемы освещения адаптивного спорта в средствах массовой информации.
Abstract. In the article, the author analyzes the problems of coverage of adaptive sports in the mass media.
Ключевые слова: адаптивный спорт, Паралимпиада, средства массовой информации.
Keywords: adaptive sports, Paralympics, mass media.
В России более 10 миллионов инвалидов и не все они пассивны, очень многие нуждаются в проведении реабилитационных мероприятий именно средствами физкультуры и спорта. Для них спорт является не только способом физически укрепить здоровье, но так же и средством социализации и реабилитации. Поэтому крайне важно, чтобы паралимпийский спорт получал широкое освещение, информационную поддержку, популяризацию. Тем более, что у паралимпийского спорта хватает проблем. Например, не во всех городах России есть специальные комплексы подготовки и физического развития для людей с ограниченными возможностями. Такие люди обычно не имеют возможности посещать оборудованные для занятий площадки в других городах. Это делает занятия большим спортом почти невозможным. Такж не хватает оборудования, из-за которой многие инвалиды не могут заниматься регулярно и получать должное физическое развитие.
Проблемой паралимпийского спорта является труднодоступность спортивных сооружений для инвалидов. Из-за ограниченных возможностей инвалиды иногда не могут улучшать свои навыки в области спорта, что сильно уменьшает процент паралимпийских спортсменов.
Также актуальной проблемой паралимпийского спорта является нехватка профессиональных кадров. Работать с инвалидами намного сложнее, так как таким спортсменам нужны индивидуальные занятия и некоторая помощь, поэтому и заниматься с ними идёт очень мало людей. Из-за этого количество возможных спортсменов намного уменьшается.
Паралимпийский спорт сталкивается с недостаточным финансированием, в первую очередь на муниципальном уровне. Государство не уделяет должного внимания паралимпийским спортсменам, из-за чего возникают различные проблемы и сложности в его становлении, например малочисленность специализированных спортивных сооружений и инвентаря и их труднодоступность.
Не менее важной проблемой в развитии паралимпийского спорта является мотивация самих инвалидов. Многие из них находятся в не очень «хорошем» психологическом состоянии и полностью отвергают различные занятия и публичные мероприятия. А различные проблемы, с которыми они могут столкнуться на пути к большому спорту, могут отбить всякое желание заниматься дальше.
Кроме того, не все люди с ограниченными возможностями знакомы с паралимпийским спортом. Известные спортивные бренды не выпускают одежду для спортсменов-инвалидов, об этих играх меньше говорят, чем об олимпийских, и это приводит к очевидному выводу: люди не знают, какие возможности они имеют. И именно поэтому важно, как можно лучше освещать паралимпиский спорт.
Освещение паралимпийского спорта в нашей стране находится на начальном этапе. Наблюдается некоторый дисбаланс между реальным развитием спорта паралимпийцев в России и его освещением в средствах массовой информации.
Демонстрация достижений паралимпийцев может стать дополнительным стимулом и для людей не имеющих инвалидности, поскольку СМИ влияют на формирование общественного мнения и на изменеие отношения к инвалидам.
В этой связи представляется целесообразным увелечить объем освещения тематики паралимпийского движения в отраслевых СМИ, более широкое освещение событий и проблем адаптивного спорта и паралимпийского движения может позитивно отразится на их развитии в целом.
Если говорить об отношении к Паралимпиадам, то оно далеко не однозначно. Кто-то считает, что олимпийский дух проявляется больше именно в Паралимпиаде Людвига Гуттманна, чем в традиционных играх барона Пьера де Кубертена, что мужество, решимость, дух самопожертвования и величие, которое ты чувствуешь, когда преодолеваешь преграды - все эти ценности вдохновляют большинство паралимпийцев, в отличие от традиционных игр, где так происходит не всегда. Также говорят о том, что важно не ставить Паралимпийские игры в один ряд с олимпийскими, поскольку они никогда не сводились к профессионализму, национализму и победе, и мы не должны так уж пристально следить за количеством завоеванных медалей. Но есть и другое, прямо противоположное мнение.
Паралимпиада проводится после Олимпийских игр, которые активно и мощно освещаются со всех сторон, и поэтому реакция на нее со стороны СМИ немного усталая и апатичная — ведь они все силы отдали главному событию, если можно так выразиться. Это доказано исследованиями, свидетельствующими о том, что у спортивных репортеров в целом отрицательное отношение к Паралимпиаде сразу после Олимпийских игр. А если репортерам не хватает силы воли для позитивного освещения Паралимпиады, они, скорее всего, прибегнут к проверенному методу и начнут покровительственно повествовать об инвалидностях. Некоторые участники обеспокоены тем, что Паралимпиада дает неверное представление о жизни многих людей с ограниченными возможностями. У них такое чувство, что Паралимпийские игры посылают путаный, а порой и неверный сигнал об ограниченных возможностях людей, а поэтому они усиливают негативные стереотипы..
Вплоть до 2014 года российский телезритель, да и вообще российский потребитель информации считал Паралимпиаду своего рода придатком обычной, «здоровой» Олимпиады (согласно исследованиям санкт-петербургского медиаагентства «Инфоблок»). Но когда большой паралимпийский спорт пришел в Сочи, то стал одной из пяти основных тем во всех крупнейших российских СМИ (включая региональную прессу и аудиовизуальные региональные проекты). Наряду с политикой, шоубизнесом, прогнозом погоды, социально-экономическими темами, а также непосредственно развлекательными текстами, Сочинская Паралимпиада стала уникальной в контексте ее освещения различными средствами массовой информации. Причем это касается не только российских изданий, авторских блогов и телеканалов. Система международной спортивной журналистики, которая очень остро реагирует на такие слова, как «рейтинг» и «прибыль», нашла свои интересы и в паралимпийском Сочи.
Паралимпийские игры — событие уникальное во многих отношениях. Это и спортивная борьба людей с ограниченными возможностями, это и социальный проект, это и особые требования к журналистике. Освещение Паралимпиады в СМИ — тема непростая. Идеологический подтекст и чувство жалости, вызываемое «картинкой» у аудитории, в былые годы не способствовали высоким рейтингам и, соответственно, высоким экономическим показателям.
Однако процессы, характерные для всеобщего единения нации в период спортивных баталий путем информационной и аналитической подачи материалов разными типами СМИ, были запущены еще до фактического начала Паралимпиады. Уникальность сочинских Игр (в данном случае именно Паралимпийских) еще и в том, что отечественный информационный паралимпийский дефицит, наблюдавшийся, по сути, еще за год до Игр, был полностью пройден. Российское телевидение никогда ранее в таких масштабных объемах не транслировало Паралимпийские игры, как это было в Сочи. ВГТРК стала главной компанией по производству паралимпийских телетрансляций, потому что фактическое производство телекартинки в Сочи — дело рук АНО «Спортивное вещание». Паралимпийские игры у ВГТРК освещалисразу три канала: «Россия 2», «Спорт 1» и «Спорт». Каждый из них транслировал Паралимпиаду в максимально полном объеме, включая прямые эфиры со всех арен, а не только показ медальных для России дисциплин. Согласно составленным по окончании Паралимпиады рейтингам независимой компанией «ТВ-исследования», зрительский интерес Паралимпиады сопоставим со зрительским интересом «обычного» биатлона на том же федеральном канале. Понятно, что это стало возможным благодаря атлетам, которые таким образом «добрали» еще примерно 20 % населения от числа тех, кто спортом интересуется только во время масштабных соревнований. Фактор побед в данном контексте имеет важное значение. Правда, Паралимпиада, если мы говорим о ней как о телепродукте, — очень специфическое зрелище. Далеко не все нейтральные зрители, в том числе и «профессиональные болельщики», могут смотреть трансляции Паралимпиады. Чувство жалости преобладает над спортивным азартом и эмоциями. В данном ключе интересна позиция бельгийского и североамериканского телевидения, которые накануне Паралимпиады демонстрировали не только рекламные и проморолики о спортсменах-паралимпийцах, вызывающие чувство жалости, а совсем наоборот. Чувство жалости режиссеры и корреспонденты отодвинули на второй план. А на первом — спортивная составляющая без скидок на физическую неполноценность атлетов. Такой подход в России не прижился. Даже региональные СМИ (и печатная пресса, и Интернет) так или иначе затрагивали момент физической неполноценности спортсменов, представляя их накануне стартов. Объяснить такой вроде бы удивительный фактор просто — разница в менталитете аудитории. В любом случае цели и у западных телевизионщиков, и у российских были схожие — в максимально полном объеме показать Паралимпиаду. В нашей стране, правда, большую роль в максимальном освещении Паралимпийских игр сыграл и идеологический аспект. Это касается не только и не столько «главного вещателя Паралимпиады», то есть ВГТРК (другие каналы ограничивались информационными сообщениями в выпусках новостей, либо бегущей строкой). Но еще и СМИ печатных, и интернет-СМИ (к примеру, РБК). В прессе и Интернете, кстати, Паралимпиада как одна из главных, актуальных тем держалась в топе непосредственно во время Игр. Ни до, ни после ажиотаж СМИ такого типа не нагнетали. Но это объясняется спецификой журналистики в прессе и в Интернете. Интернет-СМИ — это, по сути, с точки зрения информация одного дня. Новость. Хотя попытки проанализировать отдельные Паралимпийские виды были, но это касается частных авторских блогов с не самым большим количеством подписчиков. Пресса в этом отношении еще более консервативна. Информационный подход был доминирующим. Аналитики в процессе Паралимпиады быть не могло в принципе. Во-первых, банальная причина — нехватка места на полосе, куда еще нужно вместить все результаты и т. д. Во-вторых, анализировать Паралимпийские сражения могут журналисты, в паралимпийском спорте находящиеся повседневно из-за его специфики. В России же даже в специализированных спортивных изданиях таких специалистов пока нет. Здесь очевиден и дефицит достойного медиаобразования. Именно спортивного медиаобразования, ведь журналистика во многих вузах преподается на хорошем уровне. Но спортивная журналистика требует, пожалуй, даже более плотного подхода и гораздо более жесткой специализации при общей универсализации.