ОСОБЕННОСТИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)
ОСОБЕННОСТИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
FEATURES OF INTERBUDGETARY RELATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION AT THE PRESENT STAGE
Ekaterina Lyubchenko
Student, Department of Economic Theory and Entrepreneurship, South Russian Institute of Management - branch of RANEPA, Russia, Rostov-on-Don
Petr Vasiliev
Scientific director, Doctor of Economics Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Economic Theory and Entrepreneurship, South Russian Institute of Management - branch of RANEPA, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. В статье рассматривается сущность межбюджетных отношений Российской Федерации на современном этапе, проводится анализ основных тенденций усовершенствования системы бюджетных отношений, а также приводится ряд мер, осуществленных для формирования современного состояния системы межбюджетных отношений в РФ.
Abstract. The article discusses the essence of interbudgetary relations of the Russian Federation at the present stage, analyzes the main trends in improving the system of budgetary relations, and also provides a number of measures taken to form the current state of the system of interbudgetary relations in the Russian Federation.
Ключевые слова: межбюджетные отношения, отношения, финансы, бюджет, Российская Федерация, принципы.
Keywords: interbudgetary relations, relations, finances, budget, Russian Federation, principles.
Межбюджетные отношения в РФ представляют собой определенное взаимодействие органов государственной власти Российской федерации, региональных органов и органов местного самоуправления по вопросам и целям формирования и исполнения соответствующих бюджетов, где бюджет как экономическая категория представляет собой систему императивных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Другими словами, бюджет – это смета доходов и расходов государства, составленная с учетом путей расходования и каналов пополнения основного фонда.
В современности система межбюджетных отношений претерпевает ряд значительных изменений и находится в постоянной трансформации, в которую входят: усовершенствование правовой, законодательной базы, механизмов делегирования и распределения бюджетных полномочий и средств, ужесточение контроля за расходованием выделяемых средств и финансовой помощи. Система денежных отношений Российской Федерации в перспективе основывается на ряде принципов, главенствующими среди которых являются:
- Самостоятельность и самодостаточность различных уровней межбюджетных отношений;
- Законодательное регулирование и правовой механизм распределения бюджетных средств;
- Соответствие объема ресурсов органов власти их выполняемым функциям;
- Обязательное законодательное регулирование бюджетных и расходных полномочий, а также бюджетной ответственности между уровнями государственной власти: федеральным, региональным и муниципальным;
Характерной чертой межбюджетных отношений в Российской Федерации является бюджетный федерализм, который непосредственно определяет характер межбюджетных отношений самостоятельных уровней при условии удовлетворения интересов как всей федерации, так и регионов и муниципальных образований.
В РФ такие отношения проявляются в выделении трансфертов, сущностью которых является предоставление средств из одной самостоятельной системы в другую, определенных Бюджетным кодексом РФ: формы межбюджетных трансфертов представлены в ст. 129 БК РФ, ст.135 БК РФ и ст. 142 БК РФ. Трансферты, предоставляемые из федерального бюджета, предусмотрены ст. 129 БК РФ; ст. 135 БК РФ, формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, перечислены в ст. 142 БК РФ.Сформулированные еще 2000-х годах основные принципы построения бюджетной системы и регулирования межбюджетных отношений имеют тенденцию к относительному сохранению в настоящее время. При этом основные положения о реформировании вышеупомянутой системы отношений в современной России приведены в правительственных документах. По заключению министра финансов А.М. Лаврова определяющей особенностью и ключевым фактором реформирования системы межбюджетных отношений в РФ является четкое разграничение расходных полномочий между органами и публичными образованиями и уменьшение несбалансированности обеспечения федеральных мандатов. Делегирование расходных полномочий и уравнивание уровня обеспеченности федерального уровня межбюджетных отношений осуществляется посредством выделения субвенций, дотаций и субсидий публичным образованиями, в котором федеральный центр делегирует эти полномочия и средства, а региональные органы являются их исполнителями. Это способствует устранению малообеспеченных субъектов и их уравнивание как в горизонтальном, так и вертикальном отношении.
Таблица 1.
Если рассматривать субнациональный уровень системы бюджетных отношений в РФ, то распределение расходных полномочий и соответствующих средств имеет место в двух направлениях:
- Перераспределительные отношения между субъектами федерации;
- Распределение средств и полномочий между органами местного самоуправления (на внутрирегиональном уровне);
Рассматривая такую сложную систему регионального уровня межбюджетных отношений следует выделить два существенных аспекта:
- Функциональный, который подразумевает учет и оценку финансовых потоков для устранения дисбалансов бюджетной системы.
- Императивный, соблюдение законности, разумности и эффективности распределения и делегирования полномочий и средств с одновременным контролем соблюдения иерархии бюджетной системы, которые возможно определить с помощью консолидации бюджетов Российской Федерации.
В современной системе межбюджетных отношений роль государства определена расширением и поддержкой доходной базы, а также обеспечением стабильной устойчивости и самостоятельности бюджетов всех уровней данной системы. Так, в 2019-2020 годах был проведен ряд мер по изменению системы бюджетных отношений РФ: была полностью исключена вероятность и практика наказаний в виде приостановлении трансфертов публично-правовым образованиям, были введены горизонтальные субсидии на межрегиональном и межмуниципальном уровнях для обеспечения стабильности бюджетов муниципалитетов и региональных бюджетов, такая политика перераспределения является новшеством за столь большой период существования бюджетной системы Российской Федерации. Также были введены ограничения и случаи распределения и перераспределения межбюджетных трансфертов, были установлены границы для перераспределения межбюджетных трансфертов и нормирование нераспределенного объема бюджетных средств в процентном соотношении: 1 года – 5%, 2 год – 10%. Расширение бюджетных средств за счет собственных доходных баз регионов посредством стимулирования их из федерального бюджета:
В течение 2021 г. и планового периода 2022 и 2023 гг. предполагается реализовать комплекс мер по совершенствованию межбюджетных отношений. В их число входят предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации нецелевой финансовой поддержки с сохранением действующих подходов к распределению дотации на выравнивание; формирование дополнительных доходных источников поступлений в консолидированные бюджеты.
Таблица 2.
Таким образом, система межбюджетных отношений Российской Федерации имеет тенденцию к постоянному обеспечению стабильности и самостоятельности всех уровней бюджетной системы РФ на основе увеличения доходной базы публично-правовых образований, расширению возможностей регионов на основе стимулирования их бюджетов из федерального уровня, усовершенствованию распределительной и перераспределительной систем для сокращения дисбалансов обеспеченности мандатов, усовершенствованию законодательной базы для контроля делегирования и исполнения расходных полномочий и период до 2024 года и тд.