Статья:

Увеличение налога на добавленную стоимость: последствия

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Барахоева Х.Н. Увеличение налога на добавленную стоимость: последствия // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(16).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 7 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Увеличение налога на добавленную стоимость: последствия

Барахоева Хяди Накировна
студент Ингушский государственный университет (ИНГГУ), РФ, г. Назрань
Цурова Лиза Ахметовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Ингушский государственный университет (ИНГГУ), РФ, г. Назрань

 

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие налога на добавленную стоимость как косвенного налога, который обязателен к уплате в федеральный бюджет. Также рассматриваются налогоплательщики и объекты НДС. Дается сравнительный анализ ставок НДС по соответствующим годам. В связи с увеличением НДС в 2019 году, представлен анализ последствий как отрицательных, так и положительных.

 

Ключевые слова: НДС, налогоплательщики, объекты, ставка НДС, увеличение НДС, последствия.

 

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом. Он начисляется покупателю на товары (работы, услуги), которые он приобретает, продавцом по соответствующей ставке.

Впервые НДС придумал и внедрил Морис Лоре, директор Дирекции по налогам, сборам Министерства экономики финансов и промышленности Франции. Признав этот налог успешным, его стали внедрять и другие страны.

В Российской Федерации НДС действует с 1 января 1992 года и регулируется главой 21 НКРФ.

Существуют отдельные категории налогоплательщиков и виды операций, которые не подлежат обложению этим налогом.

Например, организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение, если сумма выручки за последние 3 месяца не превысила определенной в НКРФ величины, или же если они перешли на специальные режимы.

Как известно, налогоплательщиками НДС признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, занимающиеся перевозкой товаров через таможенную границу.

Объектами выступают следующие операции, которые определены статьей 146 НКРФ:

  • Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;
  • Передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд;
  • Строительно-монтажные работы для собственного потребления;
  • Ввоз товаров на территорию РФ.

Ставка на НДС не оставалась неизменной с того времени, как этот налог внедрили.

Ее изменение по соответствующим годам мы можем наблюдать в таблице 1.

Таблица 1

Изменение ставки на НДС

1992-1993 гг.

1994-2003 гг.

2004-2018 гг.

2019 г.

28%

20%

18%

20%

 

Налог на добавленную стоимость обязателен к уплате, так как является федеральным налогом. Продавец должен уплачивать в бюджет сумму НДС, поступившую от покупателя.

В 2019 году ставку на НДС увеличили и она составила 20%. Закон о повышении ставки приняла Госдума в третьем чтении.

Как утверждает правительство, повышение НДС принесет в бюджет дополнительные 620 млрд. рублей.

Причиной повышения НДС служат нефтегазовые доходы, которые сократились из-за падения цены на нефть.

К тому же, в мае 2018 года В. В. Путин постановил в 2024 году улучшить безопасность автомобильных дорог и качество инфраструктуры, заняться развитием «цифровой экономики», повысить качество жизни граждан.

Таким образом, НДС – хороший способ профинансировать эти задачи.

Затрагивая тему последствий повышения НДС, не можем упустить несколько моментов. Во-первых, повышение ставки НДС отразится на бизнесе, то есть при увеличении налоговой нагрузки компании будут больше платить в бюджет.

Особенно это коснется тех, у кого высокая добавочная стоимость – фонд оплаты труда, амортизационные отчисления, прибыль, проценты по кредитам. Во-вторых, пострадают покупатели, которым придется платить за приобретаемые товары (работы, услуги) больше из-за повышения цен.

Рост цен спровоцирует снижение покупательной способности работающего населения, чьи зарплаты также снизятся, по оценкам Минэкономразвития, с 6 до 1 %. Все это приведет к снижению стимулов к труду, сокращению выпуска и доходов, а также потребления.

Помимо вышесказанной причины повышения НДС, еще одной причиной выступает его высокая собираемость, поскольку НДС собирается почти со всех товаров и услуг.

Этот налог платится всеми участниками цепочки от производителя до покупателя.

Если же кто-то в этой цепочке не заплатит налог, государство получит деньги с другого участника, а контрагенты будут разбираться между собой. Для государства НДС является более удобным, так как конечному покупателю уклониться от уплаты налогов не предоставляется возможным.

Но, по мнению Минэкономразвития, все обстоит не так плачевно.

По их оценкам, с 2021 по 2024 гг. показатель ВВП станет выше на 3%, а экономическая активность населения возрастет. В 2019 году планируется увеличение численности занятых на 300 000 человек, а к 2024 году – на 1,8 млн. человек.

Согласно отчету Райффайзенбанка, НДС дает около 34% доходов бюджета. Это самый крупный федеральный налог.

Однако, повышение НДС негативно скажется на подакцизных товарах, в частности, бензине, высокая цена на который и так является серьезной проблемой. 

Также увеличение ставки НДС может снизить инвестиционную привлекательность некоторых предприятий, например, в области машиностроения.

Итак, анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что необходимо разработать такую методику взимания НДС, в которой будут учтены интересы и плательщиков налога и государства в целом.

Хотелось бы отметить и то, что проблема организации четкого порядка взимания НДС и освобождения от его уплаты вытекает в группу наиболее значимых задач обеспечения экономической безопасности.

Таким образом, внесение в закон необходимых поправок о налоговом администрировании станет способом рационального заполнения федерального бюджета.

 

Список литературы:
1. Налоговый Кодекс РФ.
2. Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах».
3. Мельникова Н.П. «Налоги и налоговая система РФ». –М.: Юрайт, 2018г.
4. www.vedomosti.ru.
5. www.tass.ru/ekonomika.
6. www.kommersant.ru.