Создание нового программного продукта в мировой розничной компании: процесс и функции
Секция: Экономика
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Создание нового программного продукта в мировой розничной компании: процесс и функции
В данной статье рассказывается о том, как в компании подошли к работе с конкурентами. Результатом работы стала ИС, позволяющая отслеживать изменения, а также получать детальный анализ по любым позициям.
Введение
Создание нового программного продукта – это всегда долгий и трудоемкий процесс. Необходимо учесть все требования и прописать все необходимые функции при написании технического задания, чтобы в последствии не пришлось отдавать продукт на доработку, следовательно, не тратить лишние деньги.
В данной статье будет описан процесс создания программного продукта в розничной компании для работы с конкурентами. Будет показан процесс компании, дорожная карта создания продукта и описаны результаты внедрения продукта.
Постановка задачи
«Среди всех групп, которые оказывают в той или иной мере влияние на компанию, конкуренты в условиях демократического общества и развитого рынка являются, наверное, более всего важными. Это одна из сил, которая заставила за 30 лет (с 1972 по 2002 годы) удвоиться показатель шаткости – вероятность того, что лидера (компанию, относящуюся к 20% самых доходных игроков отрасли) через пять лет вытеснят с передовых позиций [2]».
«За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены, и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным [1].»
Конкуренция – существенная черта различных видов деятельности, в которых происходит столкновение интересов. Под конкуренцией здесь мы будем понимать соперничество групп, организаций, а также товаров и услуг в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной сфере. И соответственно конкуренты – это люди, компании, организации, товары и услуги, которые уже конкурируют с нами или будут конкурировать в будущем. На рисунке 1 представлены факторы, влияющие на конкуренцию.
Рисунок 1. Конкуренция
Около двух лет назад в компании начался спад продаж и было принято решение провести анализ причин, которые на это влияют. Были выявлены следующие причины: снижение покупательской способности, неэффективный анализ конкурентов, слабый маркетинг, прочие факторы.
Из всех проблем была выбрана проблема, связанная с конкурентами, так как это тот фактор, который позволит в будущем сохранять на рынке лидирующие позиции, а также подстраиваться под конкурентов и предлагать самые выгодные условия по определенным позициям.
Для решения поставленной задачи была создана специальная группа, которая предложила несколько концепций по развитию ситуации. Вот несколько из них: создание отдела, который будет заниматься мониторингом конкурентов на ежедневной основе и составлять отчеты об их деятельности; выделение часов каждого отдела в каждом магазине для мониторинга рынка и принятия решений; создание единой базы с возможностью ее дополнения; создание программного решения для мониторинга рынка, с возможностью сравнения с конкурентами на артикульном уровне и некоторые другие.
В итоге, комиссией было принято решение создать программный продукт, так как по сравнению с другими предложениями он отличается глубиной анализа и более положительной перспективой развития. В таблице 1 представлена текущая бизнес модель компании.
Таблица 1.
Бизнес–модель предприятия ИКЕА
Ключевые партнеры (КП)
Головная организация (ООО «ИКЕА МОС», ООО «ИКЕА ТОРГ») |
Ключевые виды деятельности (КД)
Реализация мебели и предметов интерьера
|
Ценностные предложения (ЦП)
Мебель, предметы интерьера, доставка, сборка, дизайн интерьеров |
Взаимоотношения с клиентами (ВК)
Прямые продажи |
Потребительские сегменты (IIC)
Розничные и оптовые потребители с Сибирского Федерального Округа |
|
Ключевые ресурсы (КР)
Персонал Мебель Товары интерьера |
Каналы сбыта (КС)
Прямые каналы сбыта, отдел В2В, интернет продажи |
||||
Структура издержек (СИ)
Затраты на закупку компьютерной техники Затраты на лицензии ПО Затраты на аренду помещения З/п персоналу |
Потоки поступления доходов (ПД)
Реализация продукции Реализация отходов и использованных материалов |
Разработка программного продукта
Отделу поддержки продаж было поручено собрать требования сотрудников к конечному продукту и написать техническое задание для отдела разработки. В список требований вошли:
· авторизация пользователей;
· возможность сравнение конкурентов на артикульном уровне;
· возможность добавления нескольких конкурентов (до 7) на один артикул;
· возможность создавать необходимое число параметров (до 15) для сравнения (цвет, высота и т.д.);
· возможность оставлять комментарии (поле «Комментарий»);
· возможность на просмотр данных других сотрудников, но запрет на изменение;
· возможность выставления оценок по степени конкурентоспособности товара конкурента;
· возможность получения комментария от своего руководителя на изменение цены в любую сторону (не изменяем, повышаем, понижаем);
Данные требования легли в разработку технического задания, которое в последствии было согласовано с лидером проекта и передано для реализации компании–разработчику.
Была составлена дорожная карта, которая отражает процесс от инициализации процесса до его реализации. На рисунке 2 представлена дорожная карта, на которой цветом выделен процесс разработки.
Рисунок 2. Дорожная карта разработки приложения
Как видно по дорожной карте, в течении 2-х месяцев была проделана работа по разработке продукта. Затем, в течении месяца были тесты приложения в условиях работы и по ее ходу устранялись обнаруженные ошибки. Полная приемка программного продукта была произведена 16 сентября 2007 года.
На сегодняшний день, компания активно пользуется программным продуктом, что позволяет мониторить ситуацию на рынке максимально объемно и совершать необходимые изменения в своей политике за короткий отрезок времени.
Заключение
Таким образом, наша компания получила программу для быстрого реагирования на изменения рынка. Команда аналитиков отметила, что за 3 года пользования продуктом, мы полностью окупили его разработку.
Среди результатов также можно отметить, что среднее реагирование на изменение цены конкурентами стала не 3 дня как ранее, а всего один день. Количество уникального ассортимента возросла с 15% до 25%.