АНАЛИЗ УРОВНЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РЕГИОНА РОССИИ
Конференция: CXLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
CXLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
АНАЛИЗ УРОВНЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РЕГИОНА РОССИИ
ANALYSIS OF THE INVESTMENT APPEAL OF TIMBER PROCESSING COMPLEXES OF THE RUSSIAN NORTH-WESTERN REGION.
Nikita Lavrov
Student, Saint-Petersburg State Forest Technical University, Russia, Saint-Petersburg
Irina Zakharenkova
Scientific director, Saint Petersburg State Forestry University named after S.M. Kirov, Russia, Saint-Petersburg
Аннотация. Обновление и развитие - одна из важнейших задач успешной экономики страны. Огромная часть капитала как государственного, так и розничного находится в инвестиционных проектах. Активное инвестирование государства, а также частных инвесторов говорит о стабильной и развивающейся экономике. Однако не все сферы экономики привлекательны инвесторам. Важно понимать риски, связанные с лесопромышленной деятельностью, а также их взаимодействие с государством. В данной статье будут рассмотрены факторы, которые могут повлиять на привлекательность инвестиций в деревообрабатывающие предприятия, и в частности предприятия СЗФО.
Актуальность анализа уровня инвестиционной привлекательности деревообрабатывающих предприятий. Инвестиционная деятельность незаменима в экономической деятельности как всей системы, так и отдельных её участников. Развитие и экономический рост во многом зависят от инвестиционных процессов. Фундаментальная привлекательность в инвестиции — это потенциальная доходность, а также скорость окупания инвестиций. Сектора, которые являются исторически успешными (нефтегазовая промышленность, банковский сектор), а также появление организаций, которые фокусируется на предоставлении цифровых услуг и сервиса (Яндекс, Mail.ru) пользуются большим спросом как позиции инвестиций долгосрочных, так и спекулятивных. На данный момент анализ потенциала лесного сектора предоставляет возможность понять скрытый потенциал лесного сектора, а также оценить некоторые риски, связанные с инвестированием в данные предприятия. Интерес происходит от активного участия государства при внедрении проектов развития. В силу того, что сектор перестраивается, есть целесообразность в пересмотре привлекательности инвестиций в лесной сектор, а в частности, в деревообрабатывающие предприятия.
Стратегии государства РФ действуют в двух направлениях: увеличение вклада ЛПК в ВВП РФ с 0,5% до 1% путем увеличения производства изделий из древесины более глубокой переработки, и декриминализация лесного сектора. “Приоритетом является увеличение глубины переработки древесины, в том числе путем повышения уровня ставок вывозных таможенных пошлин” [1]. С 2019 года уже действует вывозная пошлина на необработанные лесоматериалы в размере 40%. Даже при отрицательной динамике экспорта продукции ЛПК, Россия находится в тройке мировых лидеров по экспорту фанеры и пиломатериалов. Также по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса 29.09.2020 № Пр-1816 будут установлены вывозные таможенные пошлины в отношении древесины со степенью естественной влажности более 22%. Помимо ограничения и назначения пошлин, была поставлена задача разработка проектов развития лесного сектора, включающих в себя мероприятия, направленные на ликвидацию серых схем. “Черное” лесорубство является серьезной проблемой и несмотря на снижение числа незаконных рубок, ежегодно на территории Российской Федерации все еще выявляется порядка 16 тыс. случаев незаконной заготовки древесины. [2].
Рисунок 1. Экспортная цена т физический объём экспорта
Системы лесных бирж и контроля древесины до лесосеки должны организовать рынок древесины как прозрачный и готовым к дальнейшим обширным проектам и стратегиям. В силу увеличения объема круглого леса на отечественном рынке,
деревоперерабатывающие заводы могут наращивать производство за счет более доступного сырья, а также нацеленная государственная поддержка позволит более резкие темпы развития и большее освоение природного ресурса. Все инициативы правительства говорят о том, что на данном этапе лесопромышленный сектор нуждается в поддержке, однако проблемы, связанные с сектором можно связать с некой запущенностью с которой на данный момент эффективно борется правительство. По данным Министерства Экономического Развития России, Итогам внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в 2019: “Экспорт круглого леса сократился с 1,5 млрд долл. США в 2018 году до 1,1 млрд долл. США в 2019 году в том числе вследствие повышения уровня ставок вывозных таможенных пошлин. Физические объемы экспорта необработанной древесины из России упали до минимального за более чем 20 лет значения –13,1 млн тонн по итогам прошлого года…Движение отрасли в сторону переработки сырья привело к наращиванию экспорта пиломатериалов (Код: 4407), однако преимущественно с низкой добавленной стоимостью” [3] (см. Рисунок 1). Также отчет Федеральной службы государственной статистики обнародовал что объем промышленного производства пиломатериалов и изделий из древесины за отчетный период составил 13,5 млн куб.м , что превышает показатель предыдущего года на 6.3%.
Рисунок 2. Структура экспорта продукции ЛПК в стоимостном выражении по основным товарным группам, млрд. долл. США
Представленные показатели говорят о том, что лесопромышленный сектор находится в стадии перехода от экспорта сырья к экспорту товара в наибольшей добавленной стоимостью (см. Рисунок 2). Стоит ожидать отрицательную динамику экспорта продукции ЛПК в ближайшие годы в силу сокращение экспорта, однако это явление можно считать временным так как проводится усиленная политика субсидирования и поддержки ЛПК. Такие программы заточены под стимулирование отечественного производства продукции с высокой добавленной стоимостью начиная от пиломатериалов и заканчивая целлюлозно-бумажной продукцией. Множество программ субсидий под ведомством Минпромторга России дает возможность прозрачным и добросовестным компаниям снизить затраты, связанные с экспортом, освоением новых лесных участков, построение инфраструктуры и развитием комплексов для переработки сырья.
Основные задачи СЗФО состоят в поддержке интенсивного развития глубокой переработки древесины, инвестирование в перспективные проекты в области освоения лесов.” В 2020 году заготовлено 17 млн. м³ древесины (101% к 2019 году). По данным статистики индексы физического объема по лесопромышленному комплексу области составили: по лесозаготовкам - 101%, по обработке древесины и производству изделий из дерева – 106,8%, по производству бумаги и бумажных изделий –147,6%” [4]. СЗФО считается одним из самых технологически оснащенных и освоенных, и примененные государственные инициативы нивелируют некоторые риски, связанные с волатильностью международного рынка.
В заключении стоит отметить что инвестиционная деятельность всегда связана с риском, и оценка рисков является серьезным фактором в принятии решения. Предприятия должны иметь возможность исполнить обязательства, независимо от колебаний рынка. Следовательно, предприятия должны быть достаточно стабильны в производстве, должны иметь чистую репутацию для использования программ субсидий и иметь потенциал развития. По результатам Агентства Стратегических Инициатив, в Ленинградской, Калининградской и Вологодских областях прошел скачек рейтинга на 20 самых благоприятных к инвестированию. Основываясь на предоставленных данные, можно сделать вывод что инвестиции в ЛПК, в частности в целлюлозно-бумажную продукцию которая активно развивается в СЗФО, привлекательны и целесообразны. Обширная государственная политика на увеличение стоимости продукции экспорта продукции через программы субсидий может является индикатором на активный рост лесопромышленной отрасли в целом, так и в СЗФО.