СОВРЕМЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)
СОВРЕМЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ
Аннотация. В данной статье рассмотрена сущность финансового контроля, изучены основные элементы финансового контроля, выделены основные учреждения, осуществляющие государственный финансовый контроль, выявлены ключевые задачи современного финансового контроля. . Методами, применяемыми в исследовании, выступили анализ статистической информации, а также трудов отечественных и зарубежных ученых. Автором был сделан вывод о важности и необходимости финансового контроля в современном мире.
Ключевые слова: финансовый контроль, элементы финансового контроля, государственные органы, осуществляющие финансовый контроль, задачи финансового контроля.
Финансы являются одним из ключевых звеньев экономической системы, а финансовый контроль – необходимой составляющей финансовой системы. Последний имеет весомое значение как в государстве (ведь с его помощью становится возможным повышение собираемости налогов), так и на уровне предприятий, организаций и других учреждений. В связи с чем на сегодняшний день реформирование системы финансового контроля должно происходить с учетом современных условий.
Организация контроля использования общественных финансов играет важную роль на современном этапе развития. Эффективное функционирование демократического общества во многом обусловлено хорошо налаженной системой контроля.
Государственный финансовый контроль — это инструмент финансовой политики, конечным итогом использования которого становится повышение эффективности использования финансовых ресурсов.
Элементами финансового контроля выступают:
Субъекты финансового контроля- специально уполномоченные органы, а также квалифицированные специалисты, осуществляющие контрольную деятельность на основе норм законодательства.
Объекты финансового контроля – это то, на что непосредственно направлен финансовый контроль, то есть процессы, явления, события, связанные с использованием финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления, характеризующиеся системой стоимостных показателей.
В научной литературе выделяется подход, в соответствии с которым государственные учреждения, реализующие финансовый контроль, подразделяются на 4 группы [1]:
- Контрольно-счетные учреждения, которые формируются органами законодательной власти (Счетная палата РФ и аналогичные структуры в регионах РФ).
- Контрольно-ревизионные органы на уровне исполнительной власти. Такими органами являются Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба РФ и Росфинмониторинг.
- Региональные и муниципальные контрольно-ревизионные структуры.
- Центральный банк и подведомственные ему учреждения.
Одной из главных задач государственного финансового контроля является эффективное использование средств государственного бюджета, а также выявление возможных резервов экономического роста. Для того, чтобы управление финансами было наиболее эффективным важна отлаженная работа всей системы государственных финансовых органов.
Значение финансового контроля заключается в том, что, с одной стороны, посредством его проведения реализуется надзор исполнения установленных правовых норм, а с другой, обоснованность принимаемых решений задачам и целям государства и муниципальных образований. Являясь важнейшей функцией управления, финансовый контроль обеспечивает надежное функционирование финансовой системы, содействует укреплению финансовой безопасности. Деятельность рассмотренных ранее органов, реализующих государственный финансовый контроль, играет важную роль во всей системе управления, что в первую очередь обусловлено их значением в эффективном распределении бюджетных средств [2].
Необходимость деятельности органов в сфере государственного финансового контроля определяется тем, что посредством их деятельности обеспечивается [3]:
- эффективное использование денежных средств государства;
- практическая реализация бюджетной, валютной, налоговой, денежной и кредитной политики;
- защита финансовых интересов государства и его граждан;
- законность финансовой деятельности;
- предпосылки экономического роста;
- сокращение уровня криминализации;
- увеличение средств федерального бюджета;
- правильность использования денежных средств.
Одним из практических примеров значения деятельности финансовых контрольных органов является ситуация недостачи средств в федеральный бюджет. В связи с чем, уполномоченными органами производятся проверки для обнаружения правонарушений в налоговых правоотношениях и применение соответствующих санкций. Таким образом, проблема с недостачей поступлений в федеральный будет может быть решена в рамках деятельности государственных органов финансового контроля.
Эффективность реализации финансового контроля во многом зависит от сложившейся нормативно-правовой базы в данной сфере, от распределения контрольных полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления. Когда речь идет непосредственно о правовой составляющей государственного финансового контроля необходимо понимать, что на сегодняшний день деятельность контрольных органов регламентирована. Нормативные основы финансового контроля составляют [4]:
- Конституция РФ;
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ;
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ;
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ.
Таким образом, значение органов государственного финансового контроля во многом определяется функциями последнего. Эффективная организация деятельности органов финансового контроля служит предпосылкой и важнейшим фактором экономического роста в стране. Такая система позволит защищать экономические интересы не только РФ, но и хозяйствующих субъектов, инвесторов, собственников и в целом позволит избавиться от криминализации экономики и высокой коррумпированности.