ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ СПО В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ СПО В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Подготовка конкурентоспособного специалиста в учреждениях СПО – одна из ключевых задач современного образования. Российское профессиональное образование движется по пути развития практико-ориентированного обучения. В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает учебные и воспитательные задачи в условиях информатизации образования. В настоящее время проектный метод является одной из основных форм обучения студентов среднего профессионального образования, которая направлена на привлечение студентов к самостоятельной исследовательской деятельности, развитие их творческих способностей и познавательных интересов, углубление профессиональной подготовки, развитие личностных качеств и пр.
Ключевые слова: проектный метод, проектная деятельность, информатизация образования, СПО (среднее профессиональное образование), будущий специалист.
Проектная деятельность формирует у будущих специалистов умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем – не только профессиональных, но и жизненных. Внимание к проектной деятельности обусловлено, в основном, необходимостью требованием повышения качества профессиональной подготовки обучающихся учреждений СПО
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом [3].
Цель метода проектов заключается в развитии профессиональных навыков. Предназначение данного метода состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения поставленной проблемы, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Суть метода проектов заключается в развитии интереса студентов к определенной проблеме, решение которой предполагает владением определенными знаниями. А сама разработка проекта предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний.
Метод проектов даёт возможность студентам СПО активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.
В настоящее время будущим специалистам недостаточно лишь теоретических знаний, поскольку конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности специалиста, гибкости его мышления, способности к самообучению и совершенствованию своих знаний и умений. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности. Это должно быть заложено в основу организации учебного процесса любое образовательное учреждение СПО. Введение в образовательный процесс ФГОС СПО поставило перед учреждениями профессионального образования задачу выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции [1].
Для подготовки будущих специалистов в системе СПО проект представляет собой возможность максимального раскрытия творческого потенциала и средство самореализации, поскольку дает возможность проявить себя и свои силы, показав публично достигнутый результат. В настоящее время достаточно активно в области профессиональных дисциплин используют исследовательское направление проектной деятельности, которое направлено на получение научных знаний и которое характеризуется новизной и практической значимостью.
Проектный метод в настоящее время становится фактором общения и информационным пространством для самореализации, применения и проверки накопленного опыта. Он выводит студентов СПО на сотрудничество и создает условия для внутренней активности личности и развития творческого мышления. Учебный процесс с применением проектов становится для студентов СПО личностно значимым и помогает раскрыть творческий потенциал и проявить исследовательские способности.
Особенность выполнения исследовательских работ и проектов – это возможность совместной творческой работы преподавателей и студентов. Поэтапная работа над проектами позволяет, с одной стороны, выступать как педагогическая технология, а с другой стороны как организация деятельности студентов, типизированная по принципу инженерного проектирования, позволяющая решать стоящие перед ними научные и технические проблемы. Именно при обучении на специальностях по техническим отраслям производствах, где в ходе работы над проектами у студентов формируется инженерное мышление, у них появляется возможность создать по-настоящему значимые проекты.
Тематика проектов должна быть связана с будущей профессией студентов СПО. Они посредством проектного метода осуществляют научно-исследовательскую работу, разрабатывают программу ее реализации, осуществляют проектирование технологий, на основании которых осуществляют передачу информации.
Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, используют 2 направления:
- использование проектных технологий в процессе изучения различных специальных дисциплин (профессиональных модулей), предусмотренных учебным планом,
- включение обучающихся в реализацию творческих проектов, в том числе, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Участие всех субъектов образовательного процесса в проектировании позволяет формировать общие и профессиональные компетенции будущих специалистов, а значит, обеспечивает их конкурентоспособность в соответствии с запросами рынка труда. Выведение проектной деятельности за пределы урочной создает простор для творчества, позволяет максимально учесть личностно ориентированный подход в обучении. В ходе реализации межпредметных проектов потребуются не только учебные и профессиональные знания, но и умения организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, осуществлять текущий контроль, нести ответственность за результаты своей работы, работать в коллективе, эффективно общаться, использовать информационно-коммуникационные технологии при оформлении результатов и др. Работа с новой, профессионально значимой информацией приближает будущего специалиста к производственным условиям, что стимулирует желание обучающихся достичь продуктивных результатов и положительно отражается на формирование профессиональной компетенции. Работа в проекте побуждает их решать профессиональные проблемы, искать нестандартные решения, изучать специальную литературу, расширять свой кругозор [2].
Таким образом, проектный метод как интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания позволяет вырабатывать и развивать у обучающихся специфические умения и навыки проектной деятельности, а также навыки поиска информации, самообучения, исследовательскую и творческую деятельность. Основным условием проектного метода является «значимость предполагаемых результатов, которые должны быть материальны и оформлены. Проектный метод способствует объединить цели образования и будущую профессиональную деятельность, а так же перейти от воспроизведения знания к его практическому применению. Дальнейшее использование в образовательном процессе проектной деятельности позволяет обеспечить продвижение студентов по компетентностной образовательной траектории и способствует подготовки высококвалифицированных специалистов.