Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ СПО В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Певцаева А.Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ СПО В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 23(202). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/202/115592 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ СПО В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Певцаева Альбина Галинуровна
магистрант, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга
Шайхлисламов Альберт Ханифович
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры общей инженерной подготовки, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. Подготовка конкурентоспособного специалиста в учреждениях СПО  – одна из ключевых задач современного образования. Российское профессиональное образование движется по пути развития практико-ориентированного обучения. В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает учебные и воспитательные задачи в условиях информатизации образования.  В настоящее время проектный метод является одной из основных форм обучения студентов среднего профессионального образования, которая направлена на привлечение студентов к самостоятельной исследовательской деятельности, развитие их творческих способностей и познавательных интересов, углубление профессиональной подготовки, развитие личностных качеств и пр.

 

Ключевые слова: проектный метод, проектная деятельность, информатизация образования, СПО (среднее профессиональное образование), будущий специалист.

 

Проектная деятельность формирует у будущих специалистов умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем – не только профессиональных, но и жизненных. Внимание к проектной деятельности обусловлено, в основном, необходимостью требованием повышения качества профессиональной подготовки обучающихся учреждений СПО

Метод проектов –  это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом [3].

Цель метода проектов заключается в развитии профессиональных навыков. Предназначение данного метода состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения поставленной проблемы, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Суть метода проектов заключается в развитии интереса студентов к определенной проблеме, решение которой предполагает владением определенными знаниями. А сама разработка проекта предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний.

Метод проектов даёт возможность студентам СПО активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.

В настоящее время будущим специалистам недостаточно лишь теоретических знаний, поскольку конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности специалиста, гибкости его мышления, способности к самообучению и совершенствованию своих знаний и умений. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности. Это должно быть заложено в основу организации учебного процесса любое образовательное учреждение СПО. Введение в образовательный процесс ФГОС СПО поставило перед учреждениями профессионального образования задачу выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции [1].

Для подготовки будущих специалистов в системе СПО  проект представляет собой возможность максимального раскрытия творческого потенциала и средство самореализации, поскольку дает возможность   проявить себя и свои силы, показав публично достигнутый результат.  В настоящее время достаточно активно в области профессиональных дисциплин используют исследовательское направление проектной деятельности, которое направлено на получение научных знаний и которое характеризуется  новизной и практической значимостью.

Проектный метод в настоящее время становится  фактором общения и информационным пространством для самореализации, применения и проверки накопленного опыта. Он  выводит студентов СПО на сотрудничество и создает условия для внутренней активности личности и развития творческого мышления. Учебный процесс  с применением проектов становится для студентов СПО личностно значимым и помогает раскрыть творческий потенциал и проявить исследовательские способности.

Особенность выполнения исследовательских работ и проектов – это возможность совместной творческой работы преподавателей и студентов. Поэтапная работа над проектами позволяет, с одной стороны, выступать как педагогическая технология, а с другой стороны как организация деятельности студентов, типизированная по принципу инженерного проектирования, позволяющая решать стоящие перед ними научные и технические проблемы. Именно при обучении на специальностях по техническим отраслям производствах, где в ходе работы над проектами у студентов формируется инженерное мышление, у них появляется возможность создать по-настоящему значимые проекты.

Тематика проектов должна быть связана с будущей профессией студентов СПО. Они посредством проектного метода осуществляют  научно-исследовательскую работу, разрабатывают программу ее реализации, осуществляют проектирование технологий, на основании которых осуществляют  передачу информации.

Формируя у обучающихся опыт проектной деятельности, используют 2 направления:

  1. использование проектных технологий в процессе изучения различных специальных дисциплин (профессиональных модулей), предусмотренных учебным планом,
  2. включение обучающихся в реализацию творческих проектов, в том числе, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Участие всех субъектов образовательного процесса в проектировании позволяет формировать общие и профессиональные компетенции будущих специалистов, а значит, обеспечивает их конкурентоспособность в соответствии с запросами рынка труда. Выведение проектной деятельности за пределы урочной создает простор для творчества, позволяет максимально учесть личностно ориентированный подход в обучении.  В ходе реализации межпредметных проектов потребуются  не только учебные и профессиональные знания, но и умения организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, осуществлять текущий контроль, нести ответственность за результаты своей работы, работать в коллективе, эффективно общаться, использовать информационно-коммуникационные технологии при оформлении результатов и др. Работа с новой, профессионально значимой информацией приближает будущего специалиста к производственным условиям, что стимулирует желание обучающихся достичь продуктивных результатов и положительно отражается на формирование профессиональной компетенции. Работа в проекте побуждает их решать профессиональные проблемы, искать нестандартные решения, изучать специальную литературу, расширять свой кругозор [2].

Таким образом,  проектный метод как интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания позволяет вырабатывать и развивать у обучающихся специфические умения и навыки проектной деятельности, а также навыки поиска информации, самообучения, исследовательскую и творческую деятельность. Основным условием проектного метода   является «значимость предполагаемых результатов, которые должны быть материальны и  оформлены. Проектный метод способствует объединить цели образования и будущую профессиональную деятельность, а так же перейти от воспроизведения знания к его практическому применению. Дальнейшее использование в образовательном процессе проектной деятельности позволяет обеспечить продвижение студентов по компетентностной образовательной траектории и способствует подготовки высококвалифицированных специалистов.

 

Список литературы:
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.12.2020 № 747 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» (Зарегистрирован 22.01.2021 № 62178) – URL: http:// publication. pravo. gov.ru/ Document/ (дата обращения: 25.04.2022). 
2. Блинов, А. Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие / А. Блинов. –  М.: Научная библиотека, 2019. - 324 c.
3. Дубровина, О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся / О. С. Дубровина // Проблемы и перспективы развития образования. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2306/ (дата обращения: 25.04.2022).