ПОНЯТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)
ПОНЯТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
Познавательный интерес является важнейшей основой развития человека как деятеля, созидателя, реформатора. Интерес к знаниям активизирует все психические процессы человека, побуждает к постоянному поиску изменений, совершенствованию действительности через деятельность. Особенностью познавательного интереса является то, что он может обогатить и активизировать процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности личности, поскольку в каждой из них заложено познавательное начало. Человек, охваченный познавательным интересом, выполняет любую деятельность более плодотворно и эффективно. В связи с тем, что интерес представляет собой сложное и весьма значимое образование для человека, он активно изучается многими исследователями и в психолого-педагогической литературе можно встретить огромное количество различных определений этого понятия.
Проблема интереса к науке существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогической и школьной мысли. Трудно найти живого человека, который ничем не интересуется, а еще труднее найти такого ребенка. Поэтому важно опираться на интересы учащихся и развивать эти интересы. «Если десятилетний ребенок не любит учиться, то это может быть не он, а его учитель, подавляющий его любознательность плохими методами обучения или неподходящим содержанием», — пишет Н. Г. Чернышевский. А также: «Учитель требует перевоспитания и переподготовки: из скучного, глупого и строгого педанта в учителя доброго и разумного, отбрасывающего глупые понятия, засоряющие голову здравым смыслом, чтобы взамен получить вменяемое».
Также был близок к теории интереса педагогики и К.Д. Ушинский. «Школьная скука, — писал он, — является источником многих проступков детей и даже пороков: злобы, лени, капризов, отказа от учебы, хитрости, лицемерия, обмана и тайных грехов». Уничтожьте скуку в школе – и все то смердящее облако, которое доводит учителя до отчаяния и отравляет светлый поток детских жизней, исчезнет само собой». Понятно, что интерес является основным мотивом деятельности ребенка. Чтобы лучше понять природу познавательного интереса, рассмотрим, как трактуется это понятие в различных источниках.
«Интерес (лат. Interest — значение, важный) — это реальная причина поступков, воспринимаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное отношение оценщика к своей деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении учащегося к предмету познания.
«Интерес – это эмоциональное состояние, связанное с выполнением познавательной деятельности и характеризующееся побуждением к этому» [29].
Но психологического содержания в словаре В.И. Даля «Интерес» нет. Первое значение слова «интерес» — выгода, прибыль; второе: увеличение денег; третье - соучастие, участие, забота; и четвертое: развлечение или смысл, важность материи [3].
Различия в определении понятия «интерес» в приведенных выше источниках позволяют предположить, что само понятие еще находилось в процессе формирования и уточнения в историческом процессе. Поэтому необходимо уточнить это в работах современных специалистов, занимавшихся вопросами развития познавательных интересов.
Интерес, писал С. Л. Рубинштейн, всегда становится двусторонним отношением. Если мне интересна какая-то тема, значит, эта тема мне интересна.
Как социальное явление: интерес есть единство выражения, проявление глубинной сущности предмета и отражение объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании субъекта. Иными словами, через интерес устанавливается связь человека с реальным миром, и эта связь избирательна. От объективной реальности человек принимает только то, что для него ценно и важно. В свою очередь, «процесс перехода от объективно интересного к личностно значимому является важнейшим в развитии обучения учащихся» [1, с.102].
Говоря о познавательных интересах, их часто отождествляют с потребностью в знаниях. Психологи до сих пор не могут ответить на вопрос, правомерно ли отделять понятие интереса от понятия потребности. Однако большинство ученых различают эти понятия. Например, В.Н. Мясищев и В.Г. Иванов отличает интерес от потребности на том основании, что потребность направлена на обладание предметом, а интерес направлен на познание его.
Существуют и контраргументы, например, интерес относят к мотивам, а мотив – это некоторая форма проявления потребности.
В работах Л.И. Божович интерпретирует познавательный интерес как одну из двух категорий учебных мотивов. К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной деятельности и приобретении новых навыков, умений и знаний (познавательные мотивы); вторая связана с потребностью ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, со стремлением учащегося занять определенное место в доступной ему системе социальных отношений.
«Мотив есть то, ради чего совершается действие, а не цель, на которую оно направлено , и желание одобрения, и детское решение, и чувство долга».
«Мотив (от лат. moveo — двигаю) — то, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, есть форма проявления потребности, система мотиваций, раскрывающаяся в поведении личности, богаче характеристики, что потребность, которая является его сущностью» [2, с. 284].
В общем, "если интерес - видоизмененная потребность, то какая-то, очень особенная, не такая, как у всех" [1; c. 169].
Г. И. Щукина дает следующий анализ понятия интереса, в психологических определениях он рассматривается как:
· избирательная направленность человеческого внимания (Н.Ф. Добрынин, Т.И. Рибо);
· проявление его психической и эмоциональной активности (С. Л. Рубинштейн);
· возбудитель различных чувств (Д. Фрейер);
· особый сплав эмоционально-произвольных и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и активность человека (Л. А. Гордон);
· активное познавательное (В.Н. Мясищев, В.Г. Иванов) эмоционально-познавательное (Н.Г. Морозова) отношение человека к миру;
· структура потребностей (Ш. Бюлер);
· специфическое отношение личности к теме, обусловленное осознанием своей жизненной цели и эмоциональной привлекательности (А.Г. Ковалев) [3, с.12].
Этот перечень интерпретаций далеко не полный, но он позволяет выделить такие общие для раскрытия концепта аспекты, как эмоциональные, интеллектуальные, регулятивные (внимание, воля), отношения интереса и основные личностные образования - отношения, потребности, направленность личности, активное сознание и деятельностные процессы.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что познавательный интерес представляет собой избирательную мотивацию личности, ориентированную на сознание, на эмоционально-волевое отношение к знаниям, на процесс познания и на развитие самого интеллекта.
Поэтому для преодоления инертности, равнодушия подростков к обучению необходимо через предмет воздействовать на эмоционально-волевую сферу учащегося, вызывать любознательность, направлять чувства, желания, мысли в глубинную область окружающего реальность. Воспитывать стремление узнать больше, формировать стремление к исследованиям, стимулировать открытие новых сторон уже известного.