Статья:

ПОНЯТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
ПОНЯТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. Турищев Д.В. [и др.]. 2023. № 1(224). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/224/122443 (дата обращения: 05.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Турищев Дмитрий Викторович
магистрант, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Скрипников Роман Петрович
магистрант, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Пугачев Максим Владимирович
магистрант, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Григорьев Евгений Александрович
магистрант, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Калюжный Артём Вячеславович
магистрант, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж
Королев Александр Иванович
канд. техн. наук, доцент, Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1, РФ, г. Воронеж

 

Познавательный интерес является важнейшей основой развития человека как деятеля, созидателя, реформатора. Интерес к знаниям активизирует все психические процессы человека, побуждает к постоянному поиску изменений, совершенствованию действительности через деятельность. Особенностью познавательного интереса является то, что он может обогатить и активизировать процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности личности, поскольку в каждой из них заложено познавательное начало. Человек, охваченный познавательным интересом, выполняет любую деятельность более плодотворно и эффективно. В связи с тем, что интерес представляет собой сложное и весьма значимое образование для человека, он активно изучается многими исследователями и в психолого-педагогической литературе можно встретить огромное количество различных определений этого понятия.

Проблема интереса к науке существовала на протяжении всего исторического процесса развития педагогической и школьной мысли. Трудно найти живого человека, который ничем не интересуется, а еще труднее найти такого ребенка. Поэтому важно опираться на интересы учащихся и развивать эти интересы. «Если десятилетний ребенок не любит учиться, то это может быть не он, а его учитель, подавляющий его любознательность плохими методами обучения или неподходящим содержанием», — пишет Н. Г. Чернышевский. А также: «Учитель требует перевоспитания и переподготовки: из скучного, глупого и строгого педанта в учителя доброго и разумного, отбрасывающего глупые понятия, засоряющие голову здравым смыслом, чтобы взамен получить вменяемое».

Также был близок к теории интереса педагогики и К.Д. Ушинский. «Школьная скука, — писал он, — является источником многих проступков детей и даже пороков: злобы, лени, капризов, отказа от учебы, хитрости, лицемерия, обмана и тайных грехов». Уничтожьте скуку в школе – и все то смердящее облако, которое доводит учителя до отчаяния и отравляет светлый поток детских жизней, исчезнет само собой». Понятно, что интерес является основным мотивом деятельности ребенка. Чтобы лучше понять природу познавательного интереса, рассмотрим, как трактуется это понятие в различных источниках.

«Интерес (лат. Interest — значение, важный) — это реальная причина поступков, воспринимаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное отношение оценщика к своей деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении учащегося к предмету познания.

«Интерес – это эмоциональное состояние, связанное с выполнением познавательной деятельности и характеризующееся побуждением к этому» [29].

Но психологического содержания в словаре В.И. Даля «Интерес» нет. Первое значение слова «интерес» — выгода, прибыль; второе: увеличение денег; третье - соучастие, участие, забота; и четвертое: развлечение или смысл, важность материи [3].

Различия в определении понятия «интерес» в приведенных выше источниках позволяют предположить, что само понятие еще находилось в процессе формирования и уточнения в историческом процессе. Поэтому необходимо уточнить это в работах современных специалистов, занимавшихся вопросами развития познавательных интересов.

Интерес, писал С. Л. Рубинштейн, всегда становится двусторонним отношением. Если мне интересна какая-то тема, значит, эта тема мне интересна.

Как социальное явление: интерес есть единство выражения, проявление глубинной сущности предмета и отражение объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании субъекта. Иными словами, через интерес устанавливается связь человека с реальным миром, и эта связь избирательна. От объективной реальности человек принимает только то, что для него ценно и важно. В свою очередь, «процесс перехода от объективно интересного к личностно значимому является важнейшим в развитии обучения учащихся» [1, с.102].

Говоря о познавательных интересах, их часто отождествляют с потребностью в знаниях. Психологи до сих пор не могут ответить на вопрос, правомерно ли отделять понятие интереса от понятия потребности. Однако большинство ученых различают эти понятия. Например, В.Н. Мясищев и В.Г. Иванов отличает интерес от потребности на том основании, что потребность направлена на обладание предметом, а интерес направлен на познание его.

Существуют и контраргументы, например, интерес относят к мотивам, а мотив – это некоторая форма проявления потребности.

В работах Л.И. Божович интерпретирует познавательный интерес как одну из двух категорий учебных мотивов. К первой относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной деятельности и приобретении новых навыков, умений и знаний (познавательные мотивы); вторая связана с потребностью ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, со стремлением учащегося занять определенное место в доступной ему системе социальных отношений.

«Мотив есть то, ради чего совершается действие, а не цель, на которую оно направлено , и желание одобрения, и детское решение, и чувство долга».

«Мотив (от лат. moveo — двигаю) — то, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, есть форма проявления потребности, система мотиваций, раскрывающаяся в поведении личности, богаче характеристики, что потребность, которая является его сущностью» [2, с. 284].

В общем, "если интерес - видоизмененная потребность, то какая-то, очень особенная, не такая, как у всех" [1; c. 169].

Г. И. Щукина дает следующий анализ понятия интереса, в психологических определениях он рассматривается как:

· избирательная направленность человеческого внимания (Н.Ф. Добрынин, Т.И. Рибо);

· проявление его психической и эмоциональной активности (С. Л. Рубинштейн);

· возбудитель различных чувств (Д. Фрейер);

· особый сплав эмоционально-произвольных и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и активность человека (Л. А. Гордон);

· активное познавательное (В.Н. Мясищев, В.Г. Иванов) эмоционально-познавательное (Н.Г. Морозова) отношение человека к миру;

· структура потребностей (Ш. Бюлер);

· специфическое отношение личности к теме, обусловленное осознанием своей жизненной цели и эмоциональной привлекательности (А.Г. Ковалев) [3, с.12].

Этот перечень интерпретаций далеко не полный, но он позволяет выделить такие общие для раскрытия концепта аспекты, как эмоциональные, интеллектуальные, регулятивные (внимание, воля), отношения интереса и основные личностные образования - отношения, потребности, направленность личности, активное сознание и деятельностные процессы.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что познавательный интерес представляет собой избирательную мотивацию личности, ориентированную на сознание, на эмоционально-волевое отношение к знаниям, на процесс познания и на развитие самого интеллекта.

Поэтому для преодоления инертности, равнодушия подростков к обучению необходимо через предмет воздействовать на эмоционально-волевую сферу учащегося, вызывать любознательность, направлять чувства, желания, мысли в глубинную область окружающего реальность. Воспитывать стремление узнать больше, формировать стремление к исследованиям, стимулировать открытие новых сторон уже известного.

 

Список литературы:
1. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. - М.: Просвещение, 2010. - С. 345.
2. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. - Ноябрьск, 2005. - С. 12-24.
3. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст]/ Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1984. - 19 с.