ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ПРИМЕРЕ МИНИСТЕРСТВА СПОРТА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(202)
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ПРИМЕРЕ МИНИСТЕРСТВА СПОРТА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ON THE EXAMPLE OF THE MINISTRY OF SPORTS OF THE REPUBLIC OF TYVA
Victoria Magbyn
Master's student, State Municipal Administration Buryat State University named after Dorji Banzarova, Russia, Ulan-Ude
Аннотация. В статье рассмотрены основные нормативно-правовые документы по оценке эффективности деятельности исполнительных органов в Российской Федерации, а также нормативно-правовые документы Республики Тыва в области физической культуры и спорта в республике. Проведен анализ деятельности Министерства спорта Республики Тыва и представлены достигнутые результаты. Определены приоритетные направления деятельности Министерства спорта Республики Тыва на 2022 год.
Abstract. The article discusses the main regulatory documents on the evaluation of the effectiveness of executive bodies in the Russian Federation, as well as regulatory documents of the Republic of Tyva in the field of physical culture and sports in the republic. The analysis of the activities of the Ministry of Sports of the Republic of Tyva is carried out and the results achieved are presented. Priority areas of activity of the Ministry of Sports of the Republic of Tyva for 2022 have been identified.
Ключевые слова: исполнительный орган государственной власти, Министерство спорта, оценка эффективности деятельности, показатели, национальные проекты, физическая культура и спорт.
Keywords: executive body of state power, Ministry of Sports, performance evaluation, indicators, national projects, physical culture and sports.
Введение. Стремление к улучшению эффективности деятельности органов государственной власти, как и повышение эффективности деятельности в других отраслях человеческой деятельности, довольно сильно вошло в обиход одного из направлений управления социально-экономическими системами в современном обществе.
В настоящее время важным направлением государственного управления в разных сферах жизни является оценка эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти (далее – ИОГВ), оказывающая на руководителей исполнительных органов власти стимулирующее воздействие. Данная оценка дает необходимый ориентир руководителям для достижения задач и целей, поставленных вышестоящими исполнительными органами. В общих чертах с помощью оценки эффективности можно добиться более качественного государственного управления, которое будет направлено на достижение показателей, удовлетворяющих граждан и общество. В настоящее время оценка эффективности деятельности ИОГВ субъектов РФ регулируется Указом Президента РФ от 04.02.2021 г. №68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [1]. Ранее действующий документ от 25 апреля 2019 г. № 193 утратил свою силу.
Данный нормативно-правовой документ включает 20 показателей для оценки эффективности деятельности исполнительных органов власти субъектов РФ [1]. Субъекты РФ вправе создавать на своем уровне нормативно-правовые документы в данной сфере деятельности.
Цель исследования заключается в выявлении недостатков в оценке эффективности деятельности управления в сфере физической культуры и спорта на примере Министерства спорта Республики Тыва.
Результаты исследования и их обсуждение. Эффективность использования средств физической культуры и спорта в интересах государства находится в зависимости от тех целей, которые государство ставит перед ними. Она напрямую связана с качеством управления любой сферой, в том числе и сферой физической культуры и спорта, как на уровне всего государства, так и на уровне субъекта Российской Федерации и муниципального образования [7].
Постановлением Правительства Республики Тыва от 24 января 2011 г. № 38 утверждено положение о Министерстве по делам молодежи и спорта Республики Тыва и его структуры [3].
Министерство спорта Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере молодежной политики по определению основных задач и направлений развития физической культуры и спорта в республике, а также по оказанию государственных услуг в сфере физической культуры и спорта в республике.
Действующая структура Министерства изменена постановлением Правительства Республики Тыва от 31 октября 2019 г. № 524 «О внесении изменения в структуру Министерства спорта Республики Тыва». Всего в Министерстве 11 ед. (рис.1.), из них: 1 ед. – государственная должность Республики Тыва (министр), 10 ед. – должности государственной гражданской службы Республики Тыва [4].
Рисунок 1. Организационная структура Министерства спорта Республики Тыва
Во исполнение данного Указа в Министерстве деятельность велась, руководствуясь приоритетами, которые определены национальными проектами как «Демография», Индивидуальной программой социально-экономического развития республики и Посланием Главы республики «Помнить прошлое. Гордиться настоящим. Верить в будущее» от 12 декабря 2020 г. Общая цель этих документов – повышение уровня и качества жизни населения республики.
В целях создания условий для физического, спортивного и духовного совершенствования, укрепления здоровья граждан, приобщения различных групп населения, в первую очередь, молодежи, к систематическим занятиям физической культурой и спортом, в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 5 июня 2014 г. № 259 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Тыва», на основании распоряжения Правительства Республики Тыва от 31 июля 2013 г. № 261-р «Об утверждении перечня государственных программ Республики Тыва, подлежащих разработке» Правительство Республики Тыва постановило государственную программу Республики Тыва «Развитие физической культуры и спорта до 2025 года» [2].
Общая сумма финансирования физической культуры и спорта с 2006 года по 2020 год выросла в 58,2 раза, или на 556,0 млн. рублей. С 2010 года удалось привлечь более 1 млрд. рублей частных инвестиций на строительство крупных объектов спорта. На частные вложения построены универсальный спортивный комплекс с крытым ледовым катком «Субедей» и физкультурно-оздоровительный комплекс в г. Чадане. На условиях государственно-частного партнерства возведен Центр спортивных единоборств в г. Чадане [6].
В 2021 г. в рамках регионального проекта «Спорт – норма жизни» национального проекта «Демография» между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Республики Тыва заключены три финансовых дополнительных соглашений на сумму 33 129,14 тыс. рублей, из них федеральный бюджет 32 797,8 тыс. рублей, республиканский бюджет 331,34 тыс. рублей. Данные субсидии представлены: на закупку спортивного оборудования и инвентаря для спортивных школ олимпийского резерва.
СШОРы получили спортивные оборудования и инвентари на закупку малых спортивных площадок (далее - ГТО площадки) в двух муниципальных образованиях и один физкультурно-оздоровительный комплекс открытого типа (далее - ФОКОТ) предусмотрено 24 786,4 тыс. рублей, (на ФОКОТ – 20 202,1 тыс. рублей, ГТО – 4 584,3 тыс. рублей).
По ФОКОТ был заключен государственный контракт на поставку оборудования с ООО «Контактор» на общую сумму 20 113,32 тыс. рублей. 8 сентября 2021 г. часть оборудования ФОКОТ была поставлена в г. Кызыл (прибыли резиновые покрытия и уличные тренажеры). Поставка оставшегося оборудования (футбольные ворота, баскетбольные фермы, уличные стойки для волейбола, трибуны) поставлены 18 октября. Оборудование находится на хранении в Министерстве спорта Республики Тыва.
В связи с поздней поставкой оборудования ФОКОТ, а также коротким строительным периодом в регионе и изменением погодных условий (от -12 до -16 градусов по Цельсию) монтаж резиновых покрытий беговых дорожек, укладка искусственного покрытия футбольного поля ФОКОТ перенесена на 2022 г.
ГТО площадки устанавливаются в двух муниципальных образованиях Республики Тыва (с. Тоора-Хем Тоджинскогокожууна и г. Туран Пий-Хемскогокожууна). На данный момент ГТО площадка установлена в Пий-Хемском кожууне. В Тоджинском кожууне будут устанавливать в 2022 г., в связи с тем, что долгое время не могли договориться с грузовой машиной для транспортировки оборудований ГТО площадки в Тоджинский кожуун [5].
При федеральной поддержке был реконструирован спортивный комплекс им. Ивана Ярыгина, построено 3 бассейна, 3 физкультурно-оздоровительных комплекса, 7 футбольных полей с искусственным покрытием, 2 центра спортивных единоборств, 62 спортивные и специализированные площадки, обновлено тренировочное оборудование 25 спортивных школ.
Главой республики Ш.В. Кара-оолом в 2013 году инициирован губернаторский проект «Спорт – во дворы», благодаря которому в течение 3 лет создан скейтпарк, установлено более 450 трехуровневых турников, отремонтировано и благоустроено более 300 спортивных площадок, реконструировано 6 стадионов, построено 5 хоккейных коробок [6].
На развитие спортивной инфраструктуры направлен и губернаторский проект «Гнездо орлят» («Эзирлернин уязы»). Отобрано 15 сельских поселений для строительства малых спортивных залов. Также при поддержке Главы Республики Тыва В.Т. Ховалыга в 2021 году дополнительно выделено 23 495,0 тыс. рублей на строительство 5 малых спортивных залов в размере 9 000,0 тыс. рублей и двух залов ангарного типа в размере 14 495,0 тыс. рублей.
В 2021 году из республиканского бюджета на строительство малых спортивных залов предусмотрено 53 495,0 тыс. рублей (14 495,0 – 2 зала ангарного типа, 39 000,0 – 20 гнезд). Из муниципального бюджета 7 700,0 тыс. рублей (один муниципалитет предусматривает в бюджете 350,0 тыс. рублей).
Малые спортивные залы будут пристройками к школам, домам культуры и детско-юношеским школам сельских поселений.
Заключены соглашения с председателями муниципальных образований «О взаимодействии между Министерством спорта Республики Тыва и муниципальным районом в рамках реализации губернаторского проекта «Гнездо орлят» («Эзирлернинуязы»)».
Таблица 1
Строительная готовность объектов
№ |
Наименование районов |
% готовности |
Примечание |
||
1 |
с. Морен Эрзинскогокожууна |
100% |
Открытие состоялось 20.11.2021 г. |
||
2 |
с. СайлыгЧеди-Хольского района |
100% |
Открытие состоялось 3.12.2021 г. |
||
3 |
с. Чыргаланды Тес-Хемского района |
100% |
Открытие состоялось 15.12.2021 г. |
||
4 |
с. Арыг-Бажы Тандинского района |
100% |
Открытие состоялось 18.12.2021 г. |
||
5 |
с. Шеми Дзун-Хемчикского района |
100% |
Открытие состоялось 22.12.2021 г. |
||
6 |
с. Булун-Терек Чаа-Хольского района |
100% |
Открытие состоялось 22.12.2021 г. |
||
7 |
с. Шекпээр Барун-Хемчикского района |
100% |
Открытие состоялось 24.12.2021 г. |
||
8 |
с. Ишкин Сут-Хольского района |
100% |
Открытие состоялось 27.12.2021 г. |
||
9 |
с. Суг-Бажы Каа-Хемского района |
100% |
Открытие состоялось 28.12.2021 г. |
||
10 |
с. Шуй Бай-Тайгинского района |
100% |
Открытие состоялось 29.12.2021 г. |
||
11 |
с. Арыг-Бажы Улуг-Хемского района |
100% |
Открытие состоялось 30.12.2021 г. |
||
12 |
с. Хадын Пий-Хемского района |
100% |
Открытие состоялось 30.12.2021 г. |
||
13 |
с. Солчур Овюрского района |
100% |
Открытие состоялось 28.12.2021 г. |
||
14 |
с. Кунгуртуг Тере-Хольского района |
100% |
Открытие состоялось 06.03.2022 |
||
15 |
с. Тоора-Хем Тоджинского района |
100% |
Открытие состоялось 30.12.2021 г. |
||
Дополнительные объекты |
|||||
1 |
с. Хондергей Дзун-Хемчикского района |
100% |
Открытие состоялось 25.12.2021 г. |
||
2 |
с. Чаа-Холь Чаа-Хольского района |
80% |
Ведутся работы по стропилу крыши. Остались работы по монтажу обрешетки и утепление крыши, укладке черепицы, установке окон и дверей, внутренние работы зала и подключение системы отопления. |
||
3 |
с. ЭэрбекКызылского района |
85% |
Открытие состоялось в январе 2022 г. |
||
4 |
с. Барлык Барун-Хемчикского района |
86% |
Открытие состоялось в январе 2022 г. |
||
5 |
с. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского района |
87% |
Открытие состоялось в январе 2022 г. |
||
Модульные спортивные залы ангарного типа |
|||||
1 с. Ак-Дуруг Чаа-Хольского района |
100% |
Открытие состоялось 02.12.2021 г. |
|||
2 с. Самагалтай Тес-Хемского района |
100% |
Открытие состоялось 29.12.2021 г. |
Благодаря целенаправленной работе по развитию спортивной инфраструктуры уровень обеспеченность спортсооружениями жителей республики к концу 2021 года выросла до 90,7%, что почти на 10% больше 2020 года (2020г. - 80,8%).
В настоящее время в республике функционируют 413 спортивных объекта (12 стадионов, 143 плоскостных сооружений, 8 футбольных полей с искусственным покрытием, 241 спортивных залов, 4 бассейна, 5 физкультурных спортивных комплекса).
Подготовка спортивного резерва и выявление одаренных спортсменов являются одним из приоритетных направлений в развитии спортивной отрасли. В контексте этой задачи особое внимание уделялось улучшению условий труда тренеров и спортивных специалистов, повышению их квалификации, модернизации системы подготовки спортсменов.
Средняя заработная плата работников спорта и физической культуры за 14 лет выросла вдвое и составила в 2020 году 34485 рублей. Количество работников также удвоилось: с 437 человек (2007 г.) до 858 человек (2020 г.). Возросла их квалификация: доля работников с высшим и средним профессиональным образованием увеличилась с 77,2 процента (2007 г.) до 90 процентов (2020 г.).
С 2006 года количество тувинских спортсменов, включенных в состав сборных страны по различным видам спорта, увеличилось в 5 раз: с 20 человек (2006 г.) до 101 человека (2020 г.). Количество выездных соревнований увеличилось с 40 до 200 в год, а количество участников к 2020 году (1236 чел.) превысило в 6 раз показатель 2007 года (216 чел.). Соответственно возросло и количество завоеванных медалей – со 135 (2007 г.) до 379 (2019 г.).
Для стимулирования и поощрения выдающихся спортсменов начиная с 2011 года учреждены гранты Главы республики на общую сумму 3 млн. рублей. Они присуждаются лучшим спортсменам и используются на приобретение или строительство жилья для них.
В течение 14 лет звания заслуженного тренера Российской Федерации удостоились 10 человек, заслуженного мастера спорта Российской Федерации – 13 человек, мастера спорта международного класса – 39 человек, мастера спорта России – 83 человека.
Усовершенствована работа по подготовке и проведению спортивных соревнований республиканского, российского и международного уровней. Если 10 лет назад в год проводилось 78 соревнований с участием 9,8 тыс. человек, то к 2019 году данный показатель вырос до 171 соревнования, включая 5 международных, в которые вовлечены 28,5 тыс. спортсменов.
Тесная работа ведется с общественными организациями спортивной направленности, со спортивными федерациями. В 2007 году в республике существовало 30 видов спорта. Сегодня жителям доступны для регулярных занятий 52 вида спорта.
В результате более 150 тыс. жителей республики, или 50,8 процента населения сегодня с разной степенью активности занимаются спортом и физической культурой (СФО – I место; РФ – III место). В 2007 году их было втрое меньше – 52,5 тысячи, или 17,2 процента населения.
Определены приоритетные направления деятельности Министерства спорта Республики Тыва на 2022 год:
- создание спортивной базы для проведения спортивных сборов;
- создание республиканской спортивной школы-интерната;
- реализация губернаторского проекта «Гнездо орлят» - «Эзирлернин-уязы»;
- реализация спортивно-массового мероприятия «Общереспубликанская спартакиада»;
- реализация регионального проекта «Спорт-норма жизни» национального проекта «Демография».
Заключение. Таким образом, по результатам деятельности Министерства спорта Республики Тыва можно сказать что, установленные значения по показателям Указа Президента исполнительный орган власти выполнил. Но есть недостатки в деятельности органа исполнительной власти. Такие как не завершенные работы, которые были перенесены на 2022 год в связи с не своевременно выполненными задачами сотрудников Министерства, а также по непредвиденным погодным ситуациям.