ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Современный ученик начальной школы живет в мире, в котором постоянно через него проходит огромное количество информации. Следовательно, и роль учителя становится иной, отличной от той, которая была десятки лет назад. Педагогу необходимо быть проводником для ребенка в мире информационного потока. Тем самым учитель должен не только научить ребенка правильно воспринимать информацию, но отделять ложную от достоверной.
Педагоги образовательной организации стараются использовать различные формы и методы работы для формирования информационной культуры младших школьников.
Для успешного формирования информационных умений младших школьников педагоги используют следующие формы работы:
1. Индивидуальная (благодаря данной формы работы мы более точечно и подробно работаем над усвоением материала с ребенком, развиваем самостоятельность, учим спрашивать и не боятся ответить, ошибиться. Плюсом дифференцируем задания на уроках по уровню сложности);
2. Групповая (умение работать с информацией сообща, умение договариваться и узнавать что-то новое от ближнего)
Организация учебного процесса по средствам данных форм работы не только направлено на учебно-воспитательный процесс, но и на развитие таких сторон ученика, как творчество, умение излагать грамотно свою мысль и доказывать точку зрения, ораторское мастерство, опыт в познавательной и проектной деятельности.
Помимо индивидуальных и групповых форм работы мы предлагаем использовать следующие формы:
– Наглядные формы работы (использование на уроках и во внеурочной деятельности презентаций, стендов, папок-ширм, опорных схем, картинок, схем и таблиц);
– Досуговая форма (организация уроков-путешествий, уроков-игр, мероприятий, направленных на работу с информацией. Игровая форма дает возможность эффективно и с интересом закрепить полученные знания);
– Информационно-аналитическая форма (выявление запроса детей о том, что им больше нравится, как они хотят проводить работу на уроке, рефлексия);
– Информационно-коммуникационная форма (непосредственное введение сайтов, использование интернет-платформ. К примеру, на уроках окружающего мира мы можем давать домашние задания, через гугл-класс, или использовать для работы Яндекс-класс, чат класса).
Не стоит забывать и о том, что мотивация является важной составляющей при формировании информационных умений младших школьников. Е.П. Ильин выделяет три учебных действия мотивационного этапа организации информационной деятельности школьников:
1. Создание проблемной ситуации:
– постановка задачи, благодаря которым можно решить возникшую проблему посредством изучения новой темы;
– изучение информации о том, как эта проблема решалась в науке;
– теоретическая и практическая значимость тематики.
2. Основная учебная задача, как итог обсуждения проблемной ситуации
3. Самоконтроль и самооценка по изучению темы [3, с. 263].
Метод проектов, также является одним из эффективных методов по формированию информационных умений младших школьников. Л.А. Громова говорила о данном методе следующее: «метод проектов заключается в стимулировании интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановку перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений» [1, с. 16].
Основная задача данного метода, в формировании информационных умений учеников начальных классов – предоставить обширное количество материала, информации, идей для поиска оптимального решения.
Не стоит забывать о том, что игра занимает определенное место в жизни младших школьников. Поэтому, при формировании информационных умений мы вклиниваем в учебный процесс и игровую деятельность.
В условиях, задаваемых игровой деятельностью, ученик начальных классов может смоделировать и попробовать на себе ту или иную ситуацию. Благодаря игре происходит усвоение и отработка ЗУН.
Также стоит отметить и такой метод, как нетрадиционный подход к изучению текста учебника. Рассмотрим примеры таких методов работы, которые представляет С.А. Зайцева в своих трудах:
1. Составь задание по тексту учебника: ученикам предлагается составить тест, кроссворд, диктант, филворд по заданному тексту;
2. Задай вопрос: необходимо самостоятельно сформулировать вопрос к тексту и задать его своим одноклассникам;
3. Отсроченная отгадка: нахождение «спрятанных» фактов, которые тесно связанны с основной мыслью текста;
4. Читай и делай: одновременная работа с текстом и заданиями для продуктивного решения той или иной задачи [2, с. 44]
Таким образом, формированию информационных умений младших школьников помогает использование следующих методов и форм работы:
1. Формы работы:
– индивидуальная;
– групповая;
– досуговая;
– информационно-аналитическая;
– информационно-коммуникационная
2. Методы работы:
– работа с текстом;
– создание проблемной ситуации;
– метод проектов
Мы понимаем, что основными формами в образовательных организациях являются индивидуальная и групповая форма работы на уроках. Но, с использованием различных методов урок становится не только продуктивным, но и полезным и интересным для детей младшего школьного возраста.