Статья:

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №24(203)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Онищук А.А. ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 24(203). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/203/115794 (дата обращения: 16.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Онищук Алина Андреевна
студент, ФГАОУ ВО Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень
Быков Сергей Александрович
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГАОУ ВО Тюменский государственный университет, РФ, г. Тюмень

 

Современный ученик начальной школы живет в мире, в котором постоянно через него проходит огромное количество информации. Следовательно, и роль учителя становится иной, отличной от той, которая была десятки лет назад. Педагогу необходимо быть проводником для ребенка в мире информационного потока. Тем самым учитель должен не только научить ребенка правильно воспринимать информацию, но отделять ложную от достоверной.

Педагоги образовательной организации стараются использовать различные формы и методы работы для формирования информационной культуры младших школьников.

Для успешного формирования информационных умений младших школьников педагоги используют следующие формы работы:

1. Индивидуальная (благодаря данной формы работы мы более точечно и подробно работаем над усвоением материала с ребенком, развиваем самостоятельность, учим спрашивать и не боятся ответить, ошибиться. Плюсом дифференцируем задания на уроках по уровню сложности);

2. Групповая (умение работать с информацией сообща, умение договариваться и узнавать что-то новое от ближнего)

Организация учебного процесса по средствам данных форм работы не только направлено на учебно-воспитательный процесс, но и на развитие таких сторон ученика, как творчество, умение излагать грамотно свою мысль и доказывать точку зрения, ораторское мастерство, опыт в познавательной и проектной деятельности.

Помимо индивидуальных и групповых форм работы мы предлагаем использовать следующие формы:

– Наглядные формы работы (использование на уроках и во внеурочной деятельности презентаций, стендов, папок-ширм, опорных схем, картинок, схем и таблиц);

– Досуговая форма (организация уроков-путешествий, уроков-игр, мероприятий, направленных на работу с информацией. Игровая форма дает возможность эффективно и с интересом закрепить полученные знания);

– Информационно-аналитическая форма (выявление запроса детей о том, что им больше нравится, как они хотят проводить работу на уроке, рефлексия);

– Информационно-коммуникационная форма (непосредственное введение сайтов, использование интернет-платформ. К примеру, на уроках окружающего мира мы можем давать домашние задания, через гугл-класс, или использовать для работы Яндекс-класс, чат класса).

Не стоит забывать и о том, что мотивация является важной составляющей при формировании информационных умений младших школьников. Е.П. Ильин выделяет три учебных действия мотивационного этапа организации информационной деятельности школьников:

1. Создание проблемной ситуации:

– постановка задачи, благодаря которым можно решить возникшую проблему посредством изучения новой темы;

– изучение информации о том, как эта проблема решалась в науке;

– теоретическая и практическая значимость тематики.

2. Основная учебная задача, как итог обсуждения проблемной ситуации

3. Самоконтроль и самооценка по изучению темы [3, с. 263].

Метод проектов, также является одним из эффективных методов по формированию информационных умений младших школьников. Л.А. Громова говорила о данном методе следующее: «метод проектов заключается в стимулировании интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановку перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений» [1, с. 16].

Основная задача данного метода, в формировании информационных умений учеников начальных классов – предоставить обширное количество материала, информации, идей для поиска оптимального решения.

Не стоит забывать о том, что игра занимает определенное место в жизни младших школьников. Поэтому, при формировании информационных умений мы вклиниваем в учебный процесс и игровую деятельность.

В условиях, задаваемых игровой деятельностью, ученик начальных классов может смоделировать и попробовать на себе ту или иную ситуацию. Благодаря игре происходит усвоение и отработка ЗУН.

Также стоит отметить и такой метод, как нетрадиционный подход к изучению текста учебника. Рассмотрим примеры таких методов работы, которые представляет С.А. Зайцева в своих трудах:

1. Составь задание по тексту учебника: ученикам предлагается составить тест, кроссворд, диктант, филворд по заданному тексту;

2. Задай вопрос: необходимо самостоятельно сформулировать вопрос к тексту и задать его своим одноклассникам;

3. Отсроченная отгадка: нахождение «спрятанных» фактов, которые тесно связанны с основной мыслью текста;

4. Читай и делай: одновременная работа с текстом и заданиями для продуктивного решения той или иной задачи [2, с. 44]

Таким образом, формированию информационных умений младших школьников помогает использование следующих методов и форм работы:

1. Формы работы:

– индивидуальная;

– групповая;

– досуговая;

– информационно-аналитическая;

– информационно-коммуникационная

2. Методы работы:

– работа с текстом;

– создание проблемной ситуации;

– метод проектов

Мы понимаем, что основными формами в образовательных организациях являются индивидуальная и групповая форма работы на уроках. Но, с использованием различных методов урок становится не только продуктивным, но и полезным и интересным для детей младшего школьного возраста.

 

Список литературы:
1. Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов. М.: Перспектива, 2013. 143 с.
2. Зайцева С.А. Методические основы формирования ИКТ‒компетентности будущего учителя начальных классов // Высшее образование сегодня. 2011.  № 4. С. 42‒44.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.