Статья:

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(234)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Редькина В.В. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 11(234). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/234/124661 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Редькина Влада Витальевна
студент Елабужского института (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», РФ, г. Елабуга
Еремеева Ольга Александровна
научный руководитель,

 

На сегодняшний день основным принципом воспитания, реализующимся в начальном школьном образовании Российской Федерации, следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной и этнокультурной традиции.

Активную роль в процессе успешной социализации младших школьников, как активных членов общества должен играть фактор национального воспитания, ибо для осознания национальной принадлежности существенное значение имеет овладение определенной суммой ценностей той или иной национальной культуры.

Изучению воспитательного потенциала основных жанров и направлений устного народного творчества в развитии личности ребёнка младшего школьного возраста посвящены многочисленные исследования, среди которых ведущее место занимают работы Е. Н. Ахтырской, Л. С. Бушуевой, Т. Е. Десятовой, Н. А. Клиншовой, З. М. Кутейниковой, Г. М. Первовой, Е. Л. Поварницыной, Т. В. Поштаревой, Е. С. Тришиной, С. З. Шепелиной и др.

Утрата исторических и культурных корней своего народа может привести к безнравственности личности и утрате моральных и этических норм. Соприкосновение с народным искусством и традициями народов, ознакомление с устным народным творчеством духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре не только своего народа, но и других.

Еще Л. Н. Толстой утверждал, что детям более понятны сказки, пословицы, легенды, стихи, загадки, т. е. книги, написанные не для народа, а из народа. По мнению писателя, наиболее эффективной формой воспитания молодого поколения является приобщение ребенка к изучению устного народного творчества..

Ценность народного устного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональную связь с ребенком.

В устном народном творчестве отражается культура, быт народа-созидателя, проблемы, которые волновали людей в разные периоды их жизни. Устное народное творчество по-другому называется фольклор (от англ. Folk – «народ» и lore – «мудрость») – это произведения, созданные народом и бытующие в нём.

В сказках, песнях, танцах, различных обрядах народная мудрость выступает через поэтические образы как реальная жизнь с ее нуждами, горестями, радостями и стремлением к прекрасному [1, с. 32].

В нравственном и культурном воспитании младших школьников наиболее эффективны те методы и средства, которые воздействуют именно на эмоциональную сферу ребёнка и вызывают у него различные эмоции и интерес. Таким интегративным средством, точки зрения исследователей данного направления, являются произведения малых жанров устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки, басни, притчи.

Пословицы отражают силу народного мышления, непосредственно связанного с народной практикой. Пословицы - это свод народной мудрости, стоны и вздохи, плачи и рыдания, радость и веселье, житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый.

Пословица воспитывает чувствительность к смысловым оттенкам слов, помогает различать и понимать простые случайные многозначности слов, образные высказывания в тексте. Пословица коротка, лишних слов в ней нет, каждое слово содержательно, точно.

Поговорки, как жанр устного народного творчества это поэтические, широко используемые в речи выражения, устойчивые, краткие, часто образные, многозначные. Особенностью поговорок является то, что они переносные по смыслу, синтаксически оформленные как предложения, часто ритмически организованные.

В качестве воспитательного потенциала в поговорке проявляется то, они включают в себя  обобщающий социально-исторический опыт народа и носят поучительный, дидактический характер.

На младших школьников, включение пословиц в учебный процесс, оказывает положительное влияние тем, что с помощью данных высказываний создаются яркие внешние портреты людей. Портретные характеристики могут быть как положительными, так и отрицательными, ребенок сам дает характеристику представляемому герою и его поступкам.

В сказках, как формах устного народного творчества, широко раскрывается истина народной жизни, история жизни в прошлом времени. Ясность художественных образов, совершенство и простота композиции, богатство сказок способствуют глубокому и устойчивому восприятию младшим школьником идей народа, выраженных в них, его представлений о добре и зле, истине и несправедливости, человеческой красоте.

Большое значение в воспитании детей младшего школьного возраста имеют загадки, развивающие находчивость, находчивость, образное мышление, а также метафорическое описание предметов через сопоставление их с другими средствами искусства.

Одной из самых интересных для восприятия и введения в образовательный процесс формой является «загадка». Слово «загадка» имеет древнее происхождение. В древнерусском языке слово гадать означало думать, размышлять. Отсюда и произошло данное понятие. В загадке дается предметное описание какого-либо явления, для распознавания которого требуется немало размышлений.

Несмотря на то, что головоломки сложны, их решение-игра, рассчитанная на веселье, веселое настроение и радостное ожидание правильного ответа [2, с. 42].

В правильной организации педагогического процесса у ребенка формируются определенные реалистические тенденции, которые проявляются как в его собственном творчестве, так и в отношении к произведению искусства, так как воспитанный в народной сказке, Младший школьник осознает нравственную меру, через которую не должно переходить представление ребенка о жизни, поступках. В то же время у него начинают появляться реалистические критерии оценок тех или иных действий.

В устном народном творчестве как нигде сохранились характерные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, истине, мужестве, трудолюбии, верности. Знакомя младших школьников с пословицами, загадками, поговорками, сказками, педагог ведет кропотливую и важную работу по приобщению их к общечеловеческим ценностям. Детям понятен простой и понятный язык сказок, песен, пословиц, поговорок [3, с. 72].

В ходе изучения устного народного творчества в младших классах учащиеся начальной школы учатся понимать богатство, глубину и мудрость народов, откроют новые грани удивительного мира устного народного творчества.

Читая пословицы, притчи, басни, отгадывая загадки, дети получают различные эмоции: радуются, тревожатся, огорчаются, удивляются, восхищаются, сочувствуют, сопереживают, плачут.

Они помогают ребятам сориентироваться в окружающем их мире, учат отличать хорошее поведение от плохого, воспитывают нравственные качества личности: милосердие, патриотизм, доброту, порядочность, честность, правдивость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, сострадание и др.

 

Список литературы:
1. Вовнянко А.А., Вовнянко Е.Ф., Левадная О.А., Томилина З.М. Изучение устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальных классах / Научный альманах. 2022. № 11-1 (97). С. 32-34.
2. Гамидова С.Х. Пословицы, поговорки и загадки как жанр устного народного творчества в развитии речи учащихся младших классов / Наука через призму времени. 2019. № 3 (24). С. 41-44.
3. Полозова И.Н., Ефремова А.Н. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества и искусства / Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования. Материалы VII региональной научно-практической (очно-заочной) конференции. 2020. С. 70-73.